Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Старший школьный возраст 2 страница




 

 

12. Воспитание как социокультурный и педагогический процесс, ценности и цели воспитания, динамика их развития. Педагогика ненасилия и концепции свободного воспитания (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель). Реализация идеи свободного воспитания в школьной практике. Яснополянская школа Толстого и ее современные традиции.Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Воспитание (как общественное явление) - сложный и противоречивый социально-экономический процесс передачи новым поколениям общественно-экономического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами, обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. Воспитание (как педагогический процесс) – это целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождение его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; на данном уровне основными факторами являются микрофакторы. Можно выделить виды воспитания: духовное, нравственное, политическое, трудовое, умственное, физическое, эстетическое, этическое.Типы (модели) воспитания обусловлены уровнем развития обществ, их социальной стратификацией (соотношением социальных групп и слоев) и социально-политическими ориентациями. Современная социокультурная ситуация характеризуется тем, что изменились молодые люди. Современный молодой человек живёт в новых жизненных реалиях, среди которых жизнь в условиях рыночной экономики, обрушившийся поток массовой западной культуры, многообразие политических партий и движений, активно пропагандирующих свои взгляды, свободный выход в Интернет и т.д.Целенаправленное, организованное воспитание позволяет осуществлять развитие личности в соответствии с требованиями современной культуры общества. Так, например, дети, овладевая в процессе учения основами научных знаний, трудовых навыков, элементами культуры деятельности и поведения, готовятся к более высокой форме деятельности - трудовой, к тому, чтобы внести свой вклад в создание материальных и духовных ценностей общества. Под воздействием воспитания их потребности и интересы, а также наклонности и способности, умственные, физические и моральные качества приобретают общественно полезную направленность и значение. Основателем педагогики ненасилия в России по праву считают Л. Н. Толстого (1828-1910) внёсшего ряд оч важных образовательных идей. Толстой сам разработал ненасильственную пед систему и применении её в России для простого народа. Во главу угла Толстой ставит свободу (полную, но не чрезмерную), совесть, любовь и творчество.

Только при условии свободы, по мнению Л.Н. Толстого, может быть обеспечено полное развитие всех духовных и физических сил, заложенных в человеческой личности. воспитание понимается Л.Н. Толстым как создание условий для духовного развития ребенка. В период с 1859 г. начинается интенсивная педагогическая работа Л.Н. Толстого, когда он открывает бесплатную начальную школу в Ясной Поляне. задумана как своеобразная педагогическая лаборатория по созданию нового содержания и методов воспитания детей, должна была основываться на уважении личности ребенка.В этой школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. взыскания и наказания в Яснополянской школе отсутствовали. В школе царила благожелательная к детям, творческая атмосфера. Константин Николаевич Вентцель (1857-1947) – педагог, философ, писатель и общественный деятель. К.Н. Вентцель создал новое направление – космическую педагогику, которая построена на принципах: гармонии целей, развития индивидуальности, свободы, ненасилия, равноправия, сотрудничества и сотворчества, самостоятельности и детской самодеятельности. Принцип свободы гласит, что задача воспитателя – сделать ребенка способным произвести свободный выбор.

 

13. Сущность содержания воспитания, проблема отражения в нем знаний, социальных ценностей и норм, опыта поведения и деятельности личности. Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Основные направления воспитания — умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, — слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания — формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Взят курс на гуманизацию и демократизацию образования, который должен привести к новому качеству воспитания. Цель воспитания сегодня - разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели — освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания — "базовая культура личности". Умственное воспитание (УВ) - педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Формирование умственной культуры - процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов. В тесной связи с интеллектуальным развитием протекает процесс формирования мировоззрения. Для выработки учениками взглядов очень важна позиция педагога. Показателями умственной воспитанности. Нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Под гражданским воспитанием понимается формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, правовой культуры и культуры межнациональных отношений. Предмет граждановедения. Основными показателями гражданской воспитанности-знание законов, социальной системы страны, умение участвовать в общественной жизни, нетерпимость к нарушению законов. Трудовое воспитание (ТВ) есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Задачи трудового воспитания учащихся. Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют учебный, общественно полезный, производительный труд. Российская школа имеет богатый опыт вовлечения детей в производительный труд - это ученические производственные мастерские и цеха, школьные районные и межрайонные заводы и т.п. Приобщение школьников к производительному труду не теряет своей актуальности и целесообразности и сегодня. В тех школах, где для организации производительного труда есть необходимые условия, его нужно сохранить, предоставив учащимся возможность участия в создании материальных ценностей. Эстетическое воспитание (ЭВ) - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Физическое воспитание (ФВ) есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. К задачам и содержанию ФВ в школе относятся: - развитие основных двигательных умений и навыков, - обеспечение правильного физического развития, укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности, - воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой, - формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта.

 

 

14. Проблема воспитания патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности в современных условиях. К. Д. Ушинский о единстве общечеловеческого и национального в воспитании: статья «О народности в общественном воспитании». Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Интернационализм — идеология, проповедующая дружбу и сотрудничество между нациями. Толерантность — социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Главной задачей патриотического воспитания является формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины. Стала все более заметной постепенная утрата традиционного для российского общества патриотического сознания. Ряд объективных и субъективны процессов существенно обострил национальный вопрос, следствием чего стало перерождение кое-где патриотизма в национализм и утрата истинного значения и понимания большинством населения понятия интернационализм. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной, а также искажение понимания сущности и значения в обществе института государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения на всех уровнях власти и управления (федеральном, региональном и местном) острейшей проблемы воссоздания системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Система патриотического воспитания молодежи должна предусматривать формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.Безусловно, широко описаны в педагогической науке и применяются на практике такие методы воспитания, как убеждение, беседа, пример. Слово педагога – вот самый главный инструмент воздействия на ребенка. Но стоя на позиции деятельностного подхода, хотелось бы особо подчеркнуть субъектную сущность воспитания: ребенок развивается только в самостоятельной активной деятельности. Необходимо проводить ребенка через систему конкретных действий, «вложения душевных сил», «создания радости для других», говоря словами В.А. Сухомлинского.В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857).Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.В статье «О народности в общественном воспитании» он начинает поэтому анализ воспитания в духе народности с характеристики тех черт, которые исторически сложились у различных народов. Ушинский дает меткую характеристику и глубокий анализ французского, английского, немецкого и американского воспитания. Особенно подробно он останавливается на критике реакционной немецкой педагогики того времени, на которую ориентировался царизм. Ушинский доказывал крайнюю нецелесообразность механического перенесения этой педагогики на русскую почву.К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой.

 

 

15. Традиционные подходы и актуальные проблемы нравственного и гражданского воспитания в современной школе. Вопросы нравственного воспитания в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. НВ – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Содержанием нравственного воспитания в российских школах должно быть формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в жизни, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. Сегодня НВ в России имеет тенденцию к освобождению от идейно-политического аспекта и к усилению психологической направленности, к формированию потребности школьника в саморазвитии. К средствам НВ относятся общие и специфические методы и формы. Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании учеников в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях. Другим методом НВ является вовлечение учащихся в деятельность, трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр. Создание воспитывающих ситуаций - один из методов НВ. Поручение, требование, индивидуальная работа, наказания, поощрения также способствуют выработке привычек и культуры поведения. Все эти методы используются как в процессе обучения, так и в свободной деятельности детей. К формам нравственного воспитания, кроме специальных уроков, относятся этические беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, встречи, конференции. Результатом этой деятельности. Под гражданским воспитанием понимается формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, правовой культуры и культуры межнациональных отношений. Содержание политической культуры школьника составляет следующее: знание политики, политической системы, органов управления государством, лояльное отношение к политической организации общества, умение участвовать в политической жизни страны. Правовую культуру школьников составляют такие качества и знания, как сознательная дисциплина, законопослушность, нетерпимость к правонарушениям, знание основных законов общества и государства, представление о праве, о гражданских правах человека и ребенка, в частности. Особенно важной можно считать задачу формирования законопослушности. Правовая культура - часть нравственной культуры человека. Это относится и к культуре межнациональных отношений. Современная школа и общество располагают достаточным арсеналом средств для гражданского воспитания учащихся. К ним относятся прежде всего ряд традиционных школьных предметов (история, литература, география, обществоведение). Во-вторых, для достижения этих целей создаются специальные школьные курсы. Так, в российских школах изучается в настоящее время курс "Граждановедение". Основными показателями гражданской воспитанности, зрелости выпускника школы можно считать знание законов, социальной системы страны, умение участвовать в общественной жизни, нетерпимость к нарушению законов. Идеи В.А. Сухомлинского о задачах и путях нравственного воспитания основываются на природе ребенка, его психологических особенностях, а воспитание он понимает как "прежде всего постоянное духовное обогащение учителя и ребенка". В систему форм, приемов и методов нравственного воспитания В.А. Сухомлинского входят: рассказы о людях; посещение больного ребенка; беседы с детьми; рассказывание сказок; добывание знания своими силами; помощь другу в труде, в учебе; уважение труда своих родителей. Только на основе гармонично построенного процесса воспитания возможно успешное формирование всесторонне развитой личности. Глубоко прав был В. А. Сухомлинский, отмечая, что нравственное воспитание эффективно повлияет на развитие личности, если удастся сделать ребенка восприимчивым к воспитанию. А таким ребенок может стать, утверждал В. А. Сухомлинский, если мы можем дать ему радость, счастье. Нужно, чтобы рядом с ребенком была яркая личность и чтобы у ребенка была глубокая вера в человека. чтобы ребенок жил в мире прекрасного. С этим тесно связана и другая особенность процесса нравственного воспитания — большой концентризм.

 

 

16. Особенности и проблемы трудового, экономического обучения и воспитания учащихся в современных условиях. К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности: «Труд в его психическом и воспитательном значении». Трудовое воспитание (ТВ) есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. ТВ направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации (ПО). В классической педагогике имеется принцип связи обучения с трудом, отражающий концептуальный взгляд на роль труда в воспитании. Кроме обучающей функции, труд имеет развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие. Воспитывающая функция труда. Трудовое обучение - это процесс формирования у учащихся знаний и умений в области труда. Образование в школе носит политехнический характер. К задачам ТВ относятся: формирование знаний о технике, производстве, экономико-социальных проблемах; выработка навыков и умений работы с простейшими инструментами и станками; развитие способностей, интересов, ума, воли и пр.; формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нем; подготовка к выбору профессии.Показателями трудовой воспитанности являются потребность школьника в труде, интерес к труду, трудовая активность, наличие знаний о производстве, трудовых умений, готовность к выбору профессии. Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют учебный, общественно полезный, производительный труд. Российская школа имеет богатый опыт вовлечения детей в производительный труд. Экономическое воспитание учащихся общеобразовательной школы направлено на раскрытие личностных возможностей подрастающего поколения, а именно: трудолюбия, бережливости, экономности, предприимчивости и др. Необходимым условием воспитания является, указывал Ушинский, формирование у детей правильных представлений о роли и значении труда в истории общества, в развитии человека. Он высказал замечательные мысли о роли труда в жизни человека в статье “Труд в его психическом и воспитательном значении”: “Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни... “Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни”.Ушинский решительно осуждал систему дворянского воспитания с его пренебрежением к труду. В этой связи он выступил против тех педагогов, которые, создавали представление о его легкости и занимательности. Такую практику школьной работы он язвительно назвал “потешающей педагогикой”.Стремлениям педагогов всячески облегчить процесс обучения он противопоставил твердое убеждение в том, что учение есть труд, и труд серьезный. “В школе должна царствовать серьезность».Ушинский хотел, чтобы все учение и жизнь учеников было организовано разумно. “Организм человека должен приучаться к умственному труду понемногу, осторожно, но, действуя таким образом, можно дать ему привычку легко и без всякого вреда для здоровья выносить продолжительный умственный труд... “Человек, привыкший трудиться умственно, скучает без такого труда, ищет его и, конечно, находит на каждом шагу”.Исходя из такого понимания воспитывающего характера обучения, Ушинский возвеличил учителя, высоко оценил влияние его личности на учащихся.

 

17. Современные проблемы физического и экологического воспитания школьников, формирования у них потребности в здоровом образе жизни. Физическое воспитание (ФВ) есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил. К задачам и содержанию ФВ в школе относятся: - развитие основных двигательных умений и навыков, - обеспечение правильного физического развития, укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности, - воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой- формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта. Систему ФВ в школе составляют физические упражнения и знания в учебном процессе, на уроках физкультуры, биологии и некоторых других, во внеурочной деятельности. Основными методами ФВ являются физические упражнения, тренировки, убеждение, инструкции, положительный пример. Стимулирующее значение имеют осуждение, одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима и норм развития школьника. К показателям физической воспитанности относятся развитые двигательные умения и физическое развитие в целом, соответствующее возрасту, систематические занятия физическими упражнениями, играми, спортом, соблюдение норм личной гигиены, выполнение нравственных и медицинских предписаний в половой жизни, следование требованиям здорового образа жизни. Сущность экологического воспитания определяется, прежде всего, его задачами, которые предполагают формирование: - потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений; - установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы; - убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья; - потребности участия в практической деятельности по изучению и охране природы, пропаганда экологических знаний. Экологическое образование призвано формировать знания о природе, взаимодействия общества и природы, умение по изучению и охране природы. направлена на формирование экологической ответственности к окружающей среде. С физическим и экологическим воспитанием непосредственно связано формирование здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни является очень важным в свете современного состояния нравственного индифферентизма и дезориентации подростков. Средствами формирования здорового образа жизни являются методы убеждения и организации деятельности детей.

 

 

18. Особенности и проблемы эстетического воспитания учащихся в современной школе.Эстетическую культуру, как часть базовой культуры личности, можно определить как совокупность качеств и способностей человека к восприятию эстетических явлений в природе и жизни, к эстетическим переживаниям, к художественно-эстетической деятельности. Содержание эстетической культуры описывается в следующих понятиях. Эстетическое восприятие – способность выделять в искусстве и жизни эстетическое свойства, образы и испытывать эстетическое чувства. Эстетические чувства – эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства. Эстетические потребности – нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях. Эстетические вкусы – способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов. Эстетические идеалы – социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве. Эстетическое воспитание (ЭВ) – процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется прежде всего в процессе обучения: на уроках литературы, музы­ки, изобразительного искусства. Для эстет воспитания реал-ся внеуроч занятия.В последниее годы решение проблемы эстетическое воспитания носило стихийный, непоследовательный характер. В современных социокультурных и экономических условиях перестраивается практика работы всех образовательных учреждений с ориентацией на воспитанника как на личность, которая является самосознательным ответственным субъектом собственного развития и субъектом воспитательного взаимодействия. Эстетическое воспитание предполагает содействие раскрытию эстетического сознания личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов), ее потребностей, реализации в поведении, предпочтениях и деятельности (восприятии, оценивании, сотворчестве и самостоятельном творчестве, рефлексии и анализе). Результаты эстетического воспитания, закрепляясь в личностных качествах, обогащают все формы общения, познания, практической деятельности человека.В настоящее время прослеживается снижение потребности учащихся в эстетическом развитии. Изучение особенностей эстетического воспитания студентов позволило выявить, что желание «найти» и «определить» себя в современных условиях, получить высшее образование для утверждения в социуме, определение места работы в условиях нестабильного социально-экономического положения в обществе несколько заслоняет потребность молодого человека в духовном, эстетическом развитии.Показателями эстетической воспитанности являются желание человека читать художественную литературу, ходить в музеи и на выставки, слушать серьезную музыку. Эстетически воспитанный человек обычно и сам занимается каким-либо видом искусства, творчеством, создает новое, развивая лучшие традиции прошлого.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.