Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вениамин Фильштинский. Открытая педагогика 1




Диалоги с коллегами 243

движений и входит понятие стилей — тот же модерн. Опять же, мы не подражаем балету, мы это делаем потому, что нам необходимо познать энергию баланса... Есть физический баланс, когда наши бедра на стопах, а плечи на бедрах. Тут мы также говорим об ощу­щении вертикальности тела. И потом, за счет округлости рук, утверждается энергобаланс, на что, кстати, обращал внимание все тот же Мейерхольд, когда говорил о театре Кабуки, о классической китайской опере и ее гимнастике. В классическом танце мы также распознаем позиции рук... и т. д., и т. д.

В.Ф. А дальше, на втором курсе? Как развивается обучение? Ю.В. На основе освоенной грамоты мы обратились к стилевому материалу. Так или иначе, мы пришли к историко-бытовому мате­риалу. Помните, у нас были менуэты, гавоты, так называемый, сти­левой классический тренаж, где студенты познакомились с изящ­ными, элегантными движениями историко-бытового танца. Мы не разучивали отдельные танцы, а учили приемы и организацию дви­жений, принадлежащих к определенной культурной эпохе. А уже на этом материале можно поставить танец. Как, к примеру, прои­зошло у нас в танце лебедей в спектакле «Я — птица». Там весь этот историко-бытовой материал применился.

В.Ф. Надо сказать, что все ваши экзамены и зачеты по танцу хорошо воспринимались, но последний был особенно удачен.

Ю.В. Да, потому что мы уже пришли к характерному танцу. Это фактически более сложный станок... В.Ф. Характерный станок?

Ю.В. Да. В балетной школе есть особый класс — характерного танца. Он не только виртуозней и в каком-то плане сложнее клас­сического, но и старше его. Он существовал издавна в профессио­нальном театре, который назывался «низовой», идущий от театра комедии дель арте... А уже из него по эстетическому принципу от-фильтровался классический танец.

...А помните, у нас еще был урок с масками? В классический та­нец были перенесены элементы характерного танца. В.Ф. По-моему, это был 1-й семестр второго курса. Ю.В. И тогда еще, если помните, Лев Иосифович Гительман го­ворил о ценности этого урока, что он интересен своей театрально­стью. Мы тогда через танец соприкоснулись с традицией коммедиа дель арте... У нас, кстати, очень большое значение имеет музыкаль­ный материал. Он тогда был удачен. Урок делался на материале оперных арий, самой выразительной музыкальной формы. В.Ф. Выразительной и очень эмоциональной.

Ю.В. И она очень помогла студентам войти в гротесковую сти- | хию, а нам — попять их диапазон.

В.Ф. Да это трудно — понять их диапазон. Понять их возмож­ности, глубинную суть каждой индивидуальности. Тут наша общая педагогическая интуиция особо важна! Не случайно мы ведем бес­конечный и тщательный педагогический совет; вместе смотрим и уроки, и экзамены, и по актерскому мастерству, и но танцу, и по речи. Однако предстоит еще большая иитегрированность предме­тов в драматическом классе: актерское мастерство, танец, сольное пение, речь, вокальный ансамбль... В идеале, в перспективе мы дол­жны еще теснее сблизиться и прийти к одному методическому язы­ку. Это не значит, что должны быть какие-то единые термины. Я вообще устойчивые термины не люблю. Но, по сути, методиче­ский язык должен быть все-таки единым.

У нас уже многое делается синхронно. Например, на этом курсе актерское мастерство мы, как всегда, начали с ощущения природ­ных явлений. С ощущения себя внутри и в центре природной сре­ды в задании «Человек и вода» (на прошлом курсе это не было сформулировано так определенно). И у вас, Юрий Харитонович, тоже началось исследование природной стихии. Обоюдополезен был и материал, который мы выбрали на втором курсе и из которо­го потом родился спектакль «Я — птица». Несмотря на то, что эта работа, как, впрочем, и большинство спектаклей, рождалась трудно, тут был, с одной стороны, колоссальный повод для пластического выражения, и с другой, — пластическая точность и находки. Ребята живо откликнулись на задания и потом, после летнего экзамена, мы слушали комплименты их синтетической обученное™. И, нако­нец, если, конечно, Бог даст, может быть, об этом говорить еще и рано, но мы с вами уже пришли к тому, что одной из наших бли­жайших работ будет пластическая фантазия на сюжет «Мадам Бо-вари», и, может быть, мы сделаем даже своеобразный «балет»1.

Причем самое интересное, что это не наша с вами идея! Мы то­лько сказали: «Ребята, давайте заниматься «Мадам Бовари»! А они откликнулись на это пятнадцатиминутным балетом, значит, плас­тика входит в их художественное мышление!

Ю.В. И когда они это показали па втором курсе, недагоги-гости спросили: «Сколько лет они у вас занимаются балетом?» А мы тог­да гостей разочаровали: балетом они профессионально не занима­ются, а учатся столько, сколько лет они в институте, до этого никто

Впоследствии вместо «Мадам Бовари» на курсе был осуществлен пластиче­ский спектакль «Антропология».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.