Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория компромисса с реальностью Гинзберга




В своей теории Эли Гинзберг обращает особое внимание на тот факт, что выбор профессии — развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», со­вокупность которых и приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение важно, так как оно в дальней­шем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей. Гинзберг выделяет в процессе профессионального выбора три стадии:

1. Стадия фантазии продолжается у ребенка до 11-летнего воз­раста. В этот период дети воображают, кем они хотят быть, независимо от реальных потребностей, способностей, подго­товки, возможности получить работу по данной специально­сти или иных реалистических соображений.

2. Гипотетическая стадия длится с 11- до 17-летнего возраста и подразделяется на 4 периода. В период интереса, с 11 до 12 лет, дети делают свой выбор, главным образом руководству­ясь своими склонностями и интересами. Второй период спо­собностей, с 13 до 14 лет, характеризуется тем, что подрост­ки больше узнают о требованиях, предъявляемых данной профессией, приносимых ею материальных благах, а также о различных способах обучения и подготовки, и начинают ду­мать о своих способностях применительно к требованиям той или иной профессии. В течение третьего периода, периода оценки, от 15 до 16 лет, молодые люди пытаются «приме­рить» те или иные профессии к собственным интересам и цен­ностям, сопоставляют предъявляемые данной профессией требования со своей ценностной ориентацией и реальными возможностями. Последний, четвертый период, — переход­ный (около 17 лет), в течение которого осуществляется пере­ход от гипотетического подхода к выбору профессии к реали­стическому, под давлением школы, сверстников, родителей, коллег и прочих обстоятельств на момент окончания средне­го учебного заведения.

3. Реалистическая стадия (от 17 лет и старше) характеризуется тем, что подростки стараются принять окончательное реше­ние — выбрать профессию. Эта стадия делится на период исследования (17—18 лет), когда прилагаются активные усилия для приобретения более глубоких знаний и понимания; пери­од кристаллизации (между 19 и 21 годами), во время которо­го значительно сужается диапазон выбора и определяется ос­новное направление будущей деятельности, и период специа­лизации, когда общий выбор, например профессии физика, уточняется выбором конкретной узкой специализации.

У подростков из менее обеспеченных семей период кристал­лизации наступает раньше. Первые два периода — фантазии и гипотетический — протекают одинаково у юношей и девушек, а переход к реализму наступает раньше у менее материально обес­печенных юношей, но планы девушек отличаются большой гиб­костью и разнообразием. Исследования показывают, что точные возрастные границы периодов профессионального самоопреде­ления трудно установить — существуют большие индивидуаль­ные вариации: некоторые молодые люди определяются в выбо­ре еще до окончания школы, к другим зрелость профессионального выбора приходит лишь к 30 годам. А некоторые продолжа­ют менять профессии в течении всей жизни. Гинзберг признал, что выбор карьеры не заканчивается с выбором первой профес­сии и что некоторые люди меняют род профессий на протяже­нии всей трудовой деятельности. Причем представители мало­имущих социальных групп, национальных меньшинств менее сво­бодны в выборе профессии, чем выходцы из более обеспеченных социальных групп. Ряд людей вынуждены по социальным и прочим причинам менять свои профессии в течение всей жизни, но существует группа людей, которые самопроизвольно меняют профессии из-за особенностей личности или из-за того, что слиш­ком ориентированы на удовольствия и это не позволяет пойти на необходимый компромисс.

Исследуя проблему, кто влияет на выбор профессии, следу­ет рассмотреть множество факторов:

1 — влияние родителей, которые разными способами оказы­вают свое воздействие: прямое наследование профессии родите­лей, продолжение семейного бизнеса; родители оказывают влия­ние, обучая своей профессии; родители влияют на интересы и занятия детей с самого раннего возраста, поощряя или осуждая их интересы и увлечения, воздействуя своей семейной атмосфе­рой; родители воздействуют своим примером; родители направ­ляют, или ограничивают выбор своих детей, настаивая на про­должении или прекращении обучения, на определенной школе или вузе, определенной специализации (внутренние мотивы ро­дителей могут быть при этом различны: неосознанное желание родителей осуществить свои профессиональные мечты через де­тей; неверие в возможности ребенка; материальные соображения; желание, чтобы ребенок достиг более высокого социального ста­туса и пр.); на выбор детей оказывает влияние также то, как роди­тели оценивают тот или иной вид деятельности, определенные профессии. Когда уровень образования матери или профессио­нальный статус отца достаточно высоки, это способствует согла­сию детей с их мнением по поводу выбора профессии.

2 — влияние друзей и учителей. Фактически большинство молодых людей согласуют свои профессиональные планы и с родителями, и с друзьями (под влиянием друзей могут за ком­панию идти в то или иное учебное профессиональное учрежде­ние). 39% опрошенных отмечают, что на их профессиональный выбор оказали влияние учителя в старших классах. Но влияние родителей сильнее, чем влияние учителей.

3 — полоролевые стетертипы. На выбор молодыми людь­ми специальности в значительной степени влияют ожидания общества по поводу того, какую работу должны осуществлять муж­чины, а какую — женщины. Полоролевые стереотипы могут спо­собствовать тому, что юноши проявляют больший интерес к на­учно-техническим дисциплинам, а девушки более склонны к сфе­ре искусства или обслуживания.

4 — уровень умственных способностей. Важным фактором профессионального выбора являются умственные способнос­ти, уровень интеллекта молодого человека, который определя­ет его способность принимать решения. Многие юноши дела­ют нереалистические выборы, мечтают о высокопрестижных профессиях, для которых у них нет необходимых данных. Спо­собность человека достичь успеха в выбранной работе зависит от уровня его интеллекта. Ряд специалистов считают, что для каждой профессии существуют свои критические параметры интеллекта, поэтому люди с более низким интеллектом успеш­но справиться с данной профессией не смогут. Но высокий ко­эффициент интеллекта еще не гарантия профессионального успеха. Интерес, мотивация, другие способности и личные ка­чества определяет его успех не в меньшей степени, чем интел­лект. Различные профессии требуют специфических способно­стей. Наличие определенных способностей может оказаться решающим фактором для достижения быстрого успеха в из­бранной сфере деятельности, дает возможность получить хо­рошие результаты после соответствующего обучения и приоб­ретения необходимого опыта.

5 — структура интересов человека. Интерес является еще од­ним важным фактором успеха в профессиональной деятельнос­ти. Исследования показывают, что чем более люди заинтересова­ны в выполняемой ими работе, тем лучше будут результаты их труда. Вероятность успеха при прочих равных условиях выше у тех из начинающих свою карьеру работников, чьи интересы в боль­шей степени подобны интересам тех, кто уже добился призвания в данной области. На этом основано тестирование интереса к про­фессии: для предсказания успеха оценивается сходство групп ин­тересов тестируемых с интересами людей, добившихся успеха в какой-либо области. С интересом к избранной области должны сочетаться и интеллект, и способности, и возможности, и другие факторы. Например, заинтересованность в той или иной деятель­ности еще не означает, что существуют вакансии, позволяющие ею заниматься, т.е. наличие интереса и свободных рабочих мест не всегда совпадают. В условиях рыночной экономики необходи­мо учитывать социально-экономический спрос на ту или иную профессию, реальные возможности обучения и трудоустройства по данной профессии, ее материальную и социальную значи­мость. Чем выше социально-экономический статус обучаемых, тем более престижными профессиями они намереваются овла­деть. Профессиональные устремления зависят как от социально­го статуса, так и от интеллектуальных способностей и школьной успеваемости молодого человека. Следует учесть, что и уровень взаимозависимости между интересом и пригодностью к той или иной профессии относительно невысок.

Правильное выявление профессиональных интересов и склон­ностей является важнейшим прогностическим фактором профес­сиональной удовлетворенности. Причиной неадекватного выбо­ра профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факто­ры, связанные с недостаточным осознанием своих профессио­нальных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Часто исследования профессиональных интересов студентов показы­вают, что у 70% учащихся доминирующие профессиональные интересы лежат вне сферы избранной и осваиваемой ими про­фессии. Совершенно очевидно, что это скажется не только на уровне профессионального обучения, но и впоследствии на эф­фективности профессиональной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.