Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовные учебные заведения




Другие типы школ профессиональной подготовки

Цифирные школы

Общая характеристика

1. Все представленные на рассмотрение Петру I проекты организации обра­зования в полной мере реализованы не были. Однако под влиянием этих проектов единый тип образования, характерный для допетровского вре­мени, разделился на два направления - церковное и светское, причем в

рамках последнего возникли различные профессиональные школы.

Главные характеристики новой организации образования:

профессиональная направленность,

преобладание сословности - внутренняя политика Петра I характеризо­валась стремлением к возвышению дворянского сословия.

2. Первой попыткой петровского правительства создать в России сеть го­сударственных начальных школ, доступных достаточно широким на­родным слоям, было открытие цифирных школ. Они учреждались со­гласно указу царя от 1714 года для детей от 10 до 15 лет с целью подготовки части народа к государственной светской и военной службе в качестве низшего обслуживающего персонала, для работы на заводах, верфях. Цифирные школы рассматривались также как подготовительный этап для последующей профессиональной подготовки.

В содержание обучения входили грамота, арифметика, начальная гео­метрия.

В качестве учителей использовались ученики московской Школы ма­тематических и навигацких наук.

Цифирные школы не получили поддержки практически среди всех со­словий и не могли стать базовым типом новой русской школы. Трудно­сти материального плана постепенно привели к почти повсеместному их закрытию. Однако опыт их создания, безусловно, обогатил отече­ственную педагогическую практику.

3. Для обучения детей солдат и матросов в начале XVIII века открывались гарнизонные и адмиралтейские школы, цель которых состояла в подго­товке младшего командного состава армии и флота, мастеров по строи­тельству, обслуживанию кораблей. Первая гарнизонная школа начала работу еще в 1698 году при артиллерийской школе Преображенского полка. В ней обучали грамоте, счету, бомбардирскому (артиллерийско­му) делу, а в 1721 году вышел указ о создании такого рода школ при каждом полку.

В это же время создавались горнозаводские школы, в которых готовили квалифицированных рабочих и мастеров. Первая была открыта в 1716 году на Петровском заводе в Карелии, куда собрали 20 детей из бедных дворянских семей и стали обучать их чтению-письму, геометрии, ариф­метике, артиллерии, горному делу.

В 1701 году в Москве под руководством Якова Вилимовича Брюса (1670 -1735) начала работу государственная артиллерийско-инженерная школа для обучения "пушкарских и иных посторонних чинов людей детей их словесной письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам". Однако постепенно школу стали посещать почти исключительно дво­рянские дети. Школа делилась на две ступени: нижняя, или "русская", учила письму, чтению, счету; верхняя - арифметике, геометрии, три­гонометрии, черчению, фортификации и артиллерии.

В начале XVIII века преимущественно для дворянских детей последова­тельно открывались новые учебные заведения - Московская инженер­ная школа (1703), Петербургская инженерная школа (1719), Петербур­гская артиллерийская школа и др.

В 1707 году в Москве при военном госпитале была открыта школа для подготовки врачей - Хирургическая школа. В содержание обучения вхо­дили анатомия, хирургия, фармакология, латынь, рисование; обуче­ние велось преимущественно на латинском языке. Теоретическая подго­товка сочеталась с практической работой в госпитале. При школе имелся "аптекарский огород", на котором учащиеся выращивали лекарственные растения. Был свой анатомический театр.

Проблема профессиональной подготовки коснулась и государственного аппарата. Для удовлетворения этой потребности открывались школы, где готовились канцелярские служащие (1721).

Образцом служила Школа математических и навигацких наук, открытая в Москве в помещении Сухаревой башни. Личным указом Петра I в 1707 году здесь была введена жесткая система наказаний учащихся за провинности разного рода. В 1715 году школа была переведена в Петер­бург и переименована в Морскую академию.

4. Значительные преобразования произошли в петровское время и в тра­диционных для России духовных учебных заведениях, через которые

еше в XVII веке в страну стало проникать западноевропейское образо­вательное влияние.

Сначала доступ в епархиальные школы и духовные семинарии был до­статочно открытым. Однако по мере возникновения светских, профес­сиональных школ эти учебные заведения стали восприниматься как профессиональные.

В первой четверти XVIII века была создана сеть новых духовных школ. Они получили название архиерейских, были только начальными и от­крывались по инициативе тех духовных служителей, которые поддер­живали преобразования в государстве. Такие школы были созданы в Чер­нигове, Тобольске, Ростове, Смоленске. Вскоре епископов обязали открывать школы для подготовки священников при всех архиерейских домах. Предполагалось, что в них будут обучать детей чтению, письму, славянской грамматике, арифметике и геометрии.

Наиболее значительной была деятельность Новгородской архиерейской школы.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 240 - 245.

 

Вопрос 42. Педагогическая деятельность Л.Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.