КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы и методы обучения взрослых в системе последипломного медицинского образования
Особенности психических функций взрослых людей. Общеизвестно, что в отличие от учащегося школы или студента вуза, память взрослого человека в среднем менее объемна, он быстрее утомляется, ему труднее долгое время концентрировать внимание. С другой стороны, взрослый человек обладает существенным преимуществом, которого, как правило, нет у молодых людей, а именно - хорошо развитыми навыками мышления. Именно поэтому программа обучения взрослых требует гораздо большей четкости и строгости в определении понятий, структурированности учебного материала, системной представленности отдельных элементов курса. Продуманная и практически обоснованная структура учебной программы дает возможность максимизировать эффект обучения именно за счет включения наиболее сильных сторон взрослых слушателей в работу по усвоению учебного материала. Форма обучения - это совокупность приемов и методов, используемых преподавателем в целях лучшего понимания и усвоения слушателями учебного материала. Метод обучения - это способ воздействия на слушателей для достижения поставленных в каждом конкретном случае целей занятия.
По мнению Ф.Е, Вартанян и В.А. Алексеева (2000), наиболее успешными стратегиями обучения в медицине являются мультидисциплинарный, или интегративный подход, проблемное обучение и мультипрофессиональное обучение. 1. Мультидисциплинарная, или интегративная стратегия строится таким образом, что в процессе обучения объединяются дисциплины, которые обычно преподаются самостоятельно, на отдельных кафедрах (вариант модульной системы). Конкретные нозологические формы заболеваний, клинические случаи или иные профессиональные ситуации в медицинской практике рассматриваются одновременно с позиций разных дисциплин, позволяя обучающимся воспроизвести всеобъемлющую картину происходящего. Эта положительно зарекомендовавшая себя стратегия формирует и совершенствует профессиональное клиническое мышление, воспитывает глубокое понимание сущности патологических и иных процессов и создает устойчивую базу для принятия врачом эффективных решений.
2. Проблемное обучение подразумевает такую организацию учебного процесса, когда слушатели обучаются в процессе разрешения конкретной профессиональной проблемы. Они учатся не только решать ее, но и прогнозировать результат, глубоко понимая природу и механизм происходящего процесса. Это достаточно сложная педагогическая стратегия, которую практически невозможно отразить в единой программе. Достаточно заметить, что при анализе клинической проблемы привлекаются необходимые сведения из анатомии, физиологии, патофизиологии, внутренней медицины, хирургии, фармакологии и т. п. В результате такого подхода формируются профессионалы-специалисты, что особенно важно в последипломном образовании, обладающие всесторонними представлениями о процессах, происходящих в организме человека в конкретной ситуации, а, следовательно, и умением принимать адекватные, а часто и единственно возможные решения. 3. Мультипрофессиональное обучение подразумевает организацию образовательного процесса, когда медицинские работники с разной базовой подготовкой (а это реальность последипломного образования) обучаются в одной группе, на одном цикле или декаднике. Такая стратегия позволяет готовить специалистов, обладающих умением эффективно сотрудничать при решении задач, требующих, как нередко бывает в медицине и здравоохранении, коллективных усилий. Подобная стратегия возможна практически только в системе последипломного образования и применима при подготовке не только в таких областях, как медицинский менеджмент, социальная и медицинская психология, организация и экономика здравоохранения, медицинская экология, но и во многих сугубо клинических областях.
Приведенные стратегии, помимо прочего, обладают одним общим достоинством, они способствуют ликвидации разрыва, который традиционно складывается межу образованием и практикой; они предполагают освоение профессиональных умений, необходимых в повседневной работе, а не простое накопление знаний, которые их обладатель не всегда умеет правильно применить. § от знаний о том, что делать, переходить к знаниям, как делать § от пассивного обучения переходить к активному § от простой передачи информации переходить обучению решать проблемы; материала
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |