Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заданиe 5б




Рассчитать коэффициент полноты ассортимента вареных колбас по следующим условиям:

- в имение года в магазине №1 в продаже было 9 наименовании колбас, в магазинах №№ 2, 3, 4, 5 соответственно по 8, 5, 7 и 4 наимено­вании (согласно договорам поставки - 10 наименований).

Задание 6. Оценить устойчивость ассортимент путем расчета коэффициент устойчивости по разным формулам.

 

Задание 6а. В магазинах в лечение месяца по декадам в продаже находилось следующее число артикулов мужских костюмов: в магазине № 1 в первой декаде - 3, во второй декаде - 4, в третьей декаде - 7, в магазине № 2 в первой декаде - 4, во второй декаде - 5, в третьей декаде - 5.

Сопоставить устойчивость ассортимента в двух магазинах, произве­дя расчет по формулам:

Ку=1-V, (1)

где

V - коэффициент вариации признака.

V = S/Xср·100, (2)

где S - среднее квадратическое отклонение, рассчитываемое формуле:

Xср - среднее арифметическое значение показателей;

n - число декад.

 

Задание 6б. Сопоставить устойчивость ассортимента сорочек разного назначе­ния в течение месяца, использовав следующие данные:

Таблица 8. Устойчивость ассортимента сорочек

Группа покупате­лей Модели соро­чек Число дней, в течение которых модель находилась в продаже
Молодежь    
Средний возраст    
Пожилой возраст    

Расчет произвести по формуле:

Ку = t/T, (3)

где Т = 26 дней.

 

Задание 6в. В двух магазинах "Булочная - кондитерская" в течение рабочего дня, утром (8-12 часов)/ днем (12-16 часов) и вечером (16-19 часов) находи­лось в продаже следующее число наименований (сортов) хлеба:

магазин № 1: 8, 5, 2.

магазин №2: 9, 7, 5.

Сопоставить устойчивость ассортимента в двух магазинах, произве­дя расчет по формулам:

Куст = 1 – V, (4)

где

V - коэффициент вариации признака (число наименований),

 

V= ± S /X ·100, (5)

где

S - среднее квадратическое отклонение,

X - среднее арифметическое значение показателей,

d - отдельное отклонение от X,

n - число замеров.

 

Задание 7. Рассчитать коэффициент рациональности ассортимента по следую­щим данным:

- в кондитерских магазинах города реализовывались карамельные изделия с разными наполнителями, но преобладающими были изделия с тремя видами начинок. Опрос выявил предпочтительную структуру карамельных изделий.

Таблица 9. Коэффициент рациональности ассортимента

Вилы начинок Фактическая структура, (ФС), % Предпочтительная структура (ПС), % Степень соответствия ФС и ПС
Фруктово-ягодная      
Помадные      
Молочные      
Ореховые      
Сбивные      
Ликерные      

Вопросы для самопроверки:

1.Что такое иерархический метод классификации?

2.Что такое фасетный метод классификации?

3.Назовнте основные показатели ассортимента.

4.Как определить широту ассортимента?

5.Как рассчитать полноту ассортимента?

6.Что такое коэффициент устойчивости ассортимента?

 

Занятие 3. Изучение показателей качества товаров (Тема 5. Методология оценки качества товаров).

Цель работы: изучить показатели качества потребительских товаров и практику их регламентации в стандартах.

Материальное обеспечение:

1. ГОСТ 24886-81 "Промышленные товары народного потребления. Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества".

2. Наборы стандартов на различные виды продукции.

Задание 1. (для самостоятельной работы). Изучите теоретические сведения.

Свойства товаров характеризуются соответствующими показателя­ми, по совокупности которых определяется уровень качества товара в це­лом Показатели качества товаров - это количественные характеристики свойств, определяющих качество товара применительно к конкретным условиям его производства и эксплуатации или потребления, те показа­тели качества характеризуют степень пригодности товара удовлетворить определенные потребности.

Показатели качества товаров делятся на группы по следующим признакам: количеству характеризуемых свойств, способу выражения, методу определения, стадии определения, области применения, примене­нию для оценки уровня качества.

По количеству характеризуемых свойств показатели качества бы­вают единичными и комплексными.

Единичные показатели качества товара характеризуют только одно из ее свойств, например, стойкость запаха духов, пористость хлеба.

Комплексный показатель качества товара характеризует несколько его свойств Он может относиться как ко всей совокупности свойств, со­ставляющих качество, так и к определенной группе их. В последнем слу­чае он называется групповым комплексным показателем

По способу выражения различают показатели качества, выра­женные в баллах или в натуральных единицах (километрах, часах и т.д.) Иногда они могут быть и безразмерными.

По методу определения показатели качества бывают определяемые органолептическим методом, социологическим, экспертным и др.

По стадии определения показатели качества делят на проектные, производственные и эксплуатационные.

По области применения различают показатели, применимые к еди­нице продукции, к совокупности единиц однородной продукции к со­вокупности единиц разнородной продукции.

По применению для оценки уровня качества показатели бывают ба­зовыми и относительными. Различают также показатели обобщающие, определяющие, прямые, косвенные, интегральные и др.

Показатель, по которому оценивают качество продукции, называют определяющим.

Простые показатели качества непосредственно связаны с потреби­тельскими свойствами товаров, а косвенные показатели качества товаров - со свойствами, зависящими от ряда факторов.

Относительный показатель качества характеризует отношение показателя качества конкретного товара к соответствующему базовому показателю эталона. Эти показатели выражают в отвлеченных числах или в процентах.

Интегральный показатель качества продукции ( И) есть отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления про­дукции (Э) к суммарным затратам на ее создание (Зс) и эксплуатацию или потребление (Зэ). Его вычисляют по формуле:

И = Э / (Зс + Зэ), (1)

Базовый показатель характеризует качество продукции, принятое при сравнительных оценках за образец пли эталон.

Задание 2. Изучить ГОСТ 24886-81 "Промышленные товары народного потребления. Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества".

Кратко в тетради оформить результаты изучения основных положе­ний стандарта.

 

Задание 3. По двум стандартам системы "Система показателей качества про­дукции" выявить основные показатели.

Результаты записать по следующей форме:

Таблица 1. Основные показатели продукции

Вид продукции Наименование и обозначение стандарта Перечень основных показателей Характеризуемые потребительские свойства

 

Задание 4. Определить комплексным показатель подкладочной ткани по сле­дующим данным:

Таблица 2. Показатели тканей

Наименование показателя величина показателя Базовый показатель Коэффициент весомос­ти
Разрывная нагрузка, даН
но основе     0,10
по утку     0,10
Усадка после стирки, %
по основе   4,7 0,15
по утку   1,5 0,15
Прочность к воздействию, баллы
Пота 3,5 4,0 0,10
Мыла 3,5 4,0 0,10
Воды 4,0 4,0 0,10
Колористическое оформление, бал­лы 3,0 3,0 0,10
отделка ткани, баллы 3,0 4,0 0,07
структура, баллы 4,0 4,0 0,03

Комплексный показатель может быть выражен: главным показателем, отражающим основное значение продукции, интегральным показа­телем; средним взвешенным показателем. Поскольку трудно определить главный и интегральный показатели используют в основном средние взвешенные показатели.

Комплексный показатель качества (N) чаще всего рассчитывается по формуле средней взвешенной арифметической:

N = ∑mi·qi, (2)

где

mi – коэффициент весомости,

qi – относительный показатель.

Задание 5. Оценить единичные показатели качества эмалированной посуды, рассчитать обобщенный показатель качества.

Для выполнения задания оценивается следующая номенклатура свойств: функциональные, эргономические (удобство пользования) и эс­тетические, которые наиболее полно отражают потребительские свойства посуды.

Соотношение между группами свойств определено коэффициентами весомости.

Таблица 3. Коэффициенты весомости потребительских свойств

Наименование изделий     Коэффициент весомости по группам свойств
функциональ­ные эргономические эстетические
кастрюли 0,40 0,30 0,30
чайники 0,20 0,40 0,40
кофейники 0,40 0,30 0,30
остальные из­делия 0,40 0,40 0,20

Оценка единичных показателей проводится по пятибалльной систе­ме (Р) и комплексная оценка (К) с учетом коэффициента весомости (Т) на примере кастрюль заносится в следующую форму:

Таблица 4. Балльная оценка единичных показателей качества кастрюль

Группа свойств Единичные показатели   Оценка
балл (Р) (Р.т.)
1.Функциональные 1.1. Исключение пригорания (толщина дна и стенок)    
1.2. Полнота использования проводимого тепла (соответствие объема кастрюли и площади днища, форма кастрюли).
1.3. Использование для разных режимов обработки пищи (варка в воде, тушение)
1.4. Возможность использования для приготовления пищи при разных способах подвода тепла
1.5.Возможность регулирования парообразования    
Обобщенный показатель функциональных свойств: К функц. = РфТ
2. Эргономиче­ские 2.1. Исключение травмирования паром при удержании крышки кастрюли 2.2. Исключение выплескивания жидкости 2.3. Удобство регулирования па­рообразования 2.4. Удобство выгрузки (при сливе продукта) 2.5. Удобство очистки и мытья (отсутствие трудноочищаемых мести внутренних деталей) 2.6. Удобство хранения (одна па одну, одна в одну и т.д.)    
Обобщенный показатель качества эргономических свойств: Кэргон. = Рэрг.Т
3. Эстетиче­ские 3.1. Соразмерность изделия в це­лом и его элементов 3.2. Согласованность формы с ар­матурой и декоративной отделкой (тон эмалевого покрытия, компо­зиция и сюжет рисунка) 3.3. Тщательность выполнения формы в целом и ее элементов 3.4. Качество защитно-декоративной отделки 3.5. Качество выполнения упаков­ки и сопроводительной докумен­тации    
Обобщенный показатель качества эстетических свойств: Кэст. = Рэст.Т
Обобщенный комплексный показатель качества: Кком.=Кфунк. + Кэрг. + Кэст.
           

Задание 6. Ознакомиться с единичными и комплексными показателями качества продовольственных товаров. Выписать примеры из стандартов в таблицу.

Таблица 5. Показатели качества продовольственных товаров

Вид продук­ции Наименование и обозначение стандарта Единичные показатели Комплексные показа­тели

Задание 7. Ознакомиться с показателями безопасности продовольственных то­варов. Выписать примеры из стандартов в таблицу:

Таблица 6. Показатели безопасности продовольственных товаров

Виды продукции Наименование и обозначение стандарта Показатели безопасности Порядок нормирования

Занятие 4. Ознакомление с методами оценки качества продовольствен­ных и непродовольственных товаров (Тема 5. Методология оценки качества товаров).

Цель работы: ознакомиться с сущностью методов оценки показате­лей качества и областью применения различных методов определения.

Материальное обеспечение:

1. РД50-432-83. Промышленные товары народного по­требления. Методы оценки потребительских показателей качества.

2.Наборы стандартов на конкретную продукцию.

3.Конспекты лекций по курсу "Основы коммерческого товароведе­ния".

Задание 1. Изучить теоретические сведения.

Для определения значения показателей качества товаров в практике применяют различные методы. Эти методы по способу получения ин­формации можно подразделить натри группы:

- методы с использованием объективных способов измерения;

- методы с использованием эвристических способов оценки;

- статистические методы оценки показа гелей качества.

Для изучения представленных методов предлагаем использовать следующую таблицу 1.

Таблица 1. Методы оценки показателей качества

Название метода Определение Достоинства Недостатки
1. Методы с использованием объективных способов измерения
1.1. Измерительный метод Основан на получении информации с использованием измерительной техники   1.Сложность 2.Длительность измерений 3. В ряде случаев необходимость разрушения образцов
1.2.Регистрацнонный метод Основан на использовании информации, полученной путем подсчета числа событий, случаев, предметов или затрат 1. Является незаменимым при ряде испытаний (опытная носка, количество отказов телевизора и т.д.) 2.Объективен Объективность и достоверность зависит от квалификации и подготовленности специалистов
1.3. Расчетный метод В основе его получение информации расчетным путем В некоторых случаях незаменим (определение теоретических и эмпирических зависимостей и т.д.) Объективность и достоверность зависит от квалификации и подготовленности специалистов
2. Методы с использованием эвристических способов оценки
2.1. Органолептический метод   Основан на пользовании информации, получаемой с помощью органов чувств человека (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса) 1.Доступность 2.Простота 3.Незаменимость при оценке запаха, внешнего вида, вкуса Субъективность оценки
2.2. Экспертный метод Источником ин- формации является обобщенный опыт и интуиция группы специалистов- экспертов Применяют когда другие методы использовать затруднительно 1. Формализация процесса оценки 2. В некоторых случаях длительность оценки 3. Достоверность оценки зависит от компетенции и квалификации эксперта, а так же от уровня организации работы экспертов
2.3. Социологический метод Метод определения показателей основан на сборе и анализе мнения широкого круга фактических или потенциальных потребителей 1. Позволяет учитывать мнения потребителей 2. Необходим для изучения спроса Результативность этого метода во многом зависит от уровня его организации и способов обработки получаемой информации
3. Статистические методы оценки показателей качества
Методы прикладной статистики Определение сред- них значений показателей качества и их доверительных границ, законов распределения показателей качества, коэффициентов корреляции и т.д. 1.Достоверность оценки 2.Точность оценки 3.Можно определить вид распределения вероятностей для различных показателей качества товаров Объективность и точность зависит от квалификации и подготовки специалистов

 

Задание 2. Ознакомиться с расчетным методом. Определить уровень качества по величине комплексного показателя пылесоса (К) по формуле:

К = (П · t)/m, (1)

где

П - пылеочистительная способность пылесоса, %

t - средний срок службы, число лет,

m - масса пылесоса, кг.

По результатам испытаний моделей получены следующие данные:

Таблица 2. Показатели пылесосов

Модель   Значение показателей
пылеочистительная способность на полу, % масса, кг
«Boсhe» 99,7 6,7
«Энергия» 95,9 7,0
Базовый обра­зец 97,0 5,75

Средний срок службы пылесосов принят одинаково - 15 лет.

 

Задание 3. Ознакомиться с социологическим методом оценки показателей ка­чества.

Задание 3а. Потребителям было предложено определить значение оценок основных потребительских показателей качества кухонного набора мебе­ли на основе опыта личной эксплуатации. В состав потребителей входили городские и сельские жители двух возрастных групп. Потребителям было предложено заполнить таблицу, определив значение оценок содержащихся в ней отдельных показателей в баллах.

3 балла - вполне соответствуют предъявляемым требованиям,

2 балла - недостаточно соответствует,

1 балл - не соответствует.

Значение оценок показателей распределились следующим образом:

Таблица 3. Балльная оценка потребительских показателей качества кухонной мебели

Наименование потребительских показателей     Значение оценки, данное потребителями
городское населе­ние сельское население
до 35 лет старше 35 до 35 лет старше 35
Обеспечение рациональной последовательности функ­циональных процессов -      
Наличие необходимых функциональных блоков        
Внешний вид        
Габаритные размеры по­лезных объемов        

Прокомментировать результаты и сделать выводы.

Задание 4. Группе покупательниц предложили оценить потребительские пока­затели качества стальной эмалированной кастрюли емкостью 5 л. Оценка проводилась социологическим способом с помощью анкетирования. Каждый единичный показатель оценивался по пятибалльной системе. В таблице приведены результаты оценки трех комплексных показателей потребителями разного возраста.

Таблица 4. Оценка потребительских пока­зателей качества стальной эмалированной кастрюли

Показатели качества     Максимальная сумма баллов   Значение оценки, данной потреби­телями
до 30 лет 31-40 лет 41-50 лет свыше 50
Функциональные          
Эстетические          
Эргономические          
Всего          

Прокомментировать результаты и сделать выводы.

 

Задание 5. Ознакомиться с экспертными методами оценки показателей ка­чества.

Задание 5а. Провести оценку эстетических свойств обувных товаров. Для про­ведения экспертной оценки создается группа студентов-экспертов.

Задача экспертной группы - оценка эстетических показателей обуви. Для экспертизы выбраны следующие эстетические показатели

1. Гармоничная целостность формы - органическая взаимосвязь всех композиционных признаков изделия (организованность объемно-пространственной структуры, пропорциональность, ритмичность и др.), выразительность формы изделия, его реальной структуры и закономерно­стей конструктивного решения (тектоничность), выразительность формы, созданная с помощью нюансировки ее частей и целого (пластичность), характерность очертания формы изделия в целом и в деталях, а также элементов знаковой информации (графическая прорисованность формы), взаимосвязь и сочетание цветов (цветовой колорит).

Гармония - это прежде всего мера. Средства гармонизации обуви подразделяются на обязательные и необязательные.

Обязательными средствами гармонизации формы обуви являются объем, линии, пропорции, цвет и фактура.

К необязательным относится декор. В любой композиции формы обуви эффект может быть достигнут при помощи специфических средств, приемов, элементов выразительности - контраста и нюанса мас­штабности и т.п. Особое место в композиционном решении формы зани­мают графические элементы. Все названные средства гармонизации формы выступают в единстве.

2. Соответствие художественным тенденциям - соответствие стилю и моде

Стилевое соответствие - отражение черт, определяющих соответ­ствие изделия современному уровню общественного и культурного раз­вития, конкретному функциональному комплексу. Разнообразие ассорти­мента обуви достигается использованием при разработке моделей клас­сического, спортивного, романтического и фольклорного стилей.

Соответствие моде - выявление признаков, характеризующих эстетические взгляды сегодняшнего дня. Конструкция верха обуви, караю ер контурных линий, силуэт обуви изменяются в зависимости от моды Женская нарядная обувь наиболее остро модная, в то время как мужская обувь имеет более простое и лаконичное композиционное решение.

Обувь для молодежи чаще имеет спортивный и фольклорный харак­тер Форма обуви для детей, в связи с особенностями строения стопы, существенно не изменяется. Форма обуви для пожилых людей также поч­ти не подвергается влиянию моды.

3. Органичность декора. Применение декора позволяет разнообра­зить внешний вид обуви, не изменяя при этом контуров деталей заготов­ки, обогащает композицию обуви, вносит в нее элементы новизны, со­временности. Однако, следует иметь в виду, что каким бы ни был декор, он не должен искажать форму обуви, не должен загромождать ее, но должен выявить, подчеркнуть особенности формы.

В обуви используют следующие типы украшений:

А) украшения, являющиеся частью конструкции Сочетание деталей из различных материалов, цветов и фактур, канты различной формы и ширины,

Б) украшения, наносимые непосредственно на детали верха обуви - перфорация, накладки из кожи и др.,

В) украшения, дополняющие конструкцию (банты, язычки и др.),

4. Рациональность формы связана с выполняемой функцией изде­лия, конструктивным решением, особенностями технологии изготовле­ния и применяемых материалов функционально-конструктивная приспособленность, способом и удобством работы с изделием (целесообразность).

Красота предметов тесно связана с понятием целесообразности. В красивом изделии эстетическое начало выступает в виде органического соответствия формы материальному содержанию изделия, его утилитар­ной роли в жизни человека. Различают три формы:

•функциональную (утилитарную), определяемую назначением изде­лия или утилитарными потребностями человека,

•конструктивную, требующую рационального использования физи­ческих и механических свойств материалов и конструкций для выполне­ния заданной функции,

•эстетическую, отвечающую потребности видеть изделие красивым, художественно - выразительным

5. Информационная выразительность - комплексный показатель, ко­торый включает в себя ряд единичных

• знаковость (возможность изделия отражать в форме различные социально - эстетические представления),

•оригинальность (наличие в форме изделия совокупности призна­ков, обуславливающих его отличие от подобных, но подчиненных основ­ному композиционному замыслу),

•стилевое соответствие,

•соответствие моде.

6. Совершенство производственного исполнения обуви характери­зует ее товарный вид. Оно зависит от моделирования и конструирования.

Совершенство производственного исполнения определяется также качеством выполнения видимых элементов формы, уровнем изготовления покрытий, отделкой поверхности, чистотой выполнения сочленений де­талей обуви, четкостью исполнения фирменных знаков, сопроводитель­ной документацией и информационных материалов

Оценку предлагается проводить по 50-балльной системе с учетом половозрастного признака и назначением обуви в соответствии с пред­ставленной ниже таблицей.

Таблица 5. Оценка эстетических свойств

Эстетические показатели обуви   Группы обуви
1 группа 2 группа 3 группа
наря­дная нарядная повседневная повседневная наря­дная нарядная повседневная пов­седневная
             
1.Гармоничная це­лостность формы 12-13 12-13 12-13 14-15 12-13 12-13
2.Соответствие художественным тен­денциям 14-15 14-15 9-8 9-8 9-8 7-6
3.Органичность де­кора 9-8 7-6 7-6 7-6 7-6 9-8
4.Рациональность формы 7-6 9-8 14-15 12-13 14-15 14-5
5.Информационная выразительность            
6.Совершенство производственного исполнения            

Примечание.

1 группа - обувь для мужчин и женщин среднего возраста и молодежь,

2 группа - обувь для людей пожилого возраста,

3 группа - обувь для детей,

Для оценки даны 10 образцов обуви.

После оценки эстетических показателей результаты необходимо оформить в следующей форме:

Таблица 6. Оценка эстетических показателей обуви

Образец обуви (группа обуви) Эстетические показатели, баллы
№1 №2 №3 №4 №5 №6
1. Туфли женские (1 группа)            
2....            

Прокомментировать результаты и сделать выводы.

Задание 6. Ознакомиться с измерительным методом.

Произвести измерения и определить тип фигуры (размер, рост, полноту); по полученным данным определить, к какой группе (полнотно-возрастной) относится фигура.

Методика определения размерных признаков фигуры изложена ГОСТ 17522-72* и 17521-72*.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие методы оценки качества товаров Вы знаете?

2. Охарактеризуйте методы с использованием объективных способов измерения.

3. К какой группе методов относится социологический метод?

4. Дайте определение органолептическому методу. Каковы его достоинства и недостатки?

5. В каких случаях применяют экспертный метод оценки качества?

6. Дайте определение статистическим методам оценки показателей качества.

Занятие 5. Изучение факторов, формирующих качество товаров (Тема 3. Теоретические основы формирования качества товаров).

Цель работы: Ознакомиться с внешними признаками, природой ма­териалов, конструкцией и другими факторами, формирующими качество товаров.

Материальное обеспечение:

1. Наборы материалов, препаратов.

2. Микроскопы и другое оборудование.

3. Нормативно-техническая документация.

Задание 1. Изучить теоретические сведения

К факторам, формирующим качество товаров относятся качество исходного сырья, материалов и комплектующих изделий, конструкция изделия включая качество проектирования и моделированиях для продо­вольственных товаров это создание рецептуры, формы товара, качество технологических процессов включая качество нормативно-технической документации оборудования, качество труда работников и др.

Представленные факторы можно разделить на объективные и субъ­ективные. К объективным относятся конструкция изделия, современная технология и др. К субъективным относятся факторы, которые связаны с деятельностью человека, т.е. зависят от способностей и отношения людей к выполнению производственных функций профессиональное мастер­ство, психологический склад человека и т.п.

Под сырьем обычно понимают различные вещества, используемые для производства готовых изделий. Эти вещества различны по хими­ческому составу и происхождению. Сырье представляет собой продук­цию сельского хозяйства, добывающей, химической и других отраслей народного хозяйства.

Готовый продукт производства называется фабрикатом, незакон­ченный фабрикат – полуфабрикатом.

Oт природы, состава и качества сырья во многом зависят свойства и качество готовой продукции. Знание природы, строения и свойств исход­ного сырья дает возможность предопределить свойства и особенности готовой продукции, расширить сырьевую базу для производства товаров за счет использования новых видов сырья, позволяющих получать изде­лия с более высокими потребительскими свойствами при меньших затра­тах труда, времени и материалов, а также расширять и обновлять ассор­тимент.

Одним из важнейших факторов, формирующих качество готовых изделий, является конструкция. Она определяется формой, размером, способом соединения деталей, соотношением между отдельными элемен­тами, взаимозаменяемость, многооперационность и другие особенности изделия.

Конструкция должна обеспечивать удобство пользования, красивый внешний вид, экономичность, компактность, надежность, возможность ремонта и долговечность.

Технологические процессы оказывают большое влияние на измене­ние свойств сырья и материалов и формирование качества готовой про­дукции. При нарушениях режимов технологических процессов в готовых изделиях могут возникать различные дефекты, снижающие качество про­дукции или приводящие ее в негодность. Для выявления причин образо­вания дефектов, возможностей их устранения необходимо знать основ­ные этапы производства изделий.

Предупреждение или устранение де­фектов повышает качество готовой продукции и позволяет сберечь средства, затраченные на обработку сырья и изготовление изделий.

Задание 2. Изучить микроструктуру текстильных волокон.

На примере текстильных волокон познакомиться с микроскопиче­скими исследованиями материалов, научиться находить отличительные признаки отдельных видов этих материалов, необходимых для их распо­знавания и прогнозирования свойств.

Для выполнения работы представлены волокна хлопковые, шерстя­ные, шелковые, льняные, вискозные, ацетатные, капроновые и лавсано­вые; готовые препараты поперечных срезов этих волокон, покровные и предметные стекла, препарированные иглы, дистиллированная вода, микроскопы и осветители к ним.

После изучения по учебнику "Исследования непродовольственных товаров" необходимо рассмотреть под микроскопом и зарисовать в тетради продольный и поперечный срез волокон: хлопкового, льняного, шерстяного, шелка натурального, вискозного, ацетатного, капронового и лавсанового с краткими пояснительными надписями об отдельных эле­ментах структуры (например, "канал", "чешуйки", круглая или непра­вильная форма поперечного среза и т.д.). Для исследования продольного вида необходимо подготовить волокна. Для этого на предметное стекло наносят каплю воды, помещают туда от двух до четырех волокон одного вида и смачивают в течение 3-5 минут. Затем волокна накрывают по­кровным стеклом, лишнюю влагу с предметного стекла удаляют филь­тровальной бумагой.

В тетради отметьте особенности микроструктуры волокон в форме таблицы.

Таблица 1. Характеристика микроструктуры волокон

Название волокна     Внешние признаки Особенности микроструктуры волокна
гриф, блеск, матовость цвет извитость
         

Задание 3. Изучить микроструктуру шкур различных животных и кож. Рас­смотреть под микроскопом срезы по толщине шкур: яловки, бычины, опойка, овчины, козлины, конской и свиной шкур. Научиться различать границы отдельных слоев.

Особое внимание обратить на особенности микроструктуры шкур различных животных, обусловливающие специфические свойства кож (плотность, прочность, тягучесть и т.п.). Изучить под микроскопом пре­параты кожи и сравнить их со срезами соответствующего сырья. Рас­смотреть альбомы натуральных кож. Результаты наблюдений сравнить и описать микроструктуру срезов шкур различных животных и кож в форме таблицы.

Таблица 2. Характеристика микроструктуры срезов шкур

Название шкуры, кожи Лицевая по­верхность Основные приз­наки микро­структуры Характерные особен­ности шкур, кож

Задание 4. Рассмотреть влияние конструкции на качество одежды. При созда­нии конструкции изделия должна точно воспроизводиться модель и обеспечиваться правильная посадка одежды на всех типах фигур, для которых эта модель предназначена.

Задание 4 а. Рассмотреть влияние баланса на качество одежды.

Баланс (Б) рассчитывают по формуле:

Б = (Дтп – Дтс)/2 + 0,2(С1 – С2) – 0,2Сш + П (1)

где

Дтп - длина талии переда, см;

Дтс - длина талин спины, см;

С1 и С2 - полуобхваты груди первой и второй, см;

Сш - полуобхват шеи, см;

П - припуск, заносящий от вида изделия (для жакета 1,5, для пальто 2,0, для платья 1,0) см.

Используя данную информацию, вычислите баланс представленного изделия. Цифровые данные сравните с таблицами ГОСТа на измерения типовых фигур.

Дефекты, связанные с нарушением баланса (баланс мал, баланс велик) можно изучить по учебному пособию "Исследование непродовольственных товаров".

 

Задание 4 б. Рассмотреть влияние припусков па качество изделий. Величину измерения в готовом виде на каком-либо участке (Иизд.) определяют по формуле:

Иизд = Иф + Псв, (2)

Иф - измерение типовой фигуры на этом участке;

Псв - припуск на свободное облегание.

Псв = Пизд. – Иф. (3)

Результат измерений изделия и данные измерений типовой фигуры занесите в таблицу 3., вычислить припуски и объяснить их назначение.

Таблица 3. Результаты измерения изделия и фигуры человека

№пп Наименование измерения изделия Измерение изделия, см Измерение типовой фигуры Суммарный припуск на свободное облегание \+ -\ см
1. Ширина изделия под проймой   СгЗ = 50 + 10
2. То же ни линии талин   Ст = 40 +5
3. То же ни линии бедер   Сб = 55 +7
4. Ширина рукава под проймой в развернутом виде   Оп = 30,3 +4,7
5. Ширина рукава внизу   Озан. = 22 +3
6. Длина рукава   Др = 61 -1
7. Ширина спины в самом узком месте (между швами втачивания рукавов) 20,5 Шс=19 + 1,5
8. Ширина полы от средней линии переда до линии проймы в самом узком месте   Шг = 21 +2

При уменьшении величины припусков возникают дефекты, связан­ные с обужением изделия. Эти дефекты проявляются во время эксплуатации изделия в виде поперечных складок и морщин (см. «Исследование непродовольственных товаров»). Кроме того, обуженное изделие в зонах по­стоянно действующих растягивающих нагрузок ненадежно и быстрее разрушайся.

Задание 5. (для самостоятельной работы студента) Изучить влияние этапов производства предложенной группы това­ров на качество конечной продукции.

Вопросы для самопроверки::

1.Какие факторы формируют качество товаров?

2.Дайте определение сырьевому материалу.

3.Приведите пример влияния конструкции на качество изделий.

Занятие 6. Изучение факторов, влияющих на сохранение качества товаров (Тема 4. Теоретические основы сохранения качества товаров)

Цель работы: изучить правила упаковки, транспортирования товаров и хранения товаров и их регламентацию в стандартах.

Материальное обеспечение:

1. Нормативные документы по правилам транспортирования и хранения товаров.

Задание 1. Изучить теоретические сведения.

Факторами, способствующими сохранению качества товаров, явля­ются упаковка, условия хранения, транспортирования, эксплуатации, маркировка товаров.

Упаковка представляет собой средство или комплекс средств, пред­назначенных для защиты продукции от повреждений и потерь в процессе обращения, а окружающей среды - от загрязнений. Основным элементом упаковки является тара - изделие для размещения продукции. Тара не только защищает продукцию, но служит средством рекламы и информа­ции, повышает культуру обслуживания, обеспечивает потребителю до­полнительные удобства в использовании. Аэрозольная упаковка красок, ядохимикатов и др. По назначению тару подразделяют на потребительскую и транспортную, по используемым материалам ее делят на типы: деревянная, металлическая, стеклянная и др., а по форме - на виды ящики, бочки, коробки, пакеты и т.п.

Потребительская тара поступает к покупателю вместе с продукцией. Виды и материалы потребительской тары чрезвычайно разнообразны и зависят от свойств товара. Основными видами потребительской тары яв­ляются бутылки, флаконы, банки, тубы, пакеты, коробки.

Транспортная тара предохраняет товар при перевозки и хранении, облегчает механизацию погрузочно-разгрузочных операций. В зависи­мости от природы и механических свойств товара используют тару жест­кую (дощатые и фанерные ящики, фляги, бочки), полужесткую (картонные ящики, ящики из многослойной – бумаги), мягкую упаковочная ткань, полимерная пленка). По характеру использования различают универсальную тару (ящики, коробки) и специализированную (мешки для цемента).

Для завертывания изделий, заполнения промежутков между ними применяют упаковочные материалы - бумагу различных марок, тонково­локнистую древесную стружку, пено- и поропласты, полимерные пленки с воздушными включениями.

Хранение товаров - краткосрочное или долю срочное - необходимый элемент торговых процессов. При хранении товары подвергаются дей­ствию различных факторов, изменяющие потребительские свойства. Предотвратить потери и ухудшение качества товаров при хранении - ответственная обязанность работников торговли.

При хранении на товары воздействуют следующие факторы: физи­ко-химические - влага, температура, свет, кислород и другие газы возду­ха; механические - нагрузки разных видов (сжатие, изгиб, толчки и удары и др.); биологические - микроорганизмы, насекомые, грызуны.

При транспортировании должна обеспечиваться полная сохран­ность товаров. Вид транспорта зависит от дальности перевозки, особен­ностей упаковки и свойств товара.

Задание 2. Определить условия окружающей среды. С помощью термометра и простого психометра определить температуру и относительную влаж­ность воздуха. Сделать выводы по полученным показателям и результаты

записать в тетради.

Задание 3. Ознакомиться с содержанием ГОСТ на упаковку, транспортиро­вание и хранение тканей и штучных изделий (ГОСТ 7000-80*, ГОСТ 8737-77*, ГОСТ 25227-82*). По ГОСТ 7000-80* изучить способы внешней упаковки, виды тары и требования к таре и упаковочным мате­риалам. Изучить стандарты на первичную упаковку и маркировку тканей и штучных изделий различного волокнистого состава. Обратить внима­ние на требования к первичной упаковке, на минимальную длину отреза и допускаемое количество отрезов в куске. Изучить стандарты на хране­ние и транспортирование тканей и штучных изделий.

Задание 4. Ознакомиться с требованиями к маркировке, складыванию, упаков­ке, транспортированию и хранению швейных и трикотажных товаров по ГОСТ 10581-82 и 3897-87.

Задание 5. Изучить ГОСТ 7296-81* Обувь, упаковка, маркировка, транспорти­рование и хранение.

Задание 6. Изучить ГОСТ 13799-81* Продукция плодовая, ягодная, овощная и грибная консервированная. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение. Обратить внимание на различные виды упаковки и требова­ния к ним; виды транспортных средств, используемые для перевозки продукции; условия хранения.

Задание 7. Ознакомиться с ГОСТ Р 50419-92 Фрукты и овощи. Физические условия хранения в охлаждаемых складских помещениях. Определение понятий и измерения. Выписать несколько терминов и определений понятий, относящихся к параметрам физических воздействий.

Результаты заданий 2, 3, 4, 5, 6 оформить в произвольной форме с указанием особенностей правил упаковки, транспортирования и хранения для каждой изученной группы товаров.

Прокомментировать результаты и сделать выводы.

Вопросы для самопроверки:

1.Перечислите факторы, сохраняющие качество товаров.

2.Какие факторы, сохраняющие качество, характерны для непродовольственных товаров?

3.Какие факторы, сохраняющие качество, характерны для продо­вольственных товаров?

4.Как влияет на сохранение непродовольственных и продо­вольственных товаров упаковка и хранение?

5.Как влияет транспортировка товаров на сохранение товарного вида?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 2931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.179 сек.