Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение норм права и морали




Однако гуманизм должен проявляться и к потерпевшему. Следовательно, гуманно привлечь правонарушителя к ответственности, ограничить его в правах и тем самым восстановить имущественную сферу потерпевшего.

Идея справедливости может представать в виде равновесия между деянием и последствиями для совершившего это деяния, т. е. между злым делом и наказанием, между добрым поступком и вознаграждением.

Не утратило своего значения и классовое понятие справедливости, которое длительное время существовало в юридической литературе советского периода, но здесь необходимо сделать некоторые акценты, характеризующие состояние современного общества. Содержание справедливости необходимо выводить не из подчинения меньшинства большинству и антагонистических противоречий, а из разумного сочетания в праве личных, общественных и государственных интересов. Равенство, уважение прав человека, защита прав и свобод человека, разумность, добросовестность, учет личных, общественных и государственных интересов, наличие иерархии в регулировании, охране и защите общественных отношений, соответствие правовых норм общечеловеческой морали выступают критериями принципа справедливости.

Принцип гуманизма. Гуманизм в переводе с латинского означает «человечный», «человеческий». Это признание человека как личности, индивида, его прав на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм отражает нравственную позицию общества, выражающую признание ценности человека как личности (индивида), уважение его достоинства, стремление к его благу как цели общественного развития. Принцип гуманизма вытекает из основ конституционного строя России, в которых провозглашается приоритет человеческой личности. Принцип гуманизма прямо закреплен в Основном законе государства. Как гласит ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ).

Другой аспект гуманизма права предполагает уважительное, человеколюбивое отношение к субъектам права, независимо от тог о, какое было его поведение — правомерным или противоправным. Так, в нормативных актах запрещено устанавливать членовредительские и жестокие наказания, а осужденные лица имеют право на уважительное к ним отношение со стороны администрации мест лишения свободы. С нравственно-этической стороны эти аспекты гуманизма состоят в прощении, милосердии по отношению к правонарушителю. Гуманизм в этом смысле выражается в льготах для отдельных субъектов правонарушения или в применении к ним амнистии и помилования. Эти льготы, как правило, смягчают меры государственного принуждения, которые обязано претерпеть лицо в связи с совершенным правонарушением. Например, беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, может быть предоставлена отсрочка отбывания наказания (ст. 82 УК). Уголовный закон устанавливает льготные условия уголовной ответственности несовершеннолетних (гл. 14 УК). Ряд наказаний не назначается женщинам и престарелым мужчинам (смертная казнь, пожизненное лишение свободы) и т. д.

В налоговом законодательстве принцип гуманизма находит свое проявление в системе различных льгот, призванных уравновесить положение субъектов, неравных в силу своих социально-экономических возможностей и создать наиболее благоприятные условия для их физического, культурного, нравственного и экономического развития. Например, освобождаются от налогообложения общероссийские организации инвалидов — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности (п. 3 ст. 381 НК РФ). Правом на стандартные налоговые вычеты с НДФЛ обладают инвалиды, лица, имеющие на иждивении несовершеннолетних детей, эвакуированные из зоны аварии Чернобыльской АЭС и т. д. (ст. 281 НК РФ). В целом налоговые льготы могут выражаться в понижении ставки налога; изменении срока уплаты налога; реструктуризации задолженности по налогам и сборам, пени, штрафу; исключении из налогооблагаемой базы отдельных объектов налогообложения; в установлении скидок.

Принцип равноправия предусматривает равный правовой статус всех граждан, т. е. их равные конституционные права и единую правосубъектность. В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Принцип равноправия, будучи закрепленным в Конституции, касается всех сфер жизни и означает равную мерку при решении вопроса о правах и свободах, обязанностях и ответственности всех субъектов, относящихся к той или иной категории, указанной в законе. Принцип равноправия конкретизируется в других конституционных нормах. Например, положение ч. 2 ст. 21 Конституции России о том, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, относится к каждому человеку — гражданину России, иностранцу, лицу без гражданства — и дает всем равную правовую защиту, включая и тех, кто совершил преступление и находится в местах лишения свободы.

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности вытекает из ст. 5 Конституции РФ. Так, на каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство, а вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений.

В налоговом праве равноправие означает: одинаковые для всех условия налогообложения; запрет устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения товаров; равную меру ответственности субъектов в случае совершения ими налогового правонарушения.

Принцип законности. Основа общеправового принципа законности заключается в точном и неукоснительном соблюдении требований правовых норм всеми субъектами общественных отношений, ее единстве, верховенстве Конституции, закона, неотвратимости ответственности. Как гласит ст. 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Детально основные требования законности будут раскрыты в отдельной главе, посвященной понятию и принципам законности.

Принцип взаимной ответственности государства и личности нашел свое выражение непосредственно в Конституции Российской Федерации. «Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина — обязанность государства», — гласит ст. 2 Конституции РФ, а в свою очередь граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, — отмечается в ч. 2 ст. 15 Основного закона. В первом случае это означает, что российские граждане как носители прав выступают по отношению к государству в качестве управомоченных, а государство по отношению к ним является правообязанной стороной, а во втором — государство выступает управомоченной стороной, а граждане — правообязанной стороной. Связь государства и гражданина взаимными правами и обязанностями обусловливает взаимную ответственность как государства и его органов перед гражданином, так и гражданина перед государством.

Наличие принципа взаимной ответственности может породить ответственность государства в случае несоблюдения им обязанности защищать и охранять права и свободы граждан, что подтверждается конкретными постановлениями Конституционного Суда РФ. Кроме того, в настоящее время не являются редкими случаи проявления правовой активности граждан, когда последние обращаются в суд за защитой своих прав и законных интересов в случаях нарушения государством своих обязанностей.

Сферы проявления взаимной ответственности многообразны и не сводятся только к отношениям между государством и гражданами. Она проявляется в отношениях, возникающих между: гражданами; федеральными органами власти и региональными органами власти; юридическими лицами; юридическими лицами и гражданами и т. д.

Функции права: понятие и классификация

 

Право как социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами.

Функции права – обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения. Правовое воздействие – пути, формы, способы влияния права на общественные отношения.

 

функции права — это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

 

Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, иные субъекты.

 

 

Формы реализации функций права:

* информационное воздействие – состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования гос-ва;

* ориентационное воздействие – направлено на выработку у граждан позитивных правовых установок;

* правовое регулирование – осуществляется при помощи системы правовых средств (юридических норм, юридических фактов, правовых отношений, индивидуальных предписаний и др.) воздействия на общественные отношения.

 

Классификация функций права зависит от того, в какой плоскости они освещаются: специально-юридической или общесоциальной. Если следовать широкому смыслу функций права, то среди них можно выделить экономическую, политическую, воспитательную и коммуникативную функции.

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную и охранительную функции, классифицирующиеся так в зависимости от характера и целей правового воздействия. Возможны и другие классификации функций права. Каждая из отраслей права имеет собственную специфику, соответственно, различают функции конституционного, гражданского, финансового, административного, уголовного и других отраслей права, соответственно, можно выделить функции подотраслей права, правовых институтов и отдельных норм права. В своей совокупности все разновидности функций образуют сложную систему, воздействующие при помощи самых разнообразных приемов и способов на общественные отношения.

Регулятивная функция права — это обусловленное его социальным назначением основное направление правового воздействия, заключающееся в закреплении, упорядочивании общественных отношений и оформлении их движения путем дозволений, запретов, обязываний и поощрений. В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую. Воздействие первой состоит в закреплении общественных отношений, а воздействие второй — в оформлении их динамики (движения).

Наиболее характерными чертами осуществления регулятивной функции выступают: определение правосубъектности граждан, закрепление и изменение их правового статуса и статуса юридических лиц; определение компетенции государственных органов и должностных лиц; закрепление юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение регулятивных правоотношений; установление правовой связи между субъектами права; определение составов правомерного поведения.

 

вывод: регулятивная функция – правовое воздействие на нормальные, позитивные общественные отношения

Охранительная функция права — это основное направление правового воздействия, направленное на охрану общественных отношений и вытеснение антисоциальных явлений, противоречащих установленным ценностям.

В рамках охранительной функции осуществляются ее подфункции: общепревентивная, частнопревентивная, карательная, восстановительная и контрольная. Многообразие подфункций охранительной функции права обуславливает и многообразие ее проявлений и последовательность действия различных элементов, ее составляющих. Так, если не оказывается эффективным общепревентивное воздействие, начинают работать карательная, частнопревентивная и восстановительная подфункции. В любом случае кара правонарушителя и восстановление общественных отношений — это уже вторичный результат действия охранительной функции, которая первоначально выступает как средство охраны тех отношений, которые в этом объективно нуждаются.

Наиболее общими и характерными чертами охранительной функции права выступают:

1. во-первых, закрепление в нормах запрещенных вариантов поведения, что направляет деятельность субъекта в необходимое русло и предостерегает его от возможного нарушения правовых норм, так как ему указывают, как запрещено поступать в той или иной ситуации. Превенция возможного отклоняющегося поведения начинается не с санкции, а с определения (установления) обязанностей по соблюдению нормы и их уяснения, поэтому охранительная функция обладает определенными чертами, свойственными для регулятивной функции;

2. во-вторых, установление санкций за совершение правонарушений и их информационное воздействие (угроза применения), и информационное воздействие со стороны практики применения наказания (взыскания), которые имеют упреждающее значение для лиц с антисоциальными установками;

3. в-третьих, непосредственная реализация санкций правовых норм (в случае совершения правонарушения), которые ограничивают права правонарушителя и одновременно направляют его поведение в необходимое русло либо лишают фактической возможности совершить новое правонарушение и информируют о том, что в случае совершения повторного правонарушения будет применена более строгая мера ответственности. Например, запрет на осуществление валютных операций банком лишает его фактической возможности совершить правонарушение, посягающие на валютные отношения, а в случаях систематического нарушения банком действующего законодательства может быть применена и более строгая мера ответственности (отзыв лицензии);

4. в-четвертых, закрепление в правовых нормах обязанностей правонарушителя по восстановлению причиненного вреда, которое происходит одновременно с установлением прав и обязанностей компетентных органов привлечь виновного к ответственности и принудить его к восстановлению общественных отношений. Например, применение штрафа к налоговому правонарушителю не освобождает его от обязанности уплатить налог, а компетентные органы не только имеют право, но и обязаны принять все необходимые меры для его уплаты;

5. в-пятых, осуждение (порицание) правонарушителя, сужение его имущественной сферы, лишение субъективных прав, т. е. его кара, осуществляемая исключительно в целях предупреждения правонарушений, воспитания правонарушителя и восстановления общественных отношений.

 

вывод: охранительная функция – правовое воздействие, направленное на охрану общезначимых и вытеснение отношений, чуждых данному обществу.

Регулятивную и охранительную функции права нельзя понимать упрощенно, что одна только регулирует, а другая только охраняет. В действительности регулятивная и охранительная функции находятся в тесном взаимодействии, переплетаются друг с другом, могут действовать одновременно и различить их достаточно сложно и возможно только на теоретическом уровне. Да и трудно представить себе такую охрану общественных отношений, которая бы не предполагала их регулирования. Так, охранительная функция, дополняя регулятивную, в конечном итоге воздействует на поведение субъектов и регулирует их поведение, не допуская развития отклоняющегося варианта как при совершении субъектами активных действий, так и при воздержании от совершения определенных действий (в том числе и под угрозой применения санкции). В этом, собственно, и проявляется основное предназначение права — быть регулятором общественных отношений.

Однако отличительной чертой регулятивной функции выступает ее первичный по отношению к охранительной функции характер. Прежде чем последует охрана отношений, они должны быть упорядочены. Отдельные подфункции охранительной функции (карательная и восстановительная) вообще не могут возникнуть, если не будет нарушено регулятивное правоотношение.

 

 

 
 


 

 

 

МЕСТО ПРАВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.

 

·

Общество и власть не могут существовать без социального регулятора (=целенаправленное воздействие на участников общественных отношений).

Социальное регулирование первоначально носило индивидуальный характер, т.е были индивидуальные социальные регуляторы (ИСР).

Наряду с правом в обществе существуют и иные регуляторы общественных отношений – мораль, обычаи, традиции, религиозные нормы и т.д. Важнейшим признаком, отличающим право от других социальных регуляторов, является тесная связь права с гос-вом.

Социальные нормы — это правила, регулирующие поведение лю­дей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. (Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми).

Признаки социальных норм:

· являются правилами (образцами) поведения;

· носят общий и общеобязательный характер;

· создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей;

· обеспечиваются соответствующими средствами и объединениями людей;

· обусловлены уровнем развития общества;

регулируют общественные отношения

Как отмечалось ранее, потребность в социальных нормах возник­ла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдель­ному человеку.

Социальные нормы характеризуются рядом признаков:

1. Социальные нормы являются правилами поведения людей. Они указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов людей, различных организаций или гос-ва.

2. Социальные нормы — это правила поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил). Общий характер социальной нормы выражается в том, что ее требования относятся не к конкретному лицу, а ко многим людям. В силу данного свойства предписание нормы должно исполняться всякий раз каждым, кто окажется в сфере ее дей­ствия.

3. Социальные нормы — это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе. Не только правовые, но и все другие социальные нормы являются обязательными для тех, к кому они относятся. В необходимых случаях обязательность социальных норм обеспечивается принуждением. Поэтому к лицам, нарушающим требо­вания социальных норм, в зависимости от характера нарушения могут быть применены меры государственного или общественного воздей­ствия. Если лицо совершило нарушение правовой нормы, то к нему применяются меры государственного принуждения. Нарушение же тре­бований моральной нормы (аморальный поступок) может повлечь за собой применение мер общественного воздействия: общественного осуждения, порицания и других мер.

Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений, активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жиз­ненных ситуациях.

Все социальные нормы, действующие в современном обществе,

подразделяются по двум основаниям:

по способу их установления (создания);

по средствам охраны их от нарушений.

На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:

1. Нормы права — правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности) — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представле­ниями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.

3. Нормы общественных организаций представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными органи­зациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.

4. Нормы обычаев — это правила поведения, сложившиеся в опре­деленной общественной среде и в результате их многократного повто­рения вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей есте­ственной жизненной потребностью человека.

5. Религия (как и обычаи явл-ся мононормами, и предусматривают единство прав и обязанностей, т.е. нет разграничения прав и обязанностей.

6. Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержа­нием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сфер жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции).

7. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность со­циальных норм, которая определяет правила поведения людей при со вершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Риту­альные нормы широко используются при проведении национальных праздников, бракосочетании, официальных встречах государственных и общественных деятелей. Особенность реализации норм ритуалов — их красочность и театрализованность.

Все эти социальные нормы существовали до права и после него и считаются субъективными социальными регуляторами, так как у каждого субъекта о них свое представление. Единственным объективным социальным регулятором является п р а в о.

 

 
 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.