Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Двоевластия




Февральская революция 1917 г. завершила короткий период ли­берального реформаторства и ознаменовала крах думской монар­хии, открыв новый этап в развитии российской государственности. Его основным содержанием стало формирование и нараставшее противоборство различных, подчас диаметрально противоположных альтернатив государственно-политического и общественного разви­тия страны.

Издав 26 февраля 1917 г. указ о приостановке сессии Государ­ственной думы, Николай II не только отнимал у либеральных кругов последнюю надежду на переход к конституционному строю парламентским путем, но и, по сути, подписывал себе приговор. Была упущена последняя возможность перевести на­чавшуюся революцию в мирное русло. В сложившейся обстанов­ке, когда в Петрограде полным ходом шло восстание народных масс и восставшие направлялись к Таврическому дворцу, где за­седал российский парламент, Государственная дума решилась на разрыв с царизмом. 27 февраля был создан Временный комитет Государственной думы по восстановлению порядка и связям с учреждениями и общественными деятелями во главе с М. В. Родзянко, председателем III и IV Государственных дум.

Одновременно группа рабочих, активистов-меньшевиков вме­сте с депутатами-меньшевиками в одном из залов Таврического дворца приступили к созданию Совета рабочих депутатов. Сфор­мированный ими преимущественно из меньшевиков Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов провозгласил себя штабом революции и предложил рабочим выбирать предста­вителей в Совет. Опасаясь ответных действий со стороны армии и царя и не решаясь взять власть в свои руки, созданный в тот


Глава 13. Россия между Февральской и Октябрьской революциями 1917 г. 303

же день Петроградский Совет рабочих депутатов согласился на передачу власти Временному комитету Государственной думы, в котором преобладали кадеты. 1 марта 1917 г. между лидерами этих двух органов было достигнуто соглашение об образовании Временного правительства во главе с известным земским деяте­лем князем Г. Е. Львовым. 2 марта Николай II, оказавшись в политической изоляции, отрекся от престола.

В состав образованного 1 марта Временного правительства вошли князь Г. Е. Львов (председатель Совета министров и ми­нистр внутренних дел), П. Н. Милюков (министр иностранных дел), А. И. Гучков (военный министр), М. И. Терещенко (ми­нистр финансов), А. И. Шингарев (министр сельского хозяйст­ва), А. И. Коновалов (министр торговли), Н. В. Некрасов (ми­нистр путей сообщения), а также единственный представитель от социалистов — А. Ф. Керенский, занявший пост министра юсти­ции. Одновременно с образованием Временного правительства Петроградский Совет издал знаменитый приказ № 1, который не только усиливал позиции революционных органов власти, но и определил дальнейшее развитие событий. Приказ отменил су­ществовавшие формы армейской дисциплины и фактически по­ставил офицерский корпус армии в зависимость от выборных солдатских комитетов, в распоряжение которых передавалось оружие. Разрешалась политическая деятельность и создание раз­личных общественных организаций в воинских частях. Тем са­мым Совет обеспечил себе реальную поддержку в армии, опира­ясь на которую он мог контролировать действия властей.

Падение монархии и установление двоевластия открывало три возможные альтернативы развития России в новых условиях: 1) установление конституционной монархии, вопрос о которой стоял на повестке дня еще с первой русской революции; 2) перевод России на путь демократической республики, основанием для ко­торого служила преобладающая роль в революции демократиче­ских партий и левых либералов, которым царь своим отречением от престола полностью сдал государственные позиции; 3) победа в революции радикальных течений и приход к власти социали­стических партий с их установкой на построение социализма.

Реализация указанных вариантов развития общества напря­мую зависела от того, какие силы возобладают в процессе разви­тия революции и насколько они окажутся конгениальны смуте, в которую в любой момент могло вылиться захватившее всю Россию движение многомиллионных масс.

Прежде всего, революция привела к перегруппировке полити­ческих сил. Вынуждены были уйти со сцены крайне правые, «охранительные» партии, поддерживавшие царизм (Союз Михаи­ла Архангела, Союз Русского народа и др.). В той или иной сте­пени оказались скомпрометированы праволиберальные партии,


304 Раздел IV. Эволюция государственной власти и управления в XIX - начале XX в.

прежде всего октябристы. Напротив, кадетская партия из глав­ной оппозиционной превратилась в основную правящую партию. Одновременно огромное влияние в массах приобрели левые со­циалистические партии (особенно меньшевики и эсеры), по по­чину которых по всей стране стали создаваться Советы рабочих и крестьянских депутатов как альтернативные существующим ор­ганам власти и управления.

В этой ситуации надежды на возможность установления по­сле отречения Николая II формы конституционной монархии, на что делали первоначально ставку лидеры Государственной думы П. Н. Милюков, А. И. Гучков и В. В. Шульгин, изначально были обречены на провал. Основная доля вины в этом лежала на самой верховной власти. Слишком упорно пыталась традици­онная власть (даже в последней исторической фазе своего суще­ствования) отстоять незыблемость устоев, слишком поздно и не­последовательно приступила к проведению политических и соци­альных реформ. В итоге, когда разразилась революция, оказалось, что старый режим уже не вызывает ни страха, ни ува­жения, никто не встал на его защиту. Учитывая сложившуюся ситуацию, младший брат Николая II великий князь Михаил Александрович, которому должна была перейти власть, отказался от престола, предоставив право решения вопроса о судьбе мо­нархии в подписанном им 3 марта Манифесте Учредительному собранию.

Весьма проблематичной в новых условиях оказалась также ре­формистская альтернатива развития общества, основными выра­зителями которой выступали либеральные течения и партии, в первую очередь оказавшиеся у власти кадеты, сменившие прежнее программное требование введения в России конституци­онной парламентской монархии на требование демократической республики. Сложность ситуации состояла в том, что в стране в ходе революции возникли и реально существовали две власти. Хотя формально управление страной перешло к Временному правительству, в руках которого находились все властные струк­туры, оставшиеся от прежнего режима, реально в своих действи­ях новое правительство полностью зависело от поддержки со стороны Петроградского Совета, опиравшегося на народные мас­сы и военную силу.

При сложившихся условиях Совет мог в любой момент про­возгласить себя единственной общенациональной властью. Одна­ко лидеры правосоциалистических партий эсеров и меньшевиков, располагавших большинством в Советах, сочли более правильной тактику «оказания давления» на Временное правительство в ин­тересах проведения реформ. Эта позиция умеренных социалистов строилась на убеждении в неготовности России к социалистиче­скому эксперименту, что предполагало необходимость развития


Глава 13. Россия между Февральской и Октябрьской революциями 1917 г. 305

страны в течение достаточно длительного времени в общедемо­кратическом русле. Считая всякое участие рабочих в управлении государством преждевременным, лидеры меньшевиков отводили Советам роль надзора за деятельностью Временного правительст­ва с тем, чтобы оно более последовательно проводило начатые демократические преобразования. Предполагалось также, что Со­веты будут надежным оплотом буржуазной революции против реставрации монархии.

Первоначально тактику «давления» на Временное правитель­ство поддерживала и партия большевиков. В то же время в отли­чие от меньшевиков и эсеров, перешедших после Февраля из ре­волюционного лагеря в политический центр, большевики, осо­бенно после возвращения из-за границы В. И. Ленина, исходили из необходимости дальнейшего развития революции и передачи всей власти Советам. Лидер большевиков оказался прозорливее своих оппонентов справа из социалистического лагеря, считая, что кадетско-октябристское Временное правительство не удер­жится у власти в условиях развития революции. Во-первых, по­тому, что продолжало настаивать на верности России союзниче­ским обязательствам и продолжении участия России в Первой мировой войне, которая давно уже была непопулярна в массах. Во-вторых, потому, что народные массы уже не удовлетворялись либеральными ценностями — демократическими правами и сво­бодами, требуя решения насущного для них вопроса — вопроса о земле, который не был решен прежней властью.

В знаменитых «Апрельских тезисах» Ленин сформулировал основные тактические лозунги большевистской партии в услови­ях сложившегося в стране двоевластия. Основной их смысл за­ключался в организации и проведении кампании дискредитации Временного правительства с целью внушить широким слоям на­селения мысль, что решить их насущные проблемы возможно только путем ликвидации двоевластия и передачи всей полноты государственной власти в руки Советов. Замысел состоял в том, что даже если власть перейдет к Советам с их эсеро-меныневи-стским большинством, в перспективе это будет играть на руку большевикам. Ленин рассчитывал, что, получив власть, эсеры и меньшевики в силу своих политических установок не смогут дать народу ни мира, ни земли, чем быстро дискредитируют себя в глазах народных масс. Это позволит большевикам вытеснить умеренных социалистов из большинства Советов в результате их перевыборов. Тем самым, по мысли Ленина, создавалась реаль­ная возможность перехода власти к большевикам мирным путем.

Дальнейшие события показали, что ленинский прогноз, осо­бенно в части оценки политики Временного правительства, в це­лом оказался правильным. Верное своему курсу на продолжение войны «до победного конца» и озабоченное необходимостью на-


306 Раздел IV. Эволюция государственной власти и управления в XIX - начале XX в.

ведения порядка в стране, Временное правительство сосредото­
чило все свое внимание на решении этих двух задачах, подчинив
им проведение всех обещанных демократических преобразований.
В связи с этим демократическая реформа шла очень вяло и име­
ла ограниченный характер. Правительство не решилось ни офи­
циально провозгласить республику, ни тем более решить самые
острые социальные вопросы. Оно ограничилось лишь частичным
обновлением государственных институтов, оставив проведение
структурных реформ Учредительному собранию. \

В опубликованной 6 марта правительственной декларации весь политический арсенал Временного правительства сводился к провозглашению широких демократических свобод, отмене со­словных, конфессиональных и национальных ограничений, ши­рокой политической амнистии и отмене смертной казни, созыву Учредительного собрания, обещанию автономии национальным меньшинствам. В то же время из соображений сохранения обо­роноспособности страны правительство отклонило проект о вве­дении 8-часового рабочего дня на промышленных предприятиях, на чем настаивали находившиеся под влиянием большевиков фабрично-заводские комитеты, созданные на большинстве пред­приятий. По той же причине Временное правительство отклады­вало решение аграрного вопроса, равно как и решение проблемы национально-государственного устройства страны до созыва Уч­редительного собрания, выборы в которое также неоправданно затягивались.

Вместе с тем в сложившихся условиях Временное правитель­ство не могло оставаться в стороне от событий, должно было по меньшей мере демонстрировать свою готовность к установлению в стране демократического строя и проведению демократических реформ, чтобы не дать возможность Советам перехватить ини­циативу.

Под давлением обстоятельств и в связи с нарастанием народ­ного движения правительство объявило о начале подготовки аг­рарной реформы для последующего ее утверждения Учредитель­ным собранием. В апреле 1917 г. были образованы земельные комитеты на губернском, уездном и волостном уровнях. Их ос­новной задачей стал сбор сведений по земельным делам для раз­работки проекта реформы. Для обобщения данных земельных комитетов, руководства их работой и составления самого проекта земельной реформы учреждался Главный земельный комитет, в состав которого входили министр земледелия, назначаемые члены, представители Советов, Временного комитета Государст­венной думы, политических партий. Члены земельных комитетов избирались земскими собраниями, городскими думами, мировы­ми съездами. Уездные комитеты состояли из делегатов волостей, земств и городов, земельных агрономов и статистиков; губерн-


Глава 13. Россия между Февральской и Октябрьской революциями 1917 г. 307

ские — из представителей уездных комитетов, экономических от­делов губернской земской управы, представителей Министерства земледелия. В то же время правительство всячески затягивало зе­мельную реформу, опасаясь, что начало реформы приведет к дез­организации армии, так как большую ее часть составляли кре­стьяне, одетые в солдатские шинели, которые не согласятся на раздел земли без их участия.

Были также проведены преобразования в сфере суда. В част­ности, Временное правительство восстановило институт мировых судей, была расширена компетенция мировых судей и учреждены мировые присутствия для рассмотрения наиболее важных дел. Одним из важных нововведений стало создание органов админист­ративной юстиции. Согласно положению «О судах по админист­ративным делам» (май 1917 г.) в уездах стали действовать адми­нистративные судьи, которые по своему статусу приравнивались к окружным судьям. В их функции входило рассмотрение дел по жалобам местных органов на правительственных комиссаров и жалобам правительственных учреждений на местные земские органы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.