КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия иррационализма
Философия позитивизма Идеи утопического социализма и коммунизма Немецкая классическая философия 1. Классики немецкой философии повлияли на педагогику своими статьями и выступлениями по проблемам воспитания и своими философскими теориями. Педагогические идеи Иманнуила Канта (1724 - 1804) складывались под влиянием руссоизма. Кант рассматривал воспитание как "величайшую и самую сложную задачу, стоящую перед человечеством", поскольку "в воспитании заклю чена величайшая тайна усовершенствования природы". Он подчеркивал социальную необходимость воспитания как способа выведения ребенка из животно-дикого состояния, расценивая воспитание как одну из важнейших сфер человеческой деятельности: "Человек может стать человеком только через воспитание. Он - то, что делает из него воспитание". Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814) считал, что воспитание должно помочь немцам осознать себя единой нацией, что образование является прежде всего способом овладения национальной культурой и через нее - культурой общечеловеческой. Учение "Я" Фихте с точки зрения педагогики особенно важно своим акцентом на независимость и активность человеческой личности. Фридрих Шлейермахер (1768 - 1834) говорил, что теория и практика воспитания являются историческими феноменами. Воспитание, по Шлейермахеру, - важнейший способ снимать конфликт между старшим и младшим поколениями, устанавливать между ними преемственную связь. Шлейермахер считал педагогику "искусством", вкладывая в это понятие согласование содержания воспитания и обучения с этикой и политикой при определенном общественном и государственном устройстве.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) утверждал, что человек -это продукт истории и что разум и самопознание - результаты деятельности человеческой цивилизации. Он очень высоко оценивал преобразующую роль воспитания ("Человек есть то, чем он должен быть, только благодаря воспитанию"). Воспитание, по сути, рождает разумное, "духовное существо". Таковым человек становится "из самого себя", т. е. формируется сам. Гегель попытался диалектически совместить историю развития воспитания и историю человеческой цивилизации. 2. На протяжении XIX столетия в европейской философской мысли получили развитие идеи утопического социализма и коммунизма. Социалисты-утописты Ф.М.Ш.Фурье (1772 - 1837), К.А.Сен-Симон (1760-1825) (Франция), Р.Оуэн (1771 - 1858) (Англия) отвергали эксплуатацию детского труда как серьезнейшую социальную преграду для получения значительной частью населения необходимых воспитания и образования. Вслед за многими деятелями Просвещения социалисты-утописты признавали решающую роль среды и воспитания в становлении человеческой личности. Социалисты-утописты считали, что у классического образования нет исторической перспективы и предлагали реформировать программы учебных заведений с учетом развития наук и промышленности, ввести трудовое обучение. Как прекрасную и идеальную цель они рассматривали всестороннее развитие личности. Авторы коммунистической доктрины, немецкие философы Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895) рассматривали вопросы воспитания и образования в контексте необходимой классовой борьбы, в процессе которой должно происходить становление нового человека. Они поддержали высказанную социалистами-утопистами идею о гармоническом развитии личности. 3. Один из основателей философии позитивизма, француз Огюст Конт (1798 - 1857) считал, что по мере развития общества социальный фактор воспитания приобретает все более значимый вес. Воспитание и образование, по Конту, являются, прежде всего "совокупностью объективной жизни, осмысленной как постепенная подготовка к жизни субъективной".
Джон Стюарт Миллъ (1806 - 1873) сч-итал, что воспитание преодолевает эгоцентризм обыденной жизни, формирует общественных людей, объединенные усилия которых являются гарантией демократии и свободы в обществе. Значительной популярностью в педагогических кругах Запада во второй половине XIX века пользовались сочинения Герберта Спенсера (1820 -1903). Воспитание он рассматривал как одно из наиболее значимых общественных явлений. В статьях о воспитании Спенсер настаивал на приоритете естественнонаучного образования как наиболее полезного для нужд каждого человека. 4. Индивидуалистическое целеполагание в воспитании ярко выразили представители философии иррационализма. Датский мыслитель Серен Къеркегор (1813 - 1855) помышлял, прежде всего, о воспитании "отдельных живых людей" с независимыми суждениями и собственной нравственной позицией. В понятие независимости вкладывалась в первую очередь способность выбора. Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) отрицал возможность изменений в природной сущности человеческой личности в результате внешнего воздействия - воспитания. Желания человека не подвластны ему, и потому их нельзя переменить. Перемены в поведении человека - это, прежде всего показатель его воли и страстей. Внешнее воздействие, воспитание, следовательно, подводят лишь к сокрытию человеческих воли и страстей. Едва ли не главным злом образования Шопенгауэр считал то, что, окружающий мир представлен в идеальном свете - таким, каким он должен быть, а не каков он на самом деле. Немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844 - 1900) специально занимался вопросами воспитания и оставил после себя сборник докладов "О будущем наших образовательных учреждений". Недостатки образования Ницше видел, прежде всего, в пренебрежении задачами нравственного воспитания. Он упрекал гимназии в излишней специализации, которая приводит к снижению общей культуры, порождает эгоизм у учащихся. Причину падения нравов Ницше усматривал и в том, что гимназическое образование уделяло недостаточно внимания изучению родного языка, истории как ретрансляторов духовной культуры.
Ницше выделял проблему элитарного воспитания талантов и гениев. Он считал такое воспитание необходимым. Использованные источники: Джуринский А.Н. История педагогики. С. 227 - 232.
Вопрос 50. Педагогическая теория И.Г. Песталоцци
1. Краткий биографический очерк
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |