Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Частные (тактические) принципы




Если общие принципы помогают определить стратегию от­ношений учителя с учениками, то частные способствуют со­зданию непосредственных условий для самоорганизуемого-воспитания. Ориентация на личность в данном случае рас­сматривается как ориентация на структуры личности, выде­ленные К. К. Платоновым. В соответствии с этим тактичес­кие принципы подразделяются по следующим группам: на­правленность, социально-профессиональный опыт, индивидуальные психические процес­сы, типологические свойства личности.

Первая группа — принципы учета направленности лично­сти, ее отношений и моральных черт, интересов, потребно­стей, мотивов деятельности.

Принцип самосовершенствования определяет наличие или отсутствие этого качества у ученика, как основы направлен­ности на творческую деятельность. Способность к самосовер­шенствованию может существовать, в виде предпосылок, за­датков, конкретных проявлений — в учебном труде и во вне­урочной деятельности. Стремление к самосовершенствованию,. т. е. к постоянному движению вперед, саморазвитию, раскры­вается в самодеятельности ученика, где внутреннее побуж­дение заменяет внешнее принуждение. При этом постановка цели осуществляется самим учеником при создании учите­лем соответствующих условий: изучение интересов и склон­ностей, поиск причин затруднений, включение в значимую деятельность, игровая деятельность.

Принцип самореализации в творчестве. Показателями его-проявления и, одновременно, ориентирами для создания усло­вий воспитания необходимых творческой личности качеств 366

являются критерии ученического творчества: стремление к открытию неизвестного; умение видеть проблему; самостоя­тельность в поиске ее решения; создание в процессе движе­ния к цели нового продукта. Данный принцип предполагает также и диагностику ведущей мотивации личности при само­реализации.

Сейчас в обществе обостряется чувство ценности челове­ческой личности. Усиливается стремление во что бы то ни стало быть личностью, любыми средствами подтвердить свою непохожесть. Возникает особый феномен — «игра в личность» (И. С. Кон). Поэтому важно отличать обиходные интересы от интересов индивидуальности, отважившейся сделать лично­стный выбор. Обиходные интересы не затрагивают сущности личности, которая впоследствии, с наступлением социальной зрелости, отказывается от них. Необходимо отличать игру, обеспечивающую легкость в принятии решения и настоящую смелость; категоричность, безапелляционность и убежден­ность; всеядность и разносторонность; стремление быть не таким, как все, и индивидуальность.

Принцип готовности к ответственным действиям опреде­ляет работу учителя по созданию таких условий жизни, когда любая деятельность рассматривается как ответственный и самостоятельный шаг. Принцип предполагает знание каж­дым учеником своих конкретных обязанностей, принятие их на уровне положительного отношения, реализацию обязанно­стей в действиях; знание и выполнение различных ритуалов и традиций поведения, честность и откровенность в отно­шениях.

Успешной реализации принципа способствует использова­ние традиционных методов воспитания, таких как убеждение и упражнение. Но основа их применения выходит за рамки традиционного деятельностного подхода, при котором учитель активизирует учеников, навязывая внешнюю программу дей­ствий. При личностном подходе задача учителя состоит в со­здании условий, при которых целевая установка ученика (го­товность к ответственным действиям) формируется самим учеником. Наиболее подходящим вариантом становится вклю­чение в деятельность, где выполнение учеником той или иной социальной роли определяет успех дела, выполняемого его соклассниками.

Принцип самоуважения. Давно известно, что человек не станет уважать других людей, пока не научится уважать себя. В советской педагогике это положение всегда фиксиро-

валось, однако зачастую принимало весьма странные формы, Прежде всего оно предполагало одностороннее отношение, закрепленное в широко декларированном принципе уваже­ния к личности ребенка. Учитель обязан уважать ученика, а о самом же ученике если и вспоминалось, то как о принимаю­щем уважение объекта, автоматически переводящем внеш­нее воздействие во внутреннюю потребность оправдать ока­занное доверие. Как можно уважать человека, на которого, необходимо постоянно воздействовать? Вспомним классифи­кацию методов воспитания. Но и ученики не уважают учи­теля. Насколько возможно уважение человека, постоянно да­вящего тебя мощью интеллекта, опыта, возраста, методик?

Взаимное неуважение, обусловленное идеологическими и методологическими требованиями, породило массу негатив­ных последствий. Педагогика личности предполагает развитие самоуважения не за счет специальных упражнений, а посред­ством изменения привычного взгляда на ребенка, как на объект воспитания: ребенок призван к жизни, как и любой взрослый, это объединяет его со взрослыми и дает понима­ние ценности своей личности.

Принципы первой группы ориентируют учителя на возмож­ность воспитания целого комплекса качеств. Но речь идет не о первичном воспитании-формировании, а о незаметном вос­питании-развитии, предполагающем ненасильственное созда­ние условий для становления творческой личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.