Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основоположники современной зарубежной гуманистической педагогики




Современная зарубежная гуманистическая педагогика своими корнями уходит в теории Дж.Дьюи, А.Маслоу и К. Роджерса.

Дж. Дьюи (1859-1952), американский педагог, психолог и философ, свои взгляды и основные педагогические идеи пред­ставил в работе «Демократия и образование» (см.: Русский вариант Введения в философию воспитания. - М., 1921). В ней Дж.Дьюи настойчиво и последовательно отстаивает свободу, самостоятельность, независимость ребенка, самоценность его учебных и социальных интересов. По его глубокому убежде­нию, школа, если она хочет готовить ученика к жизни, долж­на учить его прежде всего демократии, в силу чего и сама должна быть демократичной.

В этой и других работах Дж.Дьюи выделил ряд гумани­стических идей, которые в своей совокупности раскрывают сущность его педагогической концепции. Так, вместо давле­ния и принуждения со стороны педагогов он предложил соз­дание условий для самовыражения и культивирования собст­венной личности учащихся. Он признавал только учение, опирающееся на собственный опыт ребенка, и подвергал кри­тике учение через тексты и учителя (это, конечно, серьезный недостаток его работ. - Авт.). При этом Дж.Дьюи очень точ­но подметил, что нужна не тренировка отдельных навыков и умений, а их развитие в связи с достижением более высоких и имеющих для учащихся жизненное значение целей. Основной же целью школы, по его мнению, является не подготовка детей к будущей жизни, а максимальное использование всех возмож­ностей сегодняшней школьной жизни для развития личности. Основной путь достижения такой цели - знакомство учащихся с непрерывно развивающимся миром и жизнью учащихся в нем.

Идеи Дж.Дьюи созвучны с теорией личности, разрабо­танной в 30-е годы американским психологом А.Маслоу (1908-1970).

183

Сущность человека, по его мнению, задана изначально, за­ложена в нем от рождения как бы в «свернутом виде». Жиз­ненные проявления в этой связи выступают как «открытие своей идентичности, своего подлинного «Я».

Мотивационная сфера личности рассматривалась А. Маслоу как иерархическая структура, состоящая из двух уровней. На первом уровне расположены основные потребности (базисные) физиологического характера, к которым тесно примыкает потребность в безопасности. Их удовлетворение пробуждает потребности более высокого, второго, порядка: в любви и принадлежности, уважении, самоактуализации. Самоактуали­зация, по его мнению, - это полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п. А. Маслоу считал, что стремление к более высоким целям свидетельствует о психиче­ском здоровье человека.

А. Маслоу выделял следующие характеристики самоактуа­лизирующихся людей: более эффективное восприятие реально­сти и более комфортные отношения с нею; принятие себя, дру­гих, природы; простота, естественность; центрированность на задаче, а не на себе; некоторая обособленность и потребность в уединении; автономия, независимость от культуры и среды;

постоянная свежесть оценки; чувство сопричастности, единения с другими; более глубокие межличностные отношения; демо­кратическая структура характера; различение средств и целей, добра и зла; творчество и др. (см.: Русский вариант Введения в философию воспитания. - М., 1921.-С. 153-172).

Главная задача учителя, считал он, состоит в том, чтобы «помочь человеку обнаружить то, что в нем уже заложено, а не обучать его, «отливая» определенную форму, придуманную кем-то другим заранее, априори». В качестве важнейшего ус­ловия здорового развития личности в процессе воспитания А. Маслоу выделял эмоциональную релаксацию (расслабле­ние). Он отмечал, что ребенок должен вырастать в атмосфере, в которой отрицательные эмоциональные состояния (страхи, тревожность) сведены к минимуму.

В феномене «самоактуализация личности», по мнению А. Маслоу, содержатся субъективные предпосылки профессио­нализма в педагогической деятельности. Как показали впослед­ствии проведенные в США исследования, «самоактуализи­рующийся» учитель как творчески настроенный человек потен­циально обладает огромным влиянием на воспитанников.

Существенный вклад в концептуальную разработку со­временной зарубежной гуманистической педагогики внес известный американский психолог К.Роджерс (1902-1987).

184

Свой подход, базирующийся на психотерапевтической прак­тике, он назвал «терапией, ориентированной на клиента». Основные его теоретические позиции связаны с рассмотре­нием проблем ценностей, свободы воли, идеала человече­ской личности.

К общечеловеческим ценностям, по мнению К.Роджерса, относятся: отказ от «фасадов» претенциозности, лицемерно­сти, защищенность от внешних по отношению к «Я» воздей­ствий, от подгонки своего «Я» к чужим ожиданиям, пози­тивное оценивание и принятие собственного «Я». Такие об­щие для всех людей ценности гуманистичны и конструктив­ны по своей природе.

«Ценностный процесс» непосредственно связан с процес­сом «самоактуализации» личности, который понимался К.Род­жерсом как реализация «всего того, чем она должна стать», к чему и должен стремиться человек. Подобно А. Маслоу, он рассматривал самоактуализацию как максимальное проявле­ние позитивных возможностей личности, которыми она изна­чально располагает. Однако самоактуализация или ценност­ный процесс не может быть полностью автономным процес­сом, не зависящим от внешних условий. Неблагоприятные условия блокируют самоактуализацию как одну из высших человеческих потребностей и наоборот.

В своей клинической практике и в теоретических построе­ниях К. Роджерс исходил из предположения, что в каждом человеке заложены ресурсы продуктивного изменения и лич­ностного роста. Эти ресурсы высвобождаются и реализуются при определенном типе межличностных отношений.

Изучая межличностные отношения с позиций психотера­пии, К.Роджерс обнаружил, что лишь в атмосфере безуслов­но положительного отношения к себе со стороны автори­тетного другого пациенты начинают признавать свои недос­татки, неблаговидные поступки и самостоятельно формиру­ют способы прогрессивного преобразования себя.

К.Роджерс показал эффективность реализации выделен­ных принципов и в обучении. Если они являются личност­ными установками учителя и находят воплощение в его пе­дагогической деятельности, то способствуют формированию ученика как субъекта учения, ориентированного не на овла­дение суммой знаний, а на учение как непрерывный творче­ский процесс, который одновременно становится процессом его саморазвития.

Ориентированное на клиента направление в психотерапии переросло в личностно-ориентированный подход в педагоги-

185

ке. Убежденность каждой личности в собственной ценности для значимого другого (врача, учителя) дает ей возможность полнее выявить свою собственную природу.

К.Роджерс выделил три основные установки, которыми обладает гуманистически ориентированный педагог: истин­ность и открытость опыту, безусловное положительное отно­шение к другому, эмпатическое понимание другого.

Первая установка - истинность или открытость - предпо­лагает открытость педагога своим собственным мыслям, чув­ствам и переживаниям, а также способность выражать их от­крыто в межличностном общении с учащимися.

Вторая установка - безусловное позитивное отношение к ученику - означает готовность педагога общаться с любыми учащимися и принимать их такими, какие они есть. Однако это не значит, что он прощает учащемуся любое поведение или одобряет все его личные качества. И тем не менее педагог не станет отвергать ребенка как личность в силу тех или иных его отрицательных черт.

Третья установка - эмпатическое понимание - предпола­гает видение педагогом поведения ребенка, его реакций, действий и поступков глазами самого ребенка; понимание мыслей и чувств ребенка.

При наличии таких установок педагог, по мнению К.Род­жерса, «не просто модифицирует методы работы с классом - он революционирует их». Он перестает быть авторитарным «инст­руктором». Он берет на себя миссию неформального обучения, отдавая приоритет эмоциональной жизни учащихся, полностью определяющей направление их познавательных усилий, цели обучения в целом. Взаимоотношения с учащимися приобретают окраску «глубоко личных встреч». Педагог становится естест­венным в своих проявлениях, искренним другом, отбросившим ритуальную маску. «Он становится подлинной личностью для своих учеников, а не олицетворением требований учебной про­граммы и не стерильным сосудом, по которому происходит как бы перелив знаний от одного поколения к другому».

Основная идея, которую отстаивали Дж.Дьюи, А.Маслоу, К.Роджерс, - абсолютизация уникальности, неповторимости личности. Свобода ее самовыражения объявлялась ими выс­шей ценностной установкой. Психологи и педагоги, пред­ставляющие это направление, считают, что подход к человеку как совокупности инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к его потере и уничтожению творчества, люб­ви, альтруизма и других великих культурных, социальных и индивидуальных достижений человечества.

186

Контрольные вопросы и задания

1. Какие новые идеи гуманистической направленности прояви­лись в отечественной педагогике в 20-е годы XX в.?

2. Каковы особенности развития гуманистической педагогиче­ской мысли в советский период?

3. Какие идеи основоположников современной зарубежной гума­нистической педагогики вы знаете?

4. Назовите основные идеи нового педагогического мышления. Чем они отличаются от идей основоположников зарубежного гума­низма?

Литература

Обязательная

Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М.,1994.

Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. -М.,1988.

Колесников Л. Ф., Гурченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. - М., 1991.

Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. - М.: Ставрополь, 1991.

Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. - Ростов н/Д, 1995.

Дополнительная

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского госу­дарства XIV-XVII вв. / Сост. С.Д.Бабишин, Б.Н.Митюров. - М., 1985.

Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И.А.Со-ловков.- М.,1985.

Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / Сост. П.А.Лебедев. - М., 1990.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (конец XIX - начало XX в.). - М., 1991.

Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. -М., 1990.

Хрестоматия по истории советской школы и педагогики /Сост. М.И.Анисов.-М, 1972.

Раздел III ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

Глава 9




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.