Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура - приблизительно всё то, что делаем мы и не делают обезьяны. Лорд Раглан

Однако стоит отметить, что в нашем понимании, креативная личность – это личность, обладающая способностями к творчеству, а творческая личность – личность, полностью погруженная в творческий процесс, активно создающая что-либо новое.

Использование метода контент-анализа позволило автору сделать следующие выводы:

- творческая личность есть высокоразвитая личность, обладающая определенными способностями, потенциалом, высшей ценностью которой является творчество;

- наиболее широкое освещение в психолого-педагогической литературе получили такие признаки творческой личности, как конструктивная свобода, стремление к получению нового продукта своей творческой деятельности, творческие способности и потенциал, высокий уровень интеллекта, воображение и фантазия, любознательность, развитое эстетическое чувство, потребность в самоактуализации, самореализации и саморазвитии;

- менее в научно-педагогической и психологической литературе изучены такие признаки творческой личности, как смелость, самокритичность и сомнение, ответственность, высокая работоспособность.

Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей: (по словам шотландского поэта Роберта Фергюсона, творческие способности человека не создаются, а высвобождаются)

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность, то есть такое состояние индивидуальных психологических ресурсов, которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творче­ской активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведе­ния играют мотивации, ценности, личностные черты (Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу и другие).

К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствитель­ность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

2. Творческая способность (креативность) является самостоятель­ным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, Я.А. Пономарев). Другими словами, эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.

Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Э.П. Торренса: если показатель интеллекта IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют еди­ный фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, то есть нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Г. Айзенк, Р. Стернберг и другие).

В процессе танцевальной деятельности важно выявлять и развивать все виды творческих способностей: способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности как способности увлекаться новыми видами деятельности); способности, связанные с темпераментом (эмоциональность как сверхчувствительность к проблемам); умственные способности (конвергентное и дивергентное мышление, воображение)и др.

3. Танцевальное искусство (хореография – «пишу танец, хоровод») – творческий процесс перевода художественных (мысленных или музыкальных) образов в зримые образы, создаваемые движениями и положениями человеческого тела. Танец – это любовь души(Воронина Лида).

В процессе обучения танцевальному искусству решается ряд важных задач: раскрытие индивидуальных задатков личности (самопознание); приобретение навыков критического мышления с помощью анализа хореографической лексики танцоров, индивидуального восприятия постановок, а также интерпретации замыслов хореографов; развитие навыков творческого мышления, воображения путем создания оригинальных вариаций танцев, работой над декорациями, освещением, костюмами, гримом; расширение спектра методов коммуникации, накопление знаний о формах поведения, умение расшифровывать поведение и оценивать личность, углубленное состояние человеческих отношений путем тщательного анализа жизненных ситуаций и танцевальных постановок (для черпания идей и работы над актерским мастерством в собственных постановках); духовное развитие, ценностное воспитание (саморазвитие, любовь к прекрасному) и т.д.

Художественный образ нередко понимается как часть или компонент произведения искусства. Но художественный образ также можно понимать и как некий способ бытия произведения искусства, взятого в целом, подразумевая при этом как выразительность этого произведения, так и его впечатляющее энергетическое и смысловое воздействие на зрителя или слушателя.

Художественный образ коммуникативен по своей природе. Его смысл, составляющий содержание художественного образа, создается художником в расчете на то, что он будет передан, доступен другим. Материальная чувственно-воспринимаемая форма (зрительная и звуковая) предоставляет такую возможность и выступает в функции знака. Под знаком следует понимать любое материальное явление, создаваемое и используемое с той целью, чтобы передать с его помощью какую-либо информацию. Бывают изобразительные, выразительные, словесные и условные знаки.

Главной особенностью художественных знаков считается тот факт, что независимо от того, что эти знаки изображают, выражают или обозначают, они сами по себе всегда должны вызывать у воспринимающего их человека эстетическое наслаждение. Духовное содержание художественного образа может быть трагическим или комическим и т.д., но впечатление от его знаковой материальной формы представляет собой всегда в полноценном искусстве переживание прекрасного, красоты.

В основе знаковой формы художественного образа лежат не только коммуникативный и эстетический принципы, но и психологическое требование к привлечению, удерживанию и переключению внимания зрителей и слушателей. Для этих целей искусство использует ряд приемов:

- физическое усиление стимула (число повторений стимула, его мощность (яркость, громкость), длительность, пространственные размеры (площадь, видимый угол);

- повторение (симметрия, рефрен, лейтмотив, метр, сравнение);

- экономичность в использовании художественных средств (времени, пространства, энергии, материалов, числа элементов или операций (звуков, слов, красок, линий и т.д.);

- частичный повтор (консонанс в музыке (совпадение части обертонов), колорит в живописи (повторение общего оттенка в различных красках) и т.д.);

- конкретизация.

Все рассмотренные приемы имеют двойной смысл. С одной стороны, они создают психологические предпосылки для эстетического восприятия действительности, для привлечения, удержания и переключения внимания к художественным знакам. С другой стороны, они сами выступают необходимыми предпосылками эстетического наслаждения, т.к. подчиняются общему эстетическому принципу – единству в многообразии.

Художественный образ, представленный в качестве художественного символа, выступает не только своей вещественной, знаковой стороной, но и своим идеальным, духовным, содержательным аспектом.

4. Культура (возделывание материальной и духовной сфер человеческой жизни)– это:

Ø практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей (Выжлецов Г.П. Аксиология культуры);

Ø исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях (Большая советская Энциклопедия), например, культура Древней Руси.

Художественная культура – это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной культуры и профессионального искусства.

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности (труд, учение и т.д.), без которых она не может воспроизводиться, а значит – существовать. Человек – субъект и объект культуры. Человек создает культуру, а культура создает человека.

Эстетическая культура личности – совокупность и мера развитости эстетического сознания и мировоззрения, эстетического вкуса; полнота и последовательность их проявления в поведении, общении и деятельности личности.

Иначе говоря, эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЕЕ ТВОРЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ. Творческий человек – всегда эстет и стремится во всем к прекрасному.

5. Рефлексия и саморефлексия

Саморефлексия – это отражение человеком с помощью своей психики самого себя в разных аспектах. Часто используется как синоним рефлексии, но следует учитывать, что рефлексия – понятие более общее, означает отражение не только себя, но и ситуации, в которой находишься, других людей и т.д., то есть речь идет о характерной способности психики «отражать» (рефлексия происходит от латинского reflexus – отраженный, повернутый). У человека как существа разумного имеется способность не только отражать те или иные явления, но и отражать свое отражение.

Творческая личность как никто другой склонна к самонаблюдению, самоконтролю и самоанализу.

6. Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) – психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Воля – это и свойство личности человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками, и феномен регуляции субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающий формирование целей и концентрацию внутренних усилий на их достижение (Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского).

Компетенция личностного самосовершенствования – это «владение способами физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки», что «выражается в непрерывном самопознании, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения, заботе о собственном здоровье» (А.В. Хуторской).

7. Ценность выступает как свойство предмета или явления. Ценность – это положительная или отрицательная значимость объектов или явлений.

Ценность – общечеловеческая категория материального или духовного мира, обладающая положительным или отрицательным значением по отношению к моральным нормам, принятым в том или ином обществе.

Ценности – это определенная нормативная категория, объемлющая все то, что может быть целью, идеалом, предметом влечения, стремления, интереса.

В педагогике, психологии и философии к настоящему времени предложено множество классификационных схем личностных и общественных ценностей. Примеры схем (автор, основание классификации, ценности):

· Н.А. Бердяев ценность как объект направленности человека:

1) духовные;

2) социальные;

3) материальные.

· В.П. Тугаринов сфера проявления ценностей:

1) духовные (образование, наука, искусство), общественно-политические (свобода, братство, равенство, справедливость);

2) материальные (техника и материальные блага, могущие стимулировать индивидуально-психическое развитие в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями).

Общечеловеческие ценности – основа для формирования ценностных ориентаций конкретной личности.

Ценностные ориентации – это основания, на которые ориентируется человек в своем поведении и оценке своей и чужой деятельности (Наумова, Яницкий), высший уровень диспозиций личности (Ядов), ценностные образования, обладающие личностным смыслом (Альбуханова-Славская, Брушлинский), иерархия убеждений личности (Залесский, Рокич), механизм целеполагания (Головаха, Наумова), психологический орган саморазвития и личностного роста (Братусь, Шварц, Билски), фактор, мотивирующий личностное поведение (Василюк и другие). Важно отметить, что впервые понятие «ценностные ориентации» было введено в общественную науку представителями чикагской социологической школы У. Томасом и Ф. Знанецким для обозначения ситуации, когда ценности интернализуются (осознаются) индивидом, превращаясь в сознательные регуляторы его поведения.

В.Я. Ядов выделяет 4 уровня диспозиций:

1. Низшие диспозиции, связанные с витальными потребностями (в еде, жилище и т.д.);

2.Социальные фиксированные установки, проявляющиеся в разных конкретных ситуациях;

3. Базовые (обобщенные) социальные установки, реализующиеся в типичных ситуациях взаимодействия индивидов;

4. Система ценностных ориентаций, связанных с высшими целями индивида.

Диспозиция – это предрасположенность человека к восприятию социальной ситуации и условий деятельности, а также к определенному поведению в этих условиях.

8. Творческие ценностные ориентации – это специфическое образование личности, представляющее собой упорядоченную систему терминальных и инструментальных ценностей, регулирующих процессы саморазвития субъекта и являющихся векторами его созидательной деятельности.

9. Развитие – процесс качественных или количественных изменений, прогрессивное развитие или регрессивное.

Формирование – определенный целенаправленный этап развития.

Реализация формирования творческих ценностных ориентаций подростков аналогична процессу развития личности в целом и идет от разрозненного, неравномерного развития различных свойств и качеств к образованию сложных интегрированных систем; от дисгармоничного сочетания различных способностей и качеств – к гармонизации в индивидуальном варианте развития. Определяющим на каждом этапе является то, что достигнуто на предыдущем уровне. Это фундамент будущих достижений. Упущенное на одном этапе развития может быть либо вообще невосполнимо, либо восполнено, но с существенными потерями.

10. «Образование (как результат) — рефлекс (ответная реакция организма на раздражитель) воспитания» (по словам Евгения Николаевича Медынского), образование — это процесс развития, работа личности над всеми элементами человеческого «я». Развитие — путь, длительный процесс, целью которого является творчество.

Воспитание Образование Развитие Творчество

Современное дополнительное образование детей в России представляет собой определенную систему, в которую входят следующие компоненты:

- ребенок как субъект образования;

- педагог дополнительного образования;

-дополнительные образовательные программы различного
уровня и направленности;

- учреждения дополнительного образования детей и общественные детские и молодежные объединения, занимающиеся реализацией дополнительных образовательных программ;

-органы управления дополнительным образованием.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственная служба стандартных образцов (гссо) | ТЕМА: Предмет и метод ЭТ. Координация выбора в различных экономических системах
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 4680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.