Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение Маркса и Энгельса как философия практики. Его значение в цивилизации 20 века




Постклассическа я философия 2ой половины 19 века(Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, С Кьеркегор)

Постклассика - фил. направление возникшее на рубеже 19-20 вв. как реакция на классическую фило­софию. Постклассическими являются учения А.Шопенгауера, К.Маркса, С.Кьеркегора, Ф.Ницше, О.Конта.

Немецкая классическая фил. максимально полно для своего периода объяснила сущность бы­тия, познания и других философских проблем с пози­ций идеализма. Постклассики представили различ­ные учения, но их объединяло одинаковое понимание бытия. В отличии от мыслителей классической фил. они понимали бытие не как мысль, мышление, идею, а отдавали предпочтение самим вещам, фактам ре­альной жизни, поступкам, практике, человеку.

Философы, постклассического периода переос­мыслили учение Гегеля, они обосновали возможность философствовать о бытии не как о мысли, подверг­нув критике принцип тождества бытия и мышления. Представители неклассической философии пытались объяснить мир, как и классики, с позиций идеализма догегелевского периода, например, платоновского и найти новые подходы в рамках старого доклассиче-ского идеализма.

Постклассики указали, что слабость теории Гегеля в том, что он начал философствовать с «понятия бы­тия», не учитывая все проблемы реального бытия, проблемы отдельного человека, он свел сущность человека к мышлению, оставив без внимания природу человека, мир его чувств и физических потребностей. Особой критике была подвергнута идея Гегеля о пони­мании истины как движения чистой мысли к Абсолюту. С их точки зрения истина истолкованная подобным образом не затрагивает потребности и не решает проблемы конкретного человека. Отвергнув теории рационалистического идеализма, философы по­стклассики попытались проработать интуицию бытия не как мысли, создав при этом разные учения: мате­риалистические, ориентированные на рационализм, идеалистические исповедующие иррационализм. Иррационализм был представлен творчеством А.Шопенгауэра. В своих работах он критиковал диалектику и историзм Гегеля. Шопенгауэр призывал вернуться к идеям канта и Платона, главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире, он объявил волю. Воля яв­ляется центральным понятием философии Шопен­гауэра, он придает ей свойство абсолютного начала, идеальной силы, способной влиять на все сущее и лежащей в основе мироздания. Воля - сущность бы­тия, и эта сущность ни есть мысль. Эти идеи он изло­жил в книге «Мир как воля и представление», в этом фил. труде он вывел логический закон достаточного основания, согласно которому, истинная философия должна исходить только из представления, которое является фактом сознания. В противовес Гегелю, Шопенгауэр утверждал, что человек не только мыс­лящее и познающее существо, но еще и тело которое проявляет себя в волевом акте, оно участвует в по­знании мира, благодаря нему мы испытываем стра­дание, наслаждение стремление к самосохранению.

Материализм критиковал классическую фил. за мыслительное освоение мира. По мнению К.Маркса основная задача теоретической мысли в освоении и практическом преобразовании мира. Практическое действие не может быть сведено к объясняющему мышлению, оно должно включать в себя экономиче­ские и политические интересы человека. Предпосыл­ками философствования должны служить не мысли, понятия и теоретические рассуждения о внешнем мире, а реальные действия по овладению предмета­ми внешнего мира для удовлетворения человеческих потребностей.Родственной иррационализму считается филосо­фия жизни». Основными представителями явл. Ф.Ницше и В.Дильтей. В основе этой фил. лежит по­нятие воли, которой отводится роль основной со­ставляющей чел. жизни и окружающего мира. Цель этого фил. течения помочь человеку приспособиться к окружающему миру и максимально реализовать свои способности.Для немца Фридриха Ницше (1844—1900) в осно­ве всего находится не воля к жизни, как у Шопенга­уэра, а воля к власти. Он — сторонник сильных лич­ностей, таких как герой его книги «Так говорил За-ратустра», живущий высоко в горах, т.е. выше обычных людей, со своими ближайшими друзьями — мудрой змеей и гордым орлом. Чем дальше от при­роды до человека, тем больше затухает импульс к жизни, а сам человек — это уже прямое проявление болезни. Выход один — воспитывать сильных лично­стей, способных вести за собой слабовольные мас­сы людей. Лозунг Ницше: «Живи опасно».

Ницше — прекрасный филолог и музыкальный им­провизатор, к тому же страдающий от недугов. Все это переплавляется у него в своеобразную философ­скую форму, где яркие литературные эссе, пропове­ди, афоризмы, декларации, написанные подчас в музыкальных ритмах, то и дело противоречат друг другу. Ницше принято считать декадентом, т.е. пред­ставителем, причем ярчайшим, того направления в культуре конца XIX в., которое отмечено индивидуа­листическим пессимизмом, аморальностью, эстети­зацией кризисных явлений. Ницше считают также нигилистом, т.е. человеком, отрицающим все усто­явшееся и не предлагающим новых позитивных цен­ностей. Впрочем, немало и таких авторов, кто обви­няет Ницше в культивировании фашизма, ибо, мол, «белокурая бестия» Ницше — это прообраз фашист­ского молодчика. В таком случае Ницше уже не столько нигилист, сколько приверженец фашизма. Думается, что все приведенные характеристики стра­дают явной односторонностью.

Ницше подобно любому философу занимается пе­реоценкой существующих идеалов, но делает это во многих отношениях ярче и резче других. Для Ниц­ше философия есть форма критики устоявшегося, традиционного, которое игнорирует становящееся, органичное по своему характеру стремление к влас­ти. Это стремление не поддается научному изучению, а лишь истолковывается человеком. Экзистенциализм вводит в свою фил. интуицию бытия не как мысли. С.Кьеркегор подверг критике фил. воззрения Гегеля, который в стремлении смот­реть на мир глазами Творца забыл о человеке и его экзистенции.Позитивизм и этапы его развития. Проблема критерия научного знания.

 

2. Позитивизм. Его создателем считается Огюст Конт, который выделил три этапа в истории челове­ческой мысли: теологический, метафизический и по­зитивный. Позитивный этап - это этап, когда все яв­ления мира люди начинают объяснять не идеей бога и разума, а на основе опыта, эксперимента, позитив­ных, положительных данных науки. Факты, экспери­мент опыт - это основания для философских заклю­чении. Каждая наука - сама себе философия, она не нуждается в умозрительных принципах и основаниях. Позитивизм рассматривается как фил. отрицания философии. Идеи позитивизма получили развитие в 20 в. в работах Э.Маха, Р.Авенариуса, Б.Рассела, Р.Карнапа.Основные принципы позитивизма: опыт является первичным и единственным источником знания, каж­дая наука вырабатывает собственные внутренние принципы исследования своего объекта, Вещи - это комплексы ощущений, задача фил. - изучение языка и методов науки. Позитивизм в своем развитии раз­делился на логический позитивизм (изучение логики науки) и семантический позитивизм (изучение языка науки). Все человеческое знание делится на позитивное, связанное с конкретными науками и отвечающее тому, что есть на самом деле, и на идеологическое, ориентированное на способы установления должно­го. Знание первого рода является истинным, так как его можно проверить. Знание второго рода находит­ся за пределами истинной оценки. Следовательно, все общественные науки науками не являются, так как в них господствует субъективный интерес, цель, идеал. Неопозитивизм — вторая форма данного направ­ления. Разделяя исходные принципы позитивизма, неопозитивизм претендует на полное устранение «метафизики» и ее основных проблем. Он сводит задачи философии не к систематизации конкретно­го естественно-научного знания, а к деятельности по анализу языковых форм знания. Неопозитивизм в большей степени опирается на логику, и знание для него является действительным только тогда, когда может быть выражено в языке. Это позволяет гово­рить о неопозитивизме как о логико-лингвистической форме позитивизма, которая решает проблемы на основе конвенционализма. Это означает, что тот или иной знак имеет лишь то объективное содержание, которое определяется конвенцией или договором исследователей. "постпозитивизм". Главные представители К.Поппер (1902-1994), Т.Кун. Основную идею выдвинул К.Поппер, сформировав­ший концепцию критического рационализма. Он отхо­дит от приоритета логического исследования языка и научного аппарата и обращается к истории науки, исследуя не структуру научного познания, а развитие научного знания. По мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, преодолевая падения и торжествуя на взлетах, но общая ее тенденция - это рост и совершенствование научного знания. Поппер много внимания уделял со­циальным проблемам, боролся с тоталитаризмом и насилием. Основные вопросы постпозитивистов -возникновение новых теорий, пути их признания, кри­терии сравнения новых научных теорий, проблема конкуренции между альтернативными теориями. По­следователи Поппера (И.Лакатос, Т.Кун) внесли большой вклад в развитие фил мысли, они исследо­вали структуру научных революций, разработали ме­тодологии программ научных исследований, изучили роль традиций в развитии науки, объясненили крите­рии социального прогресса.

К.Маркс(1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895).

Создатели и творцы диалектико-материалисти-ческои философии. В период с 30-х до конца 40-х годов 19 в. формировалась философия марксизма, которая ставила перед собой задачи исследования действительности, описания ее законов, понимания и объяснения жизни общества.

Предпосылками возникновения марксисткой фило­софии были:

1) Промышленная революция в Европе.

2) Появление пролетариата.

3) Идеи классической немецкой философии.

4) Открытия врбласти естественных наук.

Характерными чертами являлись:

1) Диалектический метод рассматривается в не­разрывной связи с материалистическим принципом.

2) Исторический процесс истолковывается с мате­риалистических позиции как естественный, законо­мерный процесс.

3) Объясняется мир, разрабатываются основы его преобразования. Философские исследования пере­носятся на область материально-практической дея­тельности человека.

4) Связываются диалектико-материалистические взгляды с интересами пролетариата, совпадающие с потребностями общественного развития.

 

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но пе­реработанная на основе материалистических прин­ципов. Бытие определяет сознание. Сознание пони­мается не как самостоятельная сущность, а как свой­ство материи отражать саму себя, материя находит­ся в постоянном движении и развитии. Бога нет. Он является плодом фантазии. Материя вечна и беско­нечна и периодически принимает новые формы. Важ­нейшим фактором развития является практика. Раз­витие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.Философию Маркс и Энгельс рассматривали как "руководство к действию", имея в виду революцион­ное преобразование общества. Революция должнг была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов. Марксист ский гуманизм пришел в противоречие с реальной попыткой построения социализма и коммунизма ъ способствовал развитию тоталитаризма.К своеобразию марксистской философии, обес­печивающему ее методологическую эффективность, относится единство ее основных разделов: онтологии (объективной диалектики), теории познания и логи­ки (мировоззренческой, философской или диалекти­ческой).Недостатки марксизма: он недооценивал пробле­мы человека как индивида, переоценивал классовый фактор при анализе его сущности и экономики — при рассмотрении общества, искажал представление о законе отрицания отрицания, абсолютизировал борь­бу противоположностей в развитии (вместо теорети­ческого равноправия борьбы и единства противопо­ложностей), абсолютизировал скачки-взрывы (рево­люции в обществе) и недооценивал постепенные скачки (реформы в обществе); на практике марксизм характеризовался отступлением от гуманизма и от провозглашенного им принципа единства партийно­сти с объективностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.