КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекции Рудольфа Штайнера о цвете. Сияющие цвета
На первый взгляд кажется, что в исследованиях цвета и Гете, и Штайнер только лишь удовлетворяют потребности художников. Но в последней главе своей «Теории цвета» Гете установил связь между цветами и духовными сущностями. Он уверяет в их присутствии и на том оставляет это. Штайнер идет дальше и описывает, как человек внутренне связан с цветом, как через внутреннее наблюдение и поглощение цвета он встречает духовную сущность, работает с ней, и что в таком деянии «произойдут важные открытия в будущем». Штайнер обращает внимани на внутренние переживания в процессе наблюдения красного, оранжевого, желтого, зеленого и синего. Касательно красного, он дает описание «формы, созданной из цвета». При переходе от алого в кармин красный создает звездообразную форму. Первый - алый - красный мы переживаем как действие «Божьего гнева», а кармин «учит молиться». «Это - милость!». Так Штайнер описывает внутренние переживания, связанные со внешним наблюдением. «Для художника, - так он говорит, — такие переживания дают основу, на которой в будущем он сможет творчески работать «из цвета». Использование перспективы цвета, например, использование синего, чтобы вызвать «уход» и красного/желтого - как «приближения к нам», Гете описал, исходя из собственного переживания. Штайнер указывает в связи с этим на то, как человечество, начиная с Ренессанса, оставило позади использование цветовой перспективы, и как в наше время мы способны возвратиться ней. Он также подчеркивает педагогическую ценность проживания в цветовой перспективе и через это способность соответствовать («geschmeidig werden») душе ребенка[30]. Вместе с Гете, Штайнер снова отмечает, что, в случае с желтым и синим, сияющий элемент желтого перемещается относительно окружающего, создающего пространство синего (см. цветная иллюстрация 2 и 3). Красный стоит между этими двумя как активный цвет, покоящийся в себе. Штайнер назвал их «Glanzfarben» (сияющие цвета) из-за их активного характера. Вот как он соотносит их с человеком:
желтый является сиянием духа, духовного «Я»-элемента; синий — сияние души; красный — сияние жизни. Гете соединяет три основных цвета, создавая из них цветовой круг из шести частей. Можно представить себе синий и желтый, соединяющиеся в зеленом, а на другой стороне - усиленные до пурпурного цвета. Цвета - независимые сущности (см. цветные иллюстрации 6 и 7), но через них также заметно постоянное движение, один переходит в другой. В живописи мы постоянно имеем дело с «бытием» (ограниченным) и «становлением» (неограниченным) через действие цвета. Цвета встречаются и, либо усиливаются, либо исчезают. Появляется другой цвет. Создается новое настроение. Можно сказать, что там, где появляется граница, там становится более очевидным воздействие астрального. Это область, в которой одно отличается от другого. Беспрепятственное движение цветов является более эфирной стороной процесса. Вот как бессознательное текущее движение противопоставляется сознательно сотворенному ограниченному аспекту в каждом переживании цвета.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |