Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность




Педагогическая деятельность является сложно организован­ной системой ряда деятельностей: самая первая из них — дея­тельность преподавателя, обучающего непосредственно. Педа­гог-предметник является отчужденным от функции и смысла целого, он только выполняет извне заданные ему функции. Сле­дующие деятельности являются рефлексивно надстроечными над первой (т. e. обслуживают ее). Такова деятельность обобщения опыта обучения, состоящая в сопоставлении процедур обучения и выделении наиболее эффективных приемов и способов обуче­ния, — деятельность методиста, конструирующего приемы и методы обучения. Третья деятельность — тоже методическая, но направлена на построение учебных средств, учебных предме­тов. Четвертая деятельность состоит в увязывании учебных пред­метов в одно целое — деятельность программирования, состав­ления учебных программ. Для осуществления такого програм­мирования необходимо иметь более ясное представление о це­лях обучения, однако зачастую строят программу обучения, ори­ентируясь только на некоторые общие очертания цели. Такие цели ранее формулировались политиками, культурными деяте­лями, но не педагогами. Современная социокультурная ситуа­ция и задачи образования требуют, чтобы описанием и проекти­рованием целей обучения занимался педагог, педагог-методо­лог. Это необходимо, во-первых, потому, что современная производственно-практическая деятельность ставит часто очень опре­деленные цели, задачи, которые могут решить только специ­ально подготовленные люди. Во-вторых, современное методо­логическое мышление может очень эффективно проектировать учебные процессы, но оно требует от заказчика четких и опре­деленных целей. В-третьих, современное технологическое об­щество быстро и интенсивно развивается и требует того же от систем обучения, т.е. требует слежения за профессиональным рынком сбыта, быстрого и систематического описания свойств человека, необходимого обществу, и оперативного проектирова­ния под задачу учебных программ. В широком смысле резуль­татом такого телеологического мышления является проект че­ловека, в более узком смысле — проект специалиста, т. e. должна быть описана и соотнесена друг с другом интеллектуальных фун­кций, знаний, способностей, которые должны быть в наличии у человека будущего.

Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результа­те которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. А педагог со­здает для активности обучаемого необходимые условия, направ­ляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном при­способлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Самый простой вари­ант обучения состоит в общении учителя (носителя профессио­нальной деятельности) и ученика, устремленного к воспроизведению деятельности своего учителя, учитель же квалифицирует деятельность ученика как правильную или неправильную. В этом случае проявляются непосредственность, нерасчлененность учебного процесса.

Развитие системы обучения состоит в членении сложных видов деятельности на простые и обучении вначале простым видам деятельности. Но такое развитие предполагает анализ сложной деятельности, выделение ее элементов.

Задача состоит в выделении из сложных профессиональных видов деятельности простых элементарных с целью последующей конструкции из таких простых деятельностей необходимых сложных. Таким образом, первый принцип педагогической рефлек­сии состоит в выделении элементарных деятельностей иих трансляции. Но этого часто недостаточно, поскольку невозмож­но до конца разложить деятельность на простые элементы, в деятельности оказываются более сложные связи и отношения. Поэтому появляется второй принцип, состоящий в проектировании и трансляции знаковых средств, позволяющих постро­ить (спроектировать) сложную деятельность из освоенных эле­ментов. Эти знаковые средства являются средствами описания и проектирования деятельности.

С другой, процессуально-технологической, стороны, учебный процесс, система учебной деятельности описывается как после­довательность двух ситуаций обучения. Эти ситуации строятся таким образом, что предыдущие ситуации задают средства, мате­риал и т. п. для последующих. То есть система обучения строится как цепь технологического процесса, через который пропускается человек (с определенными начальными свойствами) и в конце выходит совершенно преобразованным, усвоив совокупность не­обходимых обществу социокультурных способностей.

Таким образом, на методологическом языке система обу­чения может быть описана как система, которая развивается от ситуации обучения сложным деятельностям через рефлексив­ное расчленение деятельности к обучению вначале простым де­ятельностям, и затем из простых — к построению сложных, удовлетворяющих условиям заданной задачи деятельностям.

Можно рассматривать педагогическую активность: 1) как оргуправленческую деятельность (т. e. средство управления учебной деятельностью) и 2) как понимание сознания ученика и организация понимания.

Существенным моментом работы педагога является комму­никация и понимание состояния ученика. Понимание значит сис­тематическое становление на его внутреннюю точку зрения, по­нимание изнутри другого человека, т. e. работа с сознанием. С другой стороны, педагог должен также организовать и понима­ние себя, донести до ученика что-то, с его точки зрения, важное, но понимание не передается прямо, его можно добиться только на осознавании своего личного опыта (или организации такого опыта, если его не было). Педагогический акт (действие), таким образом, является коммуникативным, диагностическим актом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.