Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древнеримская школа




Семейное воспитание

1. Влияние эллинистического воспитания в III веке до н. э. распространя­лось на Рим, который стал к этому времени ведущим в военном отно­шении государством Средиземноморья, но находился на относительно низкой стадии культурного развития. Влияние семейного воспитания было доминирующим.

Основные принципы:

• подчеркнутая верность нравам предков;

• дети и рабы равно были в полном подчинении у отца семейства;

• авторитет и влияние матери, которая сама вскармливала ребенка, были велики для него в течение всей жизни;

• девочки воспитывались в семье и для семейной жизни;

• мальчики получали практическое воспитание и, сопровождая отца, зна­комились с кругом его обязанностей и с делами государства.

2. Характер школьного обучения в Риме, в общем, мало чем отличался от обычной школьной практики эллинизма. Методика обучения была та же, а цели образования были несколько более прагматичны, что пре­вращало римские учебные заведения в типичные "школы учебы", раз­вившиеся в эпоху средневековья.

Элементарное образование давалось в так называемых тривиальных шко­лах - частных учебных заведениях с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко в них наряду с мальчиками учились и девочки. Размещались тривиальные школы где придется: в жилище учителя, в мастерской ремесленника, а то и прямо на улице, во двори­ке или на перекрестке, откуда и пошло название: тривиум - перекрес­ток. Дети сидели на полу, а учитель - на стуле, который и служил ему кафедрой. Детей учили законам Рима, чтению, письму, счету. Школы повышенного типа - грамматические - первоначально открыва­лись греческими учителями и ничем не отличались от подобных школ в других частях эллинистического мира. Со II века до н. э. начали распрос­траняться латинские и смешанные греко-латинские грамматические шко­лы. Обучались в них мальчики от 12 до 16 лет. Для этих школ создавались пособия, содержавшие отрывки из сочинений Гомера, Вергилия, Цице­рона, Тита Ливия и других авторов.

Для молодежи аристократического происхождения существовали, как и в Греции, риторские школы. Программа занятий здесь складывалась из обучения основам ораторского искусства в виде выполнения упражне­ний по составлению речей на заданную тему. Учителя ораторского ис­кусства одновременно давали своим учащимся необходимые каждому культурному римлянину того времени знания философии, права, исто­рии. Обучение было ориентировано на достаточно разностороннее для того времени умственное образование.

В школьной риторике сложилась структура образцовой речи:

• вступление,

• изложение существа дела,

• приведение доказательства собственной позиции и опровержение утверж­дений противника,

• заключение.

Для детей римской знати создавались своеобразные воспитательные центры - коллегии юношества.

Римский писатель и ученый Варрон (116 - 27 до н. э.) называл девять основных школьных дисциплин:

• грамматика,.

• риторика,

• диалектика,

арифметика,

• геометрия,

• астрономия,

• музыка,

• медицина,

• архитектура.

Школьные предметы назывались "свободными искусствами", потому что предназначались для детей свободных граждан.

К исходу римской истории утвердилось двухчастное деление школьного курса "семи свободных искусств":

тривиум - его составляли грамматика, риторика и диалектика;

квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Заслуга в создании этой классификации принадлежит римскому фило­софу и автору школьных учебников Боэцию (Ьк. 480 - 575 до н. э.). В осно­ву построения школьных пособий им был положен принцип компиляции -сведения в единый текст фрагментов различных источников. Учебники, составленные Боэцием, оказали сильное воздействие на средневековую школу.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 75 - 77.

Российская педагогическая энциклопедия. С. 44.

 

Вопрос 10. Педагогические идеи Древнего Рима

 

1. Римские мыслители о воспитании

2. Педагогические: идеи Квинттиана

1. Педагогические идеи Древнего Рима развивались под сильным влияни­ем эллинской философской мысли.

Один из первых представителей римского просвещения - Катон Стар­ший (234 - 149 до н. э.). Он составил римскую риторику, опираясь на греческие каноны, хотя был эллинофобом. Настаивал на консервации римской традиции домашнего воспитания.

Мыслитель и политик Цицерон (106 - 43 до н. э.) также находился под влиянием греческой философской традиции. Душевную жизнь человека он рассматривал как сложный поток меняющихся состояний и считал, что силы, которые препятствуют его гибели, должно развивать домаш­нее воспитание - семья. Полагал, что полноценного образования дос­тойны немногие, так как большинство римлян нуждаются прежде всего в "хлебе и зрелищах".

Сенека (4 до н. э. - 65 н. э.) считал, что образование должно формировать прежде всего самостоятельную личность, и критиковал тогдашнюю школьную систему, которая воспитывает "ум, но не душу". Не согла­шался с существовавшими в то время требованиями канонического образования ("семь свободных искусств"), исходя из своего понимания нравственности.

Плутарх (ок. 45 - ок. 127) вслед за Катоном и Цицероном с особым вниманием относился к вопросам воспитания и обучения в семье. Он советовал избегать жестоких наказаний - по его словам, бить ребенка все равно что "подымать руку на святыню".

2. Адвокат и оратор Квинтилиан (42 - ок. 118) - яркая фигура римской философской и педагогической мысли.

Главный труд - трактат "Ораторское образование", состоящий из 12 книг. Наиболее известны "О домашнем воспитании мальчика" и "О ритори­ческом обучении".

Основные мысли Квинтилиана о воспитании:

высказывал уверенность в положительных основах человеческой нату­ры, не считая, однако, такие свойства единственными (дети "от приро­ды склонны к худшему"). Побороть дурные наклонности помогает воспитание;

• чтобы достичь высоких результатов в педагогике, необходимо соеди­нить природную доброту человека и воспитание, так как эти начала не могут существовать раздельно;

• воспитание должно формировать свободного человека;

• цель воспитания - в серьезной подготовке к исполнению гражданских обязанностей;

• идеал человека-гражданина - афинский политический деятель Перикла;

• образование должно быть общедоступным, поскольку все нормальные дети римских граждан достойны получать образование.

Он верил в созидательные возможности школьного обучения и отдавал предпочтение организованному школьному обучению по сравнению с домашним ("свет хорошей школы лучше одиночества семьи"), утверж­дая, что дух соревнования, честолюбия в процессе обучения "зачастую бывает причиной добродетелей".

Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством орато­ра ("поэтами родятся, а ораторами становятся"). Достичь такого высокого результата он предлагал с помощью определенной системы обучения:

• первой ее ступенью было домашнее воспитание. Следовало выбирать кор­милицу с правильным произношением и оберегать от домашних учите­лей-полузнаек. До 7 лет ребенок должен был овладеть латинской и час­тично греческой грамматикой. В ходе домашнего обучения необходимо пробуждать интерес "похвалой" и "забавами", чтобы "ребенок не возне­навидел ученье, соблюдая, однако, определенную меру" ("золотую се­редину");

• в программу первоначального школьного обучения включался ряд предме­тов. На первом месте стояли занятия грамматикой и стилем, мораль, начала математики, музыка;

• в грамматической школе предлагалось изучать одновременно ряд учеб­ных дисциплин, не заботясь об обязательном совершенном овладении ими, главным предметом была грамматика;

• в риторической школе основным предметом называлась риторика, под которой понималось "искусство красноречия". На занятиях по риторике преподавателю было рекомендовано, например, читать сочинения с заведомыми просчетами в стиле, заметить и исправить которые должны были сами учащиеся.

Обучение следовало вести индуктивным путем - от простого к сложно­му, на основе работы памяти.

Использованные источники: Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 54 - 57.

 

Вопрос 11. Влияние раннего христианства на воспитание и обучение




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2176; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.