Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушения в развитии




ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие для педагогических учебных заведений под редакцией П. И. Пидкасистого

Ответственный за выпуск Кисарова Т. С. Компьютерный набор и оригинал-макет Кузнецов Г. А. Корректор Денисьева Т. И.

Педагогическое общество России Лицензия № 030840 от 22. 07. 98 ISBN 5-93134-001-7

Подписано в печать 6. 08. 98 г. Формат 84х108'/з2

Гарнитура "TimesET". Усл. печ. л. 40

Тираж 30 000 экз. (I -и завод - 10 000 экз.) Заказ 241

Текст отпечатан с готовых диапозитивов во Владимирской книжной типографии Госкомпечати России

600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7

Специалисты в психолого-медико-педагогических консуль­тациях (ПМПК) и работники детских дошкольных учрежде­ний должны быть достаточно ориентированы в вопросах дифференциальной диагностики разного рода нарушений раз­вития ребенка, иметь представление о современных методах их лечения и психолого-педагогической коррекции. Одни нарушения носят центральный характер, другие -периферический. В одних случаях нарушается речевое либо интеллектуальное развитие, в других выявляется сенсорный дефект (нарушения слуха, зрения и т.д.), иногда нарушения касаются двигательной сферы. Одни нарушения более лег­кие, другие носят тяжелый органический характер. В по­следнее время чаще встречаются не тяжелые, а слабо выра­женные (или, как их еще называют, парциальные, частич­ные) нарушения, но в их комбинозе (сочетании), что делаетзатруднительным их выявление, оценку и организацию кор-рекционного воздействия.

Недоразвитие органов слуха и зрения лишает ребенка важ­нейших источников информации, что приводит к задержке психического и речевого развития, особенно если ребенок лишился слуха или зрения в раннем возрасте. Степень выра­женности отставания в психическом развитии зависит от при­чин, тяжести и времени возникновения нарушения слуха или зрения. Чем раньше и тяжелее нарушены слух или зрение, тем более выражена у ребенка задержка психического и речевого развития. Недоразвитие всех компонентов речи (звукопроиз-ношения, словаря, грамматического строя, связной речи) тор­мозит формирование абстрактно-логического мышления ре­бенка. Большое значение для состояния ребенка имеет и ха­рактер коррекционного воздействия. Встречаются случаи, когда ребенок с нарушением слуха или зрения, своевременно получивший коррекционное воздействие, в дальнейшем интеллектуально развивается нормально. В то же время есть дети, у которых нарушение слуха или зрения, а сле­довательно и речи, протекает на фоне умственной отсталости. Иногда дефекты слуха или зрения у ребенка сочетаются с нару­шениями опорно-двигательного аппарата, с различными сомати­ческими и нервно-психическими нарушениями.Социальная адаптация детей с нарушенным слухом или зрением часто осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые формируются как вторичные от­клонения из-за первичного дефекта и социальной депривации, возникающей из-за раннего госпитализма (длительного пре­бывания маленького ребенка в лечебном учреждении), неаде­кватных условий воспитания ребенка в семье. Поведенческие и эмоциональные нарушения детей с такими дефектами могут быть обусловлены и наличием органического поражения цен­тральной нервной системы. У детей с нарушением зрения (слепых или слабовидящих) отмечается ограниченность знаний и представлений об окру­жающем, недостаточность абстрактного мышления, неточ­ная предметная соотнесенность слов. Нарушение зрения тор­мозит развитие двигательных навыков, у детей невысокая моторная активность, оптико-пространственное недоразви­тие, общая медлительность, повышенная утомлямость и истощаемость. Нарушение зрения сказывается на взаимодействии необхо­димых для правильного развития речи анализаторных систем: слуховой, двигательной и тактильной. У детей отмечается замедление темпа психического, в том числе и речевого разви­тия. У такого ребенка значительно сужены возможности об­щения, взаимодействия с окружающим миром; он нуждается в помощи взрослого при организации предметной и игровой деятельности. Его информативные связи сужены, ребенок не может нормально общаться с окружающими. У детей с глубокими, тяжелыми нарушениями зрения отме­чаются системные нарушения речи (несформированность фоне-тико-фонематической и лексико-грамматических сторон). Состояние психических процессов детей с нарушениями зрения зависит от микросоциальной среды, от стимулирова­ния общей и речевой активности ребенка и от ряда других факторов.

У детей дошкольного возраста часто встречаются наруше­ния в развитии речи. В этой группе нарушений отмечаются отклонения в развитии звуковой стороны речи. Есть дети, у которых полностью не сформирована система фонем (звуков родного языка): они пропускают, искажают, заменяют разное количество звуков всех фонетических групп. В основе этого могут лежать дефекты строения артикуляционного аппарата, нарушение его подвижности, деятельности, нарушения фоне­матического восприятия (ребенок не слышит звуков речи в их последовательности в словах - какой звук первый, последний и т.д.; не различает (не дифференцирует) близкие по звучанию фонемы: шипящие-свистящие, твердые-мягкие, глухие-звон­кие звуки и др.). Иногда неправильное звукопроизношение связано с де­фектной речью окружающих, ребенок говорит плохо, подра­жая неправильной речи взрослых. Нарушение звукопроизно-шения может быть следствием педагогической запущенности, отсутствия внимания к развитию речи ребенка. В других слу­чаях нарушение звукопроизношения может быть проявлением какого-то более серьезного, органического нарушения, непо­ладок в центральной нервной системе ребенка, ведь речь - это одна из функций центральной нервной системы. Нарушения звукопроизношения бывают простыми, если нарушены один или несколько звуков из одной фонетической группы, и сложными, когда нарушены звуки разных фонети­ческих групп. Некоторые особенности звукопроизношения ребенка млад­шего возраста расцениваются как физиологические особенно­сти речи, так как примерно до 5 лет у ребенка еще недостаточно развита подвижность артикуляционного аппарата (артикуля­ционная моторика) и недостаточно сформировано фонематиче­ское восприятие. Но это не значит, что логопедическое воздей­ствие надо откладывать на более позднее время. Логопедиче­скую работу в таких случаях надо начинать как можно раньше, чтобы по возможности раньше устранить имеющиеся недочеты. Нарушения звукопроизношения называются дислалией. Различают механическую дислалию, когда нарушения звуко­произношения связаны с нарушением строения артикуляци­онного аппарата: неправильный прикус (соотношение верх­ней и нижней челюстей: чрезмерно выступает вперед верхняя или нижняя челюсть, не совпадают средние линии - середины челюстей, перекос нижней челюсти); короткая подъязычная связка (уздечка языка)ч чрезмерно большой (макроглоссия) или очень маленький, узкий язык - (микроглоссия). В таких случаях необходима консультация (а иногда и лечение) у ор­тодонта, стоматолога, оториноларинголога.

У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие -часто глубокое - всех сторон психической деятельности, в том числе и речевое отставание. Все стороны психики связаны между собой, их развитие взаимообусловлено. Сенсорное развитие включает развитие ощущений, восприятия, представлений, т.е. сложную работу анализаторов от приема внешних сигналов периферическими органами чувств до сложной переработки головным мозгом всей поступающей информации. Полноценное функционирование органов чувств и мото­рики имеет большое значение для психического развития, является основой формирования сложных психических про­цессов. Определенный уровень развития сенсорных и мотор­ных процессов в их тесной связи с развитием речи составляет фундамент формирования познавательной деятельности ре­бенка. Развитие психической деятельности у нормально раз­вивающегося ребенка и ребенка с отклонениями в развитии идет по одним закономерностям: от восприятия и представле­ния к наглядно-действенному, наглядно-образному и затем к элементам понятийного мышления. Во всех этих процессах большую роль играет речь. У умственно отсталого дошкольника снижена ориентиро­вочная деятельность, активность, нарушена моторика, отмеча­ется низкий уровень мотивированности и потребностей. Наблю­даются недостаточность внимания, слабость смысловых связей, бессистемность имеющихся представлений, нарушение памяти. Недоразвиты все компоненты устной речи, касающиеся фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон. Кроме того, у умственно отсталых детей могут быть все виды речевых нарушений как сопутствующие проявления интеллек­туального дефекта. Может быть механическая дислалия (на­рушение звукопроизношения из-за нарушения строения артикуляционного аппарата), ринолалия (нарушение речи из-за расщелины артикуляционного аппарата), дизартрия (нару­шение всей звуковой системы речи из-за нарушенной иннер­вации артикуляционного аппарата - параличи, парезы), мо­гут быть алалии, афазии, заикание. У умственно отсталого ребенка в силу недоразвития коры мозга медленно развивается словарь, замедленно формируются обобщающие понятия, дети с трудом абстрагируются от кон­кретной ситуации, их речевая продукция сводится к использо­ванию заученных речевых шаблонов. Медленно и неточно осу­ществляется перенос речевого опыта в сходные ситуации, речь недостаточно регулирует деятельность таких детей. Ребенок долгое время общается только вопросно-ответной формой, контекстная речь формируется с трудом. Самостоятельный рассказ сводится к простому перечислению отдельных предме­тов и действий, изображенных на картинке. Внимание к речи окружающих и контроль за своей речью у детей снижены. Проявляются отставания от сверстников во всех видах про­дуктивной деятельности: рисовании, конструировании, лепке. Игры таких детей часто носят элементарный подражательный характер, изобилуют стереотипными действиями. Новые сведе­ния усваиваются умственно отсталыми детьми медленно. Их эмоциональные реакции инфантильны. Нередко дети отстают от сверстников и по показателям физического развития. Недоразвитие интеллекта и речи многовариативны. Они могут проявляться в широком диапазоне - от глубокого сла­боумия с отсутствием понимания и собственной речи (импрес-сивной и экспрессивной речи) до сравнительно неплохого развития, которое иногда расценивается как низкая норма, пограничное состояние.

При анализе речевого нарушения у умственно отсталого ребенка важно ориентироваться на выделенные Р.Е.Левиной уровни речевого недоразвития, соотнося с ними состояние речи конкретного ребенка и определяя при этом вид его рече­вого нарушения. Диагностика негрубых форм умственной отсталости (оли­гофрения в степени дебильности) у детей дошкольного воз­раста часто затруднена. Ребенок незначительно отличается своим поведением от детей с нормальным развитием, а не-сформированность навыков самообслуживания можно расце­нить как результат его неправильного воспитания. Иногда выраженное речевое недоразвитие является единственным симптомом, который настораживает, вызывает тревогу у ок­ружающих. Однако с возрастом все четче проявляются, помимо недоразвития речи, и другие симптомы общего психиче­ского недоразвития. У ребенка оказываются нарушенными целенаправленная познавательная деятельность, анализ и синтез разнообразных раздражителей окружающего мира, он не выделяет существенных признаков предметов и действий, не дифференцирует их. У него не формируются категории цве­та, формы, величины, количества и т.д. Отмечается специфика двигательной сферы. Особенности интеллектуального, сен­сорного, эмоционального, речевого недоразвития вызывают­ся недоразвитием коры головного мозга. Все речевые нарушения у умственно отсталых детей встре­чаются чаще, чем у детей с нормальных интеллектом. Э.Сеген отмечал, что умственно отсталый ничего не знает, не может и не хочет, подчеркивая недостаточность эмоцио­нально-волевого развития, отсутствие выраженной мотивации к деятельности. По образному выражения Н.И.Жинкина, на стыке олигофрении и алалии лежит многовековая пробле­ма соотношения мышления и речи. Разумеется, тяжелые речевые нарушения задерживают ин­теллектуальное развитие ребенка, но это является вторичным проявлением основного дефекта.

В ряде случаев у детей наблюдается задержка психического развития (ЗПР). Главное отличие таких случаев от умствен­ной отсталости заключается в обратимости имеющихся у ре­бенка особенностей развития. В игровой ситуации эти дети обычно достаточно активны, самостоятельны, продуктивны. Недоразвитие их познава­тельной деятельности проявляется преимущественно при ус­воении программного материала дошкольного образователь­ного учреждения. Часто у детей с задержкой психического развития отме­чаются неорганизованность, хаотичность деятельности, не­уравновешенность поведения, торопливость, беспечность, отсутствие чувства ответственности и другие индивидуаль­но-психологические черты. У таких детей наблюдаются сла­бость волевых усилий, незрелость эмоционально-волевой сферы, снижение работоспособности, недостаточность от­дельных психических функций. Для них характерны двига­тельная расторможенность или, наоборот, вялость, апатич­ность, эмоциональная неустойчивость, импульсивность. Недостаточная выраженность познавательных интересов детей с ЗПР сочетается с нарушениями внимания, памяти, с замедлением скорости приема и переработки сенсорной ин­формации, плохой координацией движений. Негрубые нару­шения речи проявляются в отставании в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Выявлены значительные различия в результатах самостоя­тельной работы таких детей и работы с помощью взрослых. Дети способны принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания. Именно это и отличает детей с ЗПР от умственно отсталых. Потенциальные возможно­сти детей с задержкой психического развития достаточно высокие.

Тяжелые нарушения общения наблюдаются при раннем детском аутизме (РДА), который проявляется уже в первые 2-3 года жизни. Основным его симптомом является нарушение общения, контакта ребенка с окружающими. Ребенок погру­жается в мир своих фантазий, собственных переживаний. Он замкнут, отказывается от общения, не смотрит в глаза окру­жающим, избегает телесного контакта, ласки, близких.Для таких детей характерна однообразная нецеленаправ­ленная двигательная активность: они могут длительное время ходить по кругу, выполнять стереотипные движения, нашеп­тывать что-то, выкрикивать отдельные звуки и слова. Двига­тельное беспокойство чередуется р застыванием в одной позе, заторможенностью. Отличительной особенностью детей с аутизмом является неравномерность психического развития в целом, а также отдельных психомоторных функций. Интеллект детей с ау­тизмом может быть нормальным, но развит негармонично, бывает умственная отсталость, и наконец, среди таких детей встречаются одаренные.

Иногда у ребенка бывает сложный дефект, так называют сочетание двух и более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности воспитания и обучения ребенка. Например, одновременные на­рушения зрения и слуха, зрения и речи, слуха и моторики т.д.

Система социальных институтов для оказания помощи людям,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.