КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении
Биологическое «созревание» человека заканчивается к 25 годам. Но некоторые процессы в головном мозге - мышление, воображение, креативность (способность к творчеству) — продолжаются всю жизнь. Неравномерность развития биологических систем человека приводит к ограничениям в его деятельности. Наиболее важными являются два фактора биологического развития: центральная нервная система (ЦНС) и наследственность. Наследуются: строение и размеры тела, мозга, созреваемость организма, особенности ЦНС (сила, подвижность, концентрация, динамичность нервных процессов), биологические характеристики 1 и 2 сигнальных систем (быстрота формирования условных рефлексов, их прочность, рефлексы свободы, цели, ориентации в пространстве), музыкальный слух, зрение, восприятие цвета, математические, вербальные задатки и т.д. Не наследуются, а приобретаются социальные качества личности: речь, знания, трудолюбие, дисциплинированность, нравственность и т.д. Все они есть результат социального наследования и означают прижизненное освоение индивидом выработанных культурой норм и правил поведения, общения, деятельности. Условия биологического развития: сбалансированное питание, чередование физических и умственных нагрузок, ритмичность дня, благоприятные биологические, географические, экологические и социальные факторы. Биологическое развитие есть основа для становления психических функций (внимание, память, воля, интеллект, воображение), которые подразделяются на природные функции (механическое запоминание, непроизвольное внимание и др.) и высшие (произвольное внимание, логическое мышление, творческое воображение и др.).
Благодаря развитию психических функций формируются сложные системы: общение, деятельность, творчество, отношения - то есть поведение как интеграция всех психических функций.
Психологическое развитие ребенка следует рассматривать как становление его внутреннего мира, в то время как воспитание - как целенаправленное освоение духовной культуры народа, общества, человечества и овладение её элементами под руководством воспитателя. Совершенствование личности человека должно длиться всю жизнь, но, к сожалению, этот процесс не всегда бывает полным и насыщенным и не всегда имеет такую временную протяженность. Процесс психического развития личности называется онтогенез. Начиная с самого раннего детства осуществляется воспитание человека, которое эффективнее тогда, когда его требования, содержание и методы соответствуют умственному развитию ребенка. Относительно развития психических функций ребенка в психологии выделяют 3 стадии. До 2-3 лет -развитие природных психических функций (сенсорные функции: слух, зрение, моторика движений, эмоции). Мышление конкретное, чувственно-двигательное, предметное. Основные факторы развития: мать, отец, другие взрослые и общение с ними, игрушки и другие предметы, окружающая обстановка. До 13 лет - развитие простейших культурных психических функций. Развивается речь, прямая походка, навыки чтения, письма, счета, умения пользоваться различными культурными средствами; обогащаются и усиливаются как сами эмоции, так и их проявления. Мышление становится речевым, речь - осмысленной. Ведущую роль играют эмоции, а интеллект их обслуживает. Все это развивается при благоприятных условиях социального окружения: здоровая культурная среда дома и в школе, заботливые и внимательные родители и учителя, созданы условия для коллективной и самостоятельной деятельности. При неблагоприятных условиях развитие простейших культурных функций затормаживается и их недоразвитость остается на всю жизнь.
До 20 лет -развитие высших культурных психических функций. На этой стадии происходит эффективное изучение научных понятий, теорий, абстрактно-символических моделей действительности. Развивается интеллект, формирование логического мышления опережает эмоции. Появляются и проявляются уже в большей мере осознанные самим человеком воля и волевые усилия, память, восприятие, формируются и развиваются уже высшие эмоции (совесть, долг, патриотизм, чувство свободы и др.). В силу того, что в данном возрасте значительно возрастает роль собственных сознательных усилий и действий человека, а воздействие педагогов на его волю, интеллект, эмоции уменьшается и уже не носит решающего характера, воспитание сменяется самовоспитанием. Появляется умение предвидеть события, последствия своей деятельности (антиципация), рефлексия, самонаблюдение, самокритика, желание стать лучше, избавиться от недостатков. Следует понять и запомнить: •каждая стадия развития психических функций развивает только ей присущие свойства и качества личности в целом; •строить воспитание ребенка с предъявления ему требований, опережающих естественный ход развития его психических свойств и качеств нельзя; •в случаях отсутствия условий и факторов развития определенных психических функций на каждой из трех стадий существует реальная опасность формирования неполноценной личности; •попытки «наверстать упущенное» в плане развития определенных недоразвитых в свое время психических функций, формирующих личность человека, на других стадиях развития обречены на неудачу. Освоение культуры в процессе развития и воспитания человека осуществляется по трем направлениям: Подражание в референтной группе происходит без принуждения со стороны (стихийное воспитание). Освоение по плану - собственно воспитание. Воспитание является развивающим. Развивающее воспитание невозможно без правильного
Освоение по собственной инициативе - самовоспитание и само В обучении знания, умения и навыки - всего лишь один из видов духовных качеств личности. Более ценным является умение мыслить, анализировать, умения оперировать знаниями, на основе которых развиваются и совершенствуются индивидуально-личностные качества человека, что приводит к формированию истинных убеждений, взглядов, мнений на окружающую действительность. Творчески работающий педагог сознательно включает в свою деятельность систему развивающих факторов, что и является развивающим обучением.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |