КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми и под-ростками, имеющими нарушения зрения или слуха
Тифлопедагогика – отрасль специальной педагогики, занимающаяся разработкой теории и практики образования лиц с тяжелыми поражениями зре-ния. Начало обучения, данной категории лиц, было положено В. Гаюи в 1784 г., который основал в Париже первый институт для слепых детей. На рубеже 18-19 века в Австрии. Германии, Великобритании, США были созданы школы для слепых. В середине 19 века получил распространение рельефно-точечный шрифт, созданный Л. Брайлем. В России школа для слепых была открыта в Санкт-Петербурге в 1807 г. Наиболее важная задача тифлопедагогики рацио-нальное использование и развитие в процессе обучения остаточного зрения, создание условий его охраны, предупреждение и преодоление вторичных от-клонений. Система образования лиц с нарушениями зрения включает: Дома ре-бенка, реабилитационные центры для детей раннего возраста; ДОУ компенси-рующего вида для слабовидящих детей; ДОУ комбинированного вида для пре-бывания детей с нарушениями зрения; школы-интернаты 3-вида – для незря-чих; 4-вида – для слабовидящих; массовые школы для интегрированного обу-чения детей с нарушениями зрения. Сурдопедагогика – отрасль специальной педагогики, разрабатывающая теорию и практику образования лиц с грубыми нарушениями слуха. Первым высказал мысль об обучении глухих Аристотель. Затем в шестнадцатом веке обучение глухих с помощью письменной формы речи пропагандирует итальян-ский ученый Д. Кардано. В России первые специальные учреждения для глухих были открыты в начале 19 века. На рубеже 19–20 века сложилась собственная система обучения детей с грубыми нарушениями слуха – использовалась устная речь в сочетании с ручной азбукой – дактилологией. С начала 70-х годов ве-дутся исследования по развитию остаточного слуха. Методика строится на ис-пользовании устной, письменной речи, дактилологии, невербальных коммуни-каций. Происходит дифференцированное обучение детей с разной степенью нарушения слуха.
Система образования лиц с нарушениями слуха включает: Дома ребен-ка, реабилитационные центры для детей раннего возраста; ДОУ компенсирую-щего вида для слабослышащих детей; ДОУ комбинированного вида для пребы-вания детей с нарушениями слуха; школы-интернаты 1-вида – для глухих; 2-вида – для слабослышащих; массовые школы для интегрированного обучения детей с нарушениями слуха. Система ДОУ по воспитанию детей с нарушенным зрением или слухом, ставит перед собой следующие задачи: 1) всестороннее развитие на основе коррекции и создание условий ком-пенсации дефектов анализаторов; 2) полисенсорное воспитание; 3) формирование адекватных представлений об окружающей среде; 4) социальная адаптация и развитие социально-бытовых ориентировок; 5) развитие речевого общения и коммуникативных способностей детей; 6) развитие основных видов детской деятельности и подготовка к обу-чению в школе. Разделы работы ДОУ для детей с нарушениями зрения или слуха: – физическое воспитание; – формирование игровой деятельности; – трудовое воспитание; – развитие слухового, зрительного восприятия и обучение произноше-нию, развитие общения; – музыкальное воспитание; – развитие математических представлений и др. (развитие социально-бытовых ориентировок). Школы 1, 2, 3, 4 видов обеспечивают общеобразовательную подготовку на цензовом уровне, отвечающую нормативным требованиям Госстандарта. Образовательный процесс в этих школах специфичен направлен на восстанов-ление пробелов развития с использованием специальных методик и оборудова-ния (шрифт Брайля, дактилология, письменная речь, слуховые и оптические аппараты и т.п.).
Если уровень образования и компенсаторные возможности ребенка с нарушенным зрением или слухом достаточно велики, то он способен продол-жать свое обучение и воспитание в системе среднего и высшего профессио-нального образования. Специфика обучения данных категорий детей: – развитие связи в работе всех анализаторных систем; – формирование представлений об окружающем мире; – формирование определенных способов учебной, игровой, трудовой деятельности на суженной сенсорной основе; – дифференцированный подход к каждому, учет индивидуальной струк-туры дефекта; – перераспределение учебного материала изменение сроков его прохо-ждения; – дозировка учебных нагрузок; – применение специальных методик, форм обучения; – специфическое оформление учебных классов; – применение специализированных технических средств; – создание необходимых гигиенических условий; – организация лечебно-восстановительной работы; – усиление работы по ранней профориентации; – социально-трудовая адаптация. Направления работы с детьми, имеющими нарушения зрения или слуха: 1) диагностика; 2) выбор маршрута развития и непрерывное его осуще-ствление; 3) преодоление затруднений в обучении; 4) решение проблем лично-стного развития; 5) решение проблем социальной адаптации и профориентации. Профилактика и гигиена органов слуха и зрения: соблюдение строго-го режима учебных нагрузок с профилактикой переутомления; правильная ор-ганизация рабочего места; охранные мероприятия по заболеваемости и воздей-ствию вредностей; ежедневный осмотр состояния глаз и ушей; единый, рацио-нальный и удобный для ребенка распорядок дня дома и в учреждении. Специфика работы социального педагога с категорией детей, имеющих нарушения слуха, заключается в предоставлении родителям полноценной ин-формации о системах и формах специального образования; в создании ком-плекса условий для организации мероприятий, связанных с проблемами разви-тия и обучения детей в рамках выбранной системы; содействии формированию коммуникативной деятельности и полноценной интеграции в общество. Аспекты социально-педагогической деятельности с детьми, имею-щими нарушения слуха: помощь в обеспечении ранней диагностики слуховых нарушений; содействие в раннем слухопротезиронании; содействие и органи-зация целенаправленной работы по социально-средовому адаптированию и полноценной интеграции.
Задачей социально-педагогической деятельности с детьми, имею-щими грубые нарушения зрения, является обеспечение процесса компетент-ностного сопровождения развития ребенка на всех этапах жизни. Сюда вклю-чаются: – пролонгированная информационная поддержка родителей; – обеспечение ранней диагностики и ранней комплексной помощи; – создание условий для самостоятельной, автономной жизнедеятельно-сти ребенка; – содействие интегрированному обучению в условиях массовой школы; –организация психологической поддержки ребенку в период адаптации; – содействие налаживанию межличностных отношений со сверстника-ми и в семье; – содействие в профессиональной ориентации; – помощь в трудоустройстве; – содействие в кризисных жизненных ситуациях, защита прав и интере-сов ребенка (Л.И. Аксенова).
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |