Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связи архитектурных Форм с художественно-обобщенными об­разными свойствами ландшафта, обусловленные их эстетическим воздействием на творчество




 

Эстетическое воздействие природной среды и ее форм на архитек­турное творчество человека — яркая черта XX века, обусловленная ростом интереса к природе. Однако такое влияние существовало и прежде, что уже давно под­мечено многими исследователями. Так Жюльен Альвар отмечает вдохновляющее воздействие гор на создание египетских пирамид [23]. Известный ландшафтный архитектор Г. Джеллико открывает воздейст­вие греческого пейзажа с его ясно очерченными формами на антич­ную скульптуру и архитектуру. Он пишет: «Формы пейзажа (в Греции доп. наше) четко обрисованы и определены, в то время как в большинстве частей мира они расплываются друг в друге. Постоянное присутствие этого феномена придает Греции толчок к ясности форм» [40], Луиджи Фиджини обращает внимание на связь готики с мо­тивами европейских лесов [32].

Но в наши дни это влияние становится еще более значительным, вопреки существующей инерции создания форм, выражающих незави­симость человека от природы.

Эстетическое воздействие как ландшафта, так и отдельных его элементов становятся особенно заметными, если определяются их художественно-обобщенными качествами. Такие качества, как ре­зультат субъективного «отбора» наиболее существенных, инвариант­ных черт природной среды, как правило, не являются пассивной ин­формацией о ней. Обусловленные определенными целями, они могут нести важную программу для их достижения.

В этой связи можно отметить, что образ ландшафта как худо­жественное целое может содержать мотивы, несущие программу контактов с природной средой.

Особенно заметное эстетическое воздействие на архитектуру способны оказать некоторые характерные объемные формы ландшаф­та, как правило, геоморфологические. Они также нередко являются источниками тем, овеществление которых в структуре построек на­деляет последние необходимым сходством с природной средой.

Наряду с этим мы подчеркиваем наличие четких границ между творчеством природы и человека. Поэтому мы отрицаем возмож­ность непосредственной ориентации архитектурных форм на природ­ные как пластические образцы, что характерно для мастеров архитектуры-скульптуры. В связи с этим мы выступаем также против механического переноса «рисунка» природных форм как эстетиче­ских образцов на искусственно созданные формы, а также на фраг­менты преобразованной человеком среды [41].

Современность располагает большим числом примеров архитектурных сооружений, созданных под эстетическим влиянием объемных форм ландшафта.

Особый интерес представляет проект санаторного комплекса министерства гражданской авиации, разработанный для участка запад­нее Симеиза (архитекторы В. Жилкин, О. Иванов, Г. Костомаров, Е. Перченков, М. Поспелов; инженеры Ю. Чернов, В. Рогинский, Р. Назарова) (рис.20). Наклонная структура жилых ячеек образует здесь здания «холмы», которые созданы под воздействием эстетического своеобразия природных холмов.

Схожесть с прибрежным ландшафтом получило здание столовой «Теремок» в комплексе Всесоюзного пионерского лагеря «Артек» им. В. И. Ленина. Основой создания такой формы послужило исполь­зование строительных ограничений. Наличие оползней обусловило здесь возникновение трех в конструктивном отношении независимых павильонов, каждый из которых с помощью веерообразных поддер­жек опирается на свой собственный точечный фундамент. В резуль­тате возникли здания, нависающие над склоном и напоминающие прибрежные скалы.

Под влиянием окружающих гор создана архитектура многоэтажных жилых зданий базы спорта Ля Дай в Савойе. Пять ее жилых корпу­сов, расположенных здесь параллельно скалистым склонам и ориенти­рованных в направлении север-юг, сами, в какой-то мере, напомина­ют скальные образования.

Это определяется нарастанием высотности в каждом из объемов от краев к центру; их изломанностью в плане, образованной смешением жилых секций по горизонтали; из­резанностью контуров шипцовых крыш; скульптурными качествами фасадов, состоящих из стандартных элементов, обладающих треу­гольными балконами и треугольными окнами.


 

 

Рис. 20. Санаторный комплекс министерства гражданской авиации.

Архитекторы В. Жилкин, О. Иванов, Г. Костомаров, Е. Перченков, М. Поспелов.

Инженеры Ю. Чернов, В. Рогинский, Р. Назаров


В центре жилой группы базы спорта Ля Дай размещено низкое здание общественного центра. Сложный силуэт «текущих», изломан­ных крыш этой постройки делают ее неотъемлемой частью общей композиции комплекса, крепко связанного с окружением.

Ещё сильнее связи с духом горной местности в архитектуре гостиницы «Ле Meлез» и «Секвойя» в туристической деревне Дромон на плато Авориаз (архитекторы Жак Лабро и Габриэль Орзони). Здесь сходство вызывается, прежде всего, скульптурностью объемов, напоминающих геоморфологические образования, В то же время огромное значение приобретают детали. Особенно примечательна крыша «Секвойи». Она «течет» вниз, накрывая окна и балконы, и достигает самой земли, где поддерживается мощными контрфорсами. Значение имеет также идентичность цвета и текстурных архитектур­ных и природных форм. Для кровель и облицовки железобетонных каркасов здесь использована старинная савойская дранка — дощечка из дерева эпицеа размером 40x60 см с поверхностью, грубо обрабо­танной топором. В зависимости от расположения она несколько из­меняет свой золотистый тон. Но это не меняет ее созвучность цве­товому тону окружающих гор. В связи с этим примечательно, что особенности творческого метода этих архитекторов Патрик Голе свя­зывает с ярким выражением вдохновения, исходящего от ландшафта. Именно поэтому, созданные ими формы, по его мнению, «резониру­ют» пластические особенности окрестностей, превращая их в скульп­туру, отмоделированную в соответствии с требованиями программы [37]. Пространство интерьера остается нетронутым этим влиянием, И если результат проектирования по своему впечатлению драматичен, ут­верждает он, то только потому, что драматичен окружающий ланд­шафт.

Горнолыжная станция Эм-ла-Плань, расположенная на высоте 2100 метров и являющаяся первым спутником крупнейшего комплек­са горной зоны отдыха Ла-Плань во Французских Альпах, по своим формам напоминает горный хребет. Такая общность определяется не только ступенчатым силуэтом с наличием вершин. Приобретает зна­чение также зигзагообразная конфигурация плана, хорошо привязан­ного к рельефу, ступенчатость общественной зоны, переходящей с 1-го этажа северного фасада на 7-ой этаж – южного.

Туристическая гостиница во французском курортном городе Биариц на побережье Аквитании (архитекторы Ж. Эрбар, А. Грези и Ж. Персийе) спроектирована под сильным воздействием «природной архитектуры» возвышенных обрывистых берегов Бискайского залива,

В самом деле, структура ее 8-этажного ступенчатого объема – свое­образное развитие мотива обнаженного откоса берегового склона.

Желание вписать объем курортной гостиницы (архитектор Дж. Макри) в ландшафт небольшого местечка Пескассероли между городами Рим и Неаполь, реализуется не только физическим приспособлением к рельефу участка. Важное значение приобретают мощные асимметричные крыши, в трапециевидном объеме которых находится четыре надземных этажа. Доминируя в облике здания и вызывая определенное сходство с отрогами гор, они наделяют архитектуру чертами, свойственными окружающему ландшафту.

Значительный интерес представляют поиски возможных архитек­турных форм для спортивной деревни «Sportgastein» в Австрии.

Он стимулировался стремлением сохранить облик альпийского ланд­шафта горной долины. Предпосылкой для решения задачи служил анализ существующих типов архитектурных форм. Интерпретапия традиционной крестьянской архитектуры была отвергнута: нельзя увеличивать традиционные формы, вкладывая в них новые функции. Образцы городской архитектуры также оказались неприемлемыми. Одна из причин – отсутствие гармонии с обликом ландшафта. Избранный вариант архитектурных форм в известной мере созвучен скалам. Та­кие связи с окружением обусловливаются комбинацией крутых на­клонных плоскостей, массивностью форм, незначительными по величи­не проемами, глубоко утопленными в массив стен.

Ассоциации с мощным утесом вызывает здание отеля «Пилигрин» в районе Дубровника (архитектор Д. Финн). Однако его объем, пред­ставляющий перевернутую и расширяющуюся кверху усеченную пира­миду, обусловлен прежде всего функциональными требованиями. На­висающие один над другим этажи предохраняют внутренние помеще­ния от прямых лучей солнца.

Горный характер присущ зданию гостиницы ««Панорама» в г. Оберхофе. Он определяется вершинообразными, 12-этажными жилыми объ­емами, поставленными на 2-этажный подиум с обслуживающими по­мещениями.

Дух горной местности является главным выразительным качест­вом спортивной гостиницы в Шпиндлеровемлыне (Чехославакия).

Оно формируется системой мощных двускатных покрытий разной фор­мы и размеров.

В грандиозном по замыслу проекте общегородского центра для Хельсинки архитектора Алвара Аалто вдоль западной береговой ли­нии залива Тёёлё предполагалось разместить не только уже выстро­енный концертно-конгрессный зал «Финляндия», но и другие важные общественные сооружения города: академию, оперный театр, музей искусств, городскую библиотеку. Эти отдельно стоящие здания по проекту, нависали над озером, внедрялись в его пространство. Их консольные объемы были своеобразными «скалами».

Таким образом, конкретный анализ многочисленных примеров по­казывает, что наиболее частыми мотивами служат:

1) очертания скульптурных форм рельефа;

2) пластика их геоморфологической и тектонической структур.

Наряду с отмеченным нами аспектом воздействия природной среды существует и другой. Эмоциональная окраска облика природного ландшафта и определяющих его форм могут придать архитектурной форме соответствующее настроение.

Пример такого влияния среды - комплекс гостиничных сооруже­ний, на горном курорте Риджи-Кальтенбах в Швейцарии (архитектор И. Дахинден). Мощь и сила окружающих гор, их импозантные скаль­ные стены определяли грубый, мужественный и вместе с тем геро­ический характер архитектурных форм.

Пример аналогичного эмоционального влияния среды – деревня для отдыха Фиш в Швейцарии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.