Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Западноевропейская философская мысль 20-нач 21 веков. характерные черты, направления, представители




20-е столетие прошло в непрерывных поисках при­емлемой научной картины мира, так как ускоренное развитие науки приводило к смене парадигм в раз­личных отраслях знаний. Одновременно научно-технический прогресс порождал кризисы во многих сферах жизни. В социальных отношениях усилился антагонизм между трудом и капиталом в его сферу попали огромные массы людей, присущие капита­лизму противоречия распространились на отношения между странами. Все это время философия различ­ными способами искала объяснение этих процессов, либо стремилась отвлечь от их истинной природы -антагонизмов капиталистической системы.Можно с уверенностью сказать, что западная фи­лософия в значительной степени стала антропологи­ей - в первой половине 20-го столетия в ней произо­шел поворот к проблеме человека. История оказалась иррациональной, а познание аристократично. Попытка создания всеобъемлющего мировоззрения оказалась утопией из-за крайней ин­дивидуализации человеческого бытия. Они поставили в центр философских проблем человека.Основными тенденциями современного философ­ского мышления на западе являются сциентизм, ан­тропологизм, возврат к основам мистико-религиозной философии. Философская мысль в 20 в. выдвигает целый ряд новых идей, которые удачно конкурируют со старыми идеями "классической " философии. Психоанализ. Одно из наиболее влиятельных идейных течений 20 века. Его основы как фил. тече­ния заложены З.Фрейдом, продолжатели: К.Г.Юнг, А.Адлер, К.Хорни и неофрейдисты В.Райх, Г.Маркузе, Э.Фромм, представители постмодерна.Фрейд открыл в сознании чел. особую бессозна­тельную сферу, играющую ведущую роль в челове­ческой жизнедеятельности. Сложный пласт бессозна­тельного, включающий в себя детские переживания, комплексы, инстинкты, страхи, суеверия, вытесняется за порог сознания, обусловливая большинство психи­ческих состояний человека.Экзистенциализм. Философское течение, возник­шее в 30-40-е годы 20 столетия. Основателем счита­ется С.Кьеркегор. Он выступил против рационализма классической философии, обвинив разум в поглоще­нии индивидуальности.Самые глубокие истины не познаются логически, а переживаются непосредственно. Философствование и есть переживание вечного в конечном существова­нии человека, что значительнее общих законов и за­кономерностей. Крупнейшие представители: Ж.Сартр, К.Ясперс, А.Камю, М.Хайдеггер. Смысл жизни они видят в противостоянии действительности или в уходе от нее.

5. Экзистенциализм. Проблема «подлинного» и «неподлинного» бытия человека. Экзистенциализм, или философия существова­ния, — одно из направлений современной филосо­фии, возникшее накануне Первой мировой войны. Его представителями являются К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др. В нем традиционно раз­личают религиозное и атеистическое направления.

Экзистенциализм стремитея понять бытие как не­что непосредственно данное. Для такого понимания бытия требуется преодолеть интеллектуализм, раци­онализм и другие философские традиции. Постигнуть бытие можно только интуитивно, вжившись в него. Только тогда оно становится бытием человека. Для преодоления психологизма в таком понимании бытия в экзистенциализме бытие наполняется понятием трансцендентного переживания. Следовательно, это не переживание отдельного существа, а экзистенция (существование). Экзистенция трансцендирует бытие его конечностью, т.е. смертностью. Таким образом, траисцендирование — это выход за пределы суще­ствования человека.

В рамках разных направлений трансцендирование понимается по-разному. С точки зрения религиозного экзистенциализма трансцендентное — это Бог, для М, Хайдеггера трансцендентность — это реальность, но ее невозможно осмыслить рационально.

В центре философии экзистенциализма лежит по­нятие свободы. Для данного философского направ­ления характерно отрицание рациональной традиции, сводящей свободу к осознанию необходимости. Эк­зистенциализм провозглашает гуманистически-нату­ралистический принцип в понимании человеческой свободы. Свобода для экзистенциализма состоит в раскрытии природных задатков человека, в его рас­крепощении, в развитии его «сущностных» сил.

Свобода должна происходить из экзистенции, а поскольку экзистенция ориентирована на трансцен-дентальность, т.е. на выход за пределы наличной ограниченности бытия, то понимание свободы разны­ми представителями экзистенциализма сводится к разным трактовкам трансцендентальности. Г. Мар­сель и К. Ясперс утверждают, что свободу можно об­рести лишь в Боге. Для Ж.-П. Сартра, у которого трансцендентальность есть ничто, т.е. нигилистичес­кое понятие, свобода есть отрицательность по отно­шению к бытию. Эту отрицательность он называет эмпирической данностью. Человек свободен в том смысле, что он сам желает, намеревается, проеци­рует свое бытие и себя, не определяясь ничем, кро­ме собственной субъективности. А ее сущность в идеале — в полной независимости от того, что есть. Но в этом случае свобода становится формой про­явления крайнего индивидуализма.

Свобода в философии экзистенциализма предста­ет своеобразным бременем, которое вынужден нести человек, если он является личностью. Бременем яв­ляется и выбор. Человек может отказаться от свобо­ды, перестать быть самим собой, стать, как все, но этот отказ происходит вместе с отказом от себя как от личности.

Экзистенциализм отрицательно относится к разным формам человеческой коллективности. Все это лож­ное, а не подлинное бытие. Мнимым является и че­ловеческое общение. Оно лишь подчеркивает одино­чество каждого.

 

6. Роль философии экзистенциализма в культуре XX века. Экзистенциализм, или философия существова­ния, — одно из направлений современной филосо­фии, возникшее накануне Первой мировой войны. Его представителями являются К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др. В нем традиционно раз­личают религиозное и атеистическое направления.

Экзистенциализм стремитея понять бытие как не­что непосредственно данное. Для такого понимания бытия требуется преодолеть интеллектуализм, раци­онализм и другие философские традиции. Постигнуть бытие можно только интуитивно, вжившись в негоВ центре философии экзистенциализма лежит по­нятие свободы. Для данного философского направ­ления характерно отрицание рациональной традиции, сводящей свободу к осознанию необходимости. Эк­зистенциализм провозглашает гуманистически-нату­ралистический принцип в понимании человеческой свободы. Свобода для экзистенциализма состоит в раскрытии природных задатков человека, в его рас­крепощении, в развитии его «сущностных» сил.

Свобода должна происходить из экзистенции, а поскольку экзистенция ориентирована на трансцен-дентальность, т.е. на выход за пределы наличной ограниченности бытия, то понимание свободы разны­ми представителями экзистенциализма сводится к разным трактовкам трансцендентальности.Экзистенциализм отрицательно относится к разным формам человеческой коллективности. Все это лож­ное, а не подлинное бытие. Мнимым является и че­ловеческое общение. Оно лишь подчеркивает одино­чество каждого. Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, в интеллектуальной культуре XX века выполнил ту же роль, какую играла в культуре XVIII — XIX вв. классическая немецкая философия Она определила фундаментальные ценности и теоретический горизонт поиска оснований бытия как в философии, так в литературе и отчасти в музыкеЕвропейская художественная литература после Второй мировой войны во многом была окрашена в экзистенциалистские цвета. Выдающиеся французские писатели-экзистенциалисты, лауреаты Нобелевской премии, Альбер Камю (1913—1960) и Жан-Поль Сартр (1905—1980) ставят проблемы человеческого существования, такие, как жизнь, смерть, тоска, беспокойство, грусть, печаль и др. В повести «Посторонний» (1942) А. Камю тема абсурдности жизни раскрывается в потоке сознания внутренне опустошенного героя. В романе «Чума» (1947) в аллюзивной (от лат. allusio — шутка, намек) форме он передает свое беспокойство по поводу сохраняющейся в XX в. опасности фашизма, доказывает, что высшее мужество человека проявляется в борьбе с бессмысленностью бытия. В философской книге «Миф о Сизифе» (1942) Камю утверждает свободу нравственного выбора человека.
Под влиянием идей Э. Гуссерля и М. Хайдеггера Сартр построил «феноменологическую онтологию», в основе которой лежит противопоставление объективности и субъективности, свободы и необходимости. Основные темы его художественных произведений — одиночество, проблема жизни и смерти, проблема случайности и судьбы, страха и надежды, абсурдность бытия: пьесы-притчи «Мухи» (1943), «Дьявол и Господь Бог» (1951) и др.

7. Зигмунд Фрейд. Бессознательное и его роль в жизни человека и общества.Основателем психоанализа является авст­рийский ученый - психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал концепцию бессоз­нательных психических процессов и мотиваций, пе­ренеся их на социальные явления.Фрейд представляет психику чел. состоящей из противостоящих друг другу сфер - сознательного и бессознательного, которые разделены особой психи­ческой инстанцией - предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное - особая психологическая реаль­ность, которая присуща каждому человеку, существу­ет наряду с сознанием и в значительной степени кон­тролирует его.Фрейд создал модель личности, которая соотноси­лась с соответствующими системами психики, топо­графической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев:" Оно"(бессознательное), "Я" (сознание чело­века), "Сверх-Я" (влияющая на личность внешняя реальность). После формирования "Сверх-Я" в ре­зультате интерпрекции социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает дей­ствовать как целое.Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемле­мое.Фрейд старается выяснить происхождение энергии бессознательного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает "первую психоаналитическую систему, согласно кот. в основе бессознательного лежит сек­суальный инстинкт - "либидо". Эта теория была под­вергнута критике, и в 20 г. Фрейд разрабатывает вто­рую психологическую схему, в которой энергией бес­сознательного управляют Эрос" - инстинкт жизни, и "Тиатос" - инстинкт смерти.Поведение чел. определяется инстинктом родово­го самосохранения. Все остальные стремления -следствия неудовлетворенности и переключения сек­суальной энергии на другие области.Фрейд, следуя традициям социологии и антрополо­гии, осуществил биологизацию человека, сведя соци­альные и психические явления к элементарным фи­зиологическим и биологическим процессам.Одна из важнейших проблем психоанализа - "эди­пов комплекс", бессознательное влечение к родите­лю. Переживание этого комплекса определяет на­правление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культу­ры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд -проблема конфликта человека и общества.По Фрейду, каждый человек стремится к удовле­творению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждеб­ное отношение человека к культуре общества.Принципы и методы психоанализа Фрейд исполь­зует для анализа религии и религиозности. Он обра­щает внимание на такие функции религии, как иллю­зорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд отри­цая ценность религии предложил переход от религи­озной веры к атеизму.На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, которое разработали его продолжатели А.Адлер, В.Райх, Г.Юнг, Э.Фромм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.