Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы становления педагогики




 

В истории народной педагогики можно выделить особые этапы, свя­занные с формированием этнокультурных общностей, а также с измене­ниями в распределении воспитательных функций. Первым и главным ли­цом в традиционном воспитании первоначально была мать. На протяжении длительного времени старшие братья и сестры играли важнейшее значение в воспитании, роль отца утвердилась только после возникновения институ­та семьи. В рамках рода и племени семья являлась средоточием народной педагогики - идей, традиций, опыта.

Дети воспитывались на примере родителей, которые принадлежали к разным группам общины (вожди, жрецы, воины, другие общинники); представление о воспитании у разных народов и стран все больше разли­чалось.

Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников, которые оценивались как таинство и волшебство. Действиям, связанным с воспитанием, придавался сакральный смысл. У африканских готтентотов, например, мать произносила над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотни­ком.

Магический характер имели нравственные назидания. У австралий­ских туземцев ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приго­варивали: «Будь добрым, не бери чужого».

Люди первобытной эпохи постепенно накапливали запас дидактиче­ских приемов. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитив­ный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как вла­деть палкой, выделывать шкуру убитого животного, основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых на младших было механическое повторение.

Человек от приспособления к природе все чаще пытался воздейство­вать на окружающий мир. По мере усложнения жизнедеятельности меня­лись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются специаль­но назначенные лица, владевшие опытом организованного воспитания: старейшины, священнослужители. Они были знатоками обучения навыкам трудовой деятельности, установленных общиной.

Раннее включение детей в трудовую деятельность, обусловленное жизненными потребностями, имело и воспитательное значение: в процессе совместного труда с взрослыми дети не только овладевали практическими умениями, но и усваивали нормы общения, приобщались к правилам пове­дения старших.

Можно предположить, что в это время еще отсутствовали специаль­ные формы воспитания, и воспитание не отделялось от совместной жизни детей и взрослых. Таким образом, можно говорить лишь о тенденциях, ко­торые способствовали зарождению самых примитивных форм воспитания как более или менее организованного процесса. Однако совместный труд детей и взрослых постепенно приобретал со стороны старших обучающе-направленный характер. Вместе с этим подражание детей поведению взрослых в быту, совместном труде, отражавшееся в играх, способствовало усвоению подрастающими поколениями практических умений и традиций, унаследованных от своих предков.

В родовых общинах постепенно начали формироваться группы людей, занимавшихся специализированными видами труда. Между родопле-менными объединениями завязывался обмен, возникла торговля. В этих условиях в общинах появились предпосылки частной собственности, иму­щественного расслоения, формирования родоплеменной знати (вождей, старейшин, жрецов).

Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинно­го периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школы, организованные для воспитания «общественного» человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, знанию обрядов. Основной формой воспита­ния были совместные игры и занятия.

В жизни людей с течением времени происходили существенные из­менения в области воспитания, которые можно обнаружить, в частности, в эволюции инициационных обрядов: с одной стороны, сохранились старые формы инициации, которые охватывали всех детей и подростков сообще­ства, с другой стороны, - внутри содержания инициационной системы по­степенно выделяется определенный круг зародившихся специализирован­ных знаний и умений. Равный доступ к ним стало получать ограниченное число людей.

В новых инициационных учреждениях стала осуществляться подго­товка будущих военачальников, жрецов, врачевателей. Эти учреждения представляли собой своего рода закрытые школы, возникшие на базе функционировавших ранее домов молодежи.

Существуют разные подходы к выявлению этапов становления и развития педагогики. В России на рубеже Х1Х-ХХ вв. известный педагог П.Ф.Каптерев определил такие периоды в развитии педагогики: церковно-религиозный, государственный и общественный. А.М. Лушников, выделяя этапы в развитии педагогики, исходил из связи педагогики с конкретной деятельностью людей: практика воспитания, зарождение и развитие педа­гогической мысли, педагогическая наука.

Практика воспитания - самый длительный этап в становлении и развитии педагогики, который продолжается и в настоящее время. Его на­чало приходится на первобытное общество. Это самый продолжительный и невероятно трудный период истории человечества.

Зарождение и развитие педагогической мысли - это процесс обоб­щения практики на закате первобытного общества, а затем религиозного и философского осмысления процессов воспитания и обучения, как правило, крупными философами или священнослужителями.

Педагогическая наука - этап выделения из системы философских знаний педагогических в начале XVII в. английским философом и естест­воиспытателем Ф. Бэконом и закрепление педагогики как науки выдаю­щимся чешским педагогом Я.А. Коменским.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. В каких условиях возникло и развивалось примитивное педагоги­ческое мышление?

2. Как и почему менялись нормы и направления воспитания в первобытном обществе?

3. В чем состоит роль народной педагогики в развитии педагогики?

4. Какова роль религии в развитии педагогики?

5. Существовали ли специальные формы воспитания в первобытном обществе?

6. Кто выступал в роли преподавателя в первобытном обществе?

7. Как вырабатывались дидактические приемы воспитания, и какой характер они носили?

8. Что явилось фактором осознания воспитания, как особого вида деятельности?

9. Что являлось основной целью первобытнообщинного воспитания, в каких формах и кем оно осуществлялось?

10. Как реализовались задачи воспитания в тех первобытных племенах, где инициация не была главной формой его организации?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.