КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Устав школы - каким ему быть
Устав - это написанный свод, собрание правил, определяющих устройство и деятельность каких-либо организаций. Устав зависит от типа этой организации (армия, партия, учебное заведение) и требований общества и руководящих структур. Во всем мире с древних времен учебные заведения составляют свои Уставы, регламентирующие работу данных учреждений. Нужно сказать, что в России всегда придавали Уставу важнейшее значение. В этих уставах было много интересного, представляющего определенный интерес и сейчас. В России с появлением средних учебных заведений был опубликован в 1804 г. "Устав учебных заведений". Каждый тип школы имел свой Устав. В приходских училищах занятия проходили глубокой осенью и зимой (чтобы не мешать полевым работам). Целями гимназии была подготовка к университету и "сообщение наук" тем, которые "пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека". Особое внимание уделялось установлению связи с жизнью. Устав требовал, чтобы учителя показывали мельницы, машины, образцы трав, почвы, минералов, возили детей в лес, чтобы они в природе различали птиц, деревья и т. д. В Уставе Царскосельского лицея требовалось, чтобы каждый учитель добивался усвоение материала каждым учеником, запрещая "двигаться дальше, пока не усвоен всеми изучаемый материал". В Уставе 1828 г. - в гимназиях устанавливался строгий порядок, вводилось физическое наказание, увеличивался штат надзирателей. В 60-е гг. Устав был предельно либеральным по тем временам. Отменялось телесное наказание: "Наказание розгами составляет самое дурное и самое ненадежное средство для воспитания человека", - говорилось в Уставе. Предусматривалось значительное расширение прав педагогических советов "для более и всестороннего обсуждения вопросов, относящихся преимущественно к учебной и воспитательной части". В Уставе провозглашался принцип общечеловеческого образования и школы.
В предреволюционные годы гимназии России превратились в солидные учебные заведения, дававшие глубокие и прочные знания. Уставы составлялись с учетом целевой направленности: классические, реальные, коммерческие. В гимназиях был строгий порядок, высокая система требований, большое внимание уделялось воспитанию (был освобожденный классный наставник). Нужно сказать, что много интересного и в Уставах современных школ капиталистических стран. В основе Устава - дифференцированный подход к учащимся. На основе тестов устанавливают умственный потенциал ученика (КИ -коэффициент интеллектуальности) и разрабатываются разные программы, учебные планы и целевые установки. В Уставах школ подчеркиваются важность двух компонентов педагогического цикла: набора знаний (что следует заучить по каждому разделу, программы) и формирование умений (что следует уметь: грамотно писать, решать задачи и т. д.). Это составляет минимум знаний, стандарт образования. Это доступно всем. Дальше - право выбора, так называемый элективный принцип. Например, в школах США обязательным являются английский язык, история, физкультура. Дальше специальные профили: 1) подготовительный к колледжу; 2) сельскохозяйственный; 3) индустриальный; 4) домоводческий; 5) коммерческий и т. д. В зависимости от выбора цели предлагаются разные предметы: общая математика, экономическая математика, потребительская математика и т. д. Устав школы четко расписывает требования к учебному плану, права и обязанности учащихся, учителей, руководителей школы. Так, например, учитель не отвечает за уровень знаний учащихся, фактически за результат (это зависит от способностей ученика), а отвечает за процесс, уровень педагогического мастерства (научность изложения, мастерство, наглядность, связь с жизнью, работу с разными учениками, умение активизировать процесс познания и т. д.).
Устав предусматривает вопросы самоуправления, роль попечительских советов, взаимоотношения в коллективе. Например, директор не имеет права повышать голос на учителя, разбирать его работу в присутствии других, обязан знать эмоциональные качества каждого учителя и осуществлять идвидидуальный подход и т. д. В Уставе предусматривается контрактная система подбора учителей и роль попечительского совета в подборе кадров и финансовой политики и т. д. Каков наш Устав школы? Согласно закону об образовании каждая школа разрабатывает и принимает Устав самостоятельно. В Уставе указывается место нахождения учреждения, его тип, язык, на котором ведется обучение, права и обязанности руководителей, преподавателей, учащихся и родителей, а также структура финансовой и хозяйственной деятельности, четко регламентируются режим дня и порядок управления. Нет смысла переписывать статьи и параграфы из Закона об образовании, повторять нормативные документы. Главное - отразить на основе этих законодательных положений специфику самой школы, своеобразие ее деятельности. В Уставе многие разделы могут совпадать с формулировками плана работы школы. И также повторение излишне. Следует подумать, что оставить в плане, а что перенести в Устав. По-видимому, общие требования, повторяющиеся из года в год, вписываются в Устав, а их конкретное исполнение фиксируется в плане, это делает план более действенным и четким: что, где, когда, исполнитель. Устав школы включает следующие разделы: 1. Краткое описание школы, особенности микрорайона, тип школы, язык обучения, цели обучения и воспитания. 2. Вопросы управления школой: а) демократизация управления; б) директор: его права и обязанности; в) завучи: их права и обязанности; г) совет школы; д) педагогический совет; ж) комплектование школы: правила приема, платные и бесплатные услуги; е) охрана здоровья и жизни детей.
3. Организация учебно-воспитательного процесса: а) Программы. Стандарт образования, б) Учебный план и программы для групп с углубленным изучением ряда предметов, в) Факультативы. Работа с сильными учениками. г) Классы коррекции, д) Помощь отстающим, е) Начальное профессиональное образование, ж) Платные дополнительные услуги, з) Режим дня (смены, продолжительность занятий, перемены, нормы домашних заданий). 4. Учителя. Права и обязанности. Учебная нагрузка. Работа классного руководителя. Система повышения квалификации учителей. 5. Ученики. Права и обязанности. 6. Технические служащие, другие работники школы. Права и обязанности. 7. Родители. Их права и обязанности. Связь с общественными организациями и шефами. 8. Трудовое воспитание. Кооператив. Аренда. 9. Материально-финансовая служба школы. 10. Оздоровительные мероприятия, организация отдыха детей, питание, лагерь. Расшифруем эти пункты, наметим примерные формулировки, разберемся в деталях. Разумеется, наши предложения носят ориентировочный характер, каждая школа применяет эти предложения с учетом своих специфических, неповторимых условий. Раздел I. Общие положения. Школа - общеобразовательная, охватывающая начальное общее, основное общее и полное среднее общее образование. Школа государственная, учредителем является орган местного самоуправления. Язык обучения - русский. Основные цели школы: дать всем учащимся общее начальное и основное общее (девятилетнее) образование, а для детей с повышенными способностями полное среднее образование. Задачей школы является гармоническое развитие личности, формирование духовного и гражданского самосознания, подготовка к сознательному выбору профессии или дальнейшему пути обучения, развитие способностей и самостоятельности детей. Для желающих в школе обеспечивается начальное профессиональное обучение, а для учащихся старших классов (9—11) - подготовка к обучению в высших учебных заведениях и в техникумах. Раздел II. Управление школой. Управление школой - государственно-общественное. Коллектив школы и администрация принимают меры демократизации управления, привлекают к руководству школой профсоюзную организацию, учителей, родительскую общественность и учащихся с учетом их возможностей и подготовки.
1. Руководство всей деятельностью школы осуществляют: директор, назначаемый городским отделом народного образования, и Совет школы, избираемый из числа преподавателей, родителей, учащихся. Директор школы осуществляет руководство педагогическим коллективом школы, вместе с Советом школы обеспечивает правильный подбор и расстановку кадров, создает необходимые условия для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. 2. Директор школы, как представитель государства, имеет право единоначалия. Все распоряжения директора школы обязательны для выполнения всеми работниками школы и учащимися. Раздел III. Организация учебно-воспитательного процесса. Обучение и воспитание учащихся проводится в процессе учебной работы, внеклассных и внешкольных занятий и общественно-полезного труда. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок. В процессе обучения и воспитания учащихся широко применяются разнообразные виды индивидуальной и коллективной работы, лабораторные, практические и семинарские занятия, новые формы и методы проведения уроков и внеклассных мероприятий, основанные на педагогике сотрудничества. 1. Средняя общеобразовательная школа работает на основании учебного плана и программ Министерства образования. Выбор варианта учебного плана и коррекция программ осуществляется Советом школы на основе рекомендаций Педагогического Совета. 2. Комплектование первых классов осуществляется специальной комиссией по данным диагностирования на психологическую и физическую готовность детей, достигших школьного возраста, с учетом места жительства. 3. Прием в десятый класс осуществляется по заявлению учащихся без ограничений, по закону все выпускники основной школы имеют право на получение бесплатного среднего образования. 4. Для учащихся 1-4 классов создаются классы коррекции (для ослабленных детей, для детей с замедленным развитием). Вопрос о зачислении решает комиссия. Наполняемость классов 12-15 человек. 5. В 5—9 классах создаются группы по выполнению домашних заданий для отстающих учащихся. Оплата учителей за счет ставок групп продленного дня. 6. В старших классах создаются группы с углубленным изучением ряда дисциплин. Профиль школы: физико-математический, историко-филологический, естественный и др. Для желающих создается группа профессиональной подготовки при шефствующем предприятии. 7. Классы общеобразовательной школы комплектуются в количестве до ЭО человек. 8. Классы школы делятся на две подгруппы при изучении иностранных языков, информатики и вычислительной техники, на занятиях по физической культуре, трудовому обучению, а также при проведении лабораторных и практических работ по профильным предметам. 9. Домашние задания даются учащимся с таким расчетом, чтобы их выполнение занимало: в 1 классе до 1 часа; во 2 классе до 1,5 часа; в 3—4 классе до 2 часов; в 5—7 классе до 2,5 часов; в 8—9 классе до 3 часов; в 10—11 классе до 4 часов. 10. В 9-х классах и 11-х классах устанавливаются обязательные выпускные экзамены. В отдельных классах Совет школы может устанавливать по согласованию с отделом народного образования переводные экзамены. Выпускные экзамены в 11 классе принимаются государственной экзаменационной комиссией, в состав которой могут входить преподаватели школы, представители высших учебных заведений, органов народного образования и др. По согласованию с администрациями высших учебных заведений оценки, полученные учащимися на выпускных экзаменах, могут учитываться при сдаче вступительных экзаменов в данные ВУЗы. Раздел IV. Учителя. Учитывая исключительно важную роль педагога, необходимо создать для него все условия для нормальной деятельности. Прежде всего не допускается отвлечение педагогов от их прямых обязанностей и использование их учебного времени, предусмотренного учебным планом и расписанием уроков, для других целей. В школе обеспечивается необходимый психологический микроклимат: никто, в том числе администрация, не имеет права повышать голос на учителя, делать замечания в течение учебного дня, унижать человеческое достоинство. Коллеги, администрация, родители, ученики, технические служащие проявляют максимум уважения к учителям, поднимают и укрепляют их авторитет. Оскорбление учителя является грубейшим нарушением дисциплины и в особо сложных случаях ведет к увольнению с работы, а учащихся - к исключению из школы. Преподаватели имеют право: — выбирать формы и методы общения, учебники и учебные пособия; — принимать участие в составлении учебных программ по своему предмету; — обращаться в Совет школы по вопросу поощрения или наказания учащихся; — принимать участие в работе Совета школы и в работе органов самоуправления, создавать общественные организации; — имеют право на предоставление одного дня в неделю для методической работы и работы в библиотеке (за исключением учителей начальных классов); — вести факультативные занятия или занятия по предмету, выбранному учащимся, если такой выбор сделали 8—10 учащихся; — не выполнять работу, которая не предусмотрена учебным планом, расписанием или обязанностями классного руководителя (воспитателя); — принимать участие в управлении школой, критиковать должностных лиц. Преподаватели обязаны: — Постоянно повышать свою квалификацию, тщательно готовиться к учебным занятиям; — Применять современные методы преподавания, активизировать учебный процесс; — Осуществлять дифференцированный подход к учащимся, обеспечивать помощь отстающим и развитие способностей и талантов одаренных детей; — Проводить постоянно воспитательную работу, проявляя заботу о детях, их здоровье и психологическом комфорте. Вместе с тем, быть требовательными и справедливыми; — Выполнять распоряжения администрации, быть дисциплинированными и аккуратными; — Работать с родителями, помогать им воспитывать детей; — Помогать товарищам в работе, придерживаться норм педагогической этики. Раздел V. Учащиеся. а) Учащиеся школы имеют право: — выбирать для изучения дисциплины из перечня курсов по выбору, которые соответствуют их интересам и склонностям, а также дисциплины для углубленного изучения. Выбирать профиль обучения (физико-математический, филологический, историко-филологический, естественный); отстающие - на помощь учителей и воспитателей; — иметь свою точку зрения по всем вопросам и свободно ее излагать, включая оценку исторических и литературных явлений, поиски оригинальных решений задач и т. д.; — принимать участие в работе органов самоуправления школы и быть избранным в эти органы; — избирать членов Совета школы и быть избранным в этот Совет; — создавать свои общественные организации, свободно участвовать в кружках, обществах; — на уважение и самоуважение. Никто не имеет права унижать человеческое достоинство детей, тем более применять физические меры воздействия. б) Учащиеся школы обязаны: — старательно учиться, не пропускать занятий без уважительных причин, примерно вести себя, участвовать в жизни класса и школы и общественно-полезном труде, выполнять Устав школы и режим дня; — настойчиво и творчески овладевать основами наук и навыками самообразования; — учиться сочетать личные интересы с интересами коллектива; — овладевать богатствами культуры, искусства, всесторонне развивать свои способности; — подчиняться указаниям руководителей школы и учителей, проявляя к ним должное уважение; — следить за своим внешним видом: в манере держаться, в одежде проявлять хороший вкус, простоту, скромность; — корректно и доброжелательно относиться к людям, заботиться о младших, помогать старшим: — нести ответственность за сохранность имущества школы и учебных пособий; — достойно вести себя вне школы, в общественных местах, в семье.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |