КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимосвязи психологии с другими науками 7 страница
Качества внимания во многом определяют успех в различных видах деятельности. При подготовке к профессиональной деятельности студентам важно проявить настойчивость в саморазвитии качественных характеристик внимания, необходимых для успешного ее осуществления. Ощущение — простейший, элементарный психический познавательный процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Это ощущение света, цвета, тепла, холода, формы, твердости, упругости, вязкости, боли, голода, жажды и другого дискомфорта в организме, его отдельных органах. Познание человеком действительности начинается с непосредственного контакта его органов чувств с предметами и явлениями, с внешней средой его жизни и деятельности, с ощущений признаков, свойств, других характеристик объектов реальности. Органы чувств человека имеют тонкую специализацию к отражению определенных свойств предметов и явлений действительности, конкретных энергий. По своей сути органы чувств представляют собой фильтры энергий, через которые проходят соответствующие изменения как в среде, так и в организме человека. В этом смысле процесс ощущения выступает как система сенсорных действий, направленных на отбор, селекцию и преобразование специфической энергии внешнего воздействия для обеспечения адекватного отражения окружающего мира. Ощущение — это та или иная степень чувствительности человека, его органов чувств к физическим, химическим и другим свойствам среды, а также к изменениям в организме; это превращение энергии воздействий на органы чувств в акт сознания.
Ощущения с помощью органов чувств дают человеку информацию о реальной действительности, на основе которой, используя другие познавательные процессы (представления, память, мышление, воображение и т.д.), человек получает возможность ориентироваться в окружающем его мире. Человеку постоянно нужны сведения об объективной действительности для осуществления более адекватного реагирования на происходящие в ней перемены. В то же время для нормального функционирования органов чувств, поддержания и развития их чувствительности человеку необходима соответствующая информация из окружающего мира. При этом как информационная перегруженность, так и недогрузка, дефицит информации имеют негативные последствия и для органов чувств человека, и для его физического и психического здоровья. Информационные перегрузки приводят к утомлению и снижению чувствительности органов чувств, анализаторов в целом и, по существу, к неадекватному реагированию человека на изменения внешней среды, а также и в его организме. Информационная недогрузка вследствие сенсорной изоляции ведет к сенсорной депривации и к серьезным функциональным расстройствам как организма, так и психики человека. Ощущения играют исключительно большую роль в жизни и деятельности человека, поскольку они выступают источником его знаний о мире и самом себе. Физиологической основой ощущений выступают нервно-физиологические процессы, протекающие в анализаторах (И. П. Павлов). Анализатор — это нервно-физиологический аппарат, инструмент ощущений, с помощью которого человек отражает ту или иную сторону, область действительности. Анализатор состоит из трех частей (рис. 4): периферического отдела — рецептора (от лат. — принимать), воспринимающего действующий на него раздражитель;
центростремительных, афферентных (от лат. — приносящий) нервов, проводящих возбуждение с периферии в нервные центры, в головной мозг человека; соответствующих участков головного мозга, в которых происходит переработка информации, поступающей из рецептора. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора в целом, согласованная деятельность всех его элементов, звеньев. И потому нельзя сказать, что зрительные ощущения возникают в глазу, а слуховые — в ухе. Ощущения — следствие работы всего анализатора. Они обеспечивают основу ориентировки организма в сложном окружающем мире и выполняют функцию активизации деятельности мозга. Совокупность всех анализаторов называется сенсорной сферой психики человека. Анализаторы выступают составной частью общей системы путей нервных процессов человека — рефлекторной дуги. Рефлекторная дуга включает в себя не только анализаторы, но и эффекторы. Между рецептором и мозгом существует не только прямая (центростремительная, афферентная), но и обратная (центробежная, эфферентная) связь. Принцип обратной связи дает основания говорить о том, что каждый орган чувств попеременно является и рецептором, и эффектором. Процесс ощущений не только начинается, но и заканчивается в соответствующем органе чувств. У человека имеется большое количество различных анализаторов, каждый из которых имеет специализацию. В зависимости от характера отражения и места расположения рецепторов принято выделять три группы анализаторов человека. К первой группе относятся анализаторы, рецепторы которых находятся на внешней поверхности тела, — экстероцептив-ные: Они отражают все, что происходит вне человека. Экстероцеп-торы подразделяют на две подгруппы: контактные и дистантные. Контактные рецепторы воспринимают и передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами: осязательный, вкусовой рецепторы. Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, идущие от удаленных объектов: зрение, слух, обоняние. Наряду с пятью основными органами чувств и соответственно видами ощущений существуют и другие: температурные, вибрационные, ощущения равновесия и ускорения, болевые ощущения, сигнализирующие о разрушительной силе раздражителя и др.
Рис. 4. Строение анализаторов К второй группе относятся органы чувств, рецепторы которых находятся внутри тела человека, во внутренних его органах и тканях, — интероцептивные. Они позволяют судить о состоянии организма: ощущения голода, жажды, усталости, внутренней боли, тяжести и т.д. Способность правильно оценить состояние своего организма чрезвычайно важна для нормальной жизни и деятельности человека. К третьей группе относятся анализаторы, рецепторы которых расположены в мышцах и связках человека, — проприоцеп-тивные. Они сигнализируют о степени напряжения мышц, связок и сухожилий, дают информацию о движении и положении тела человека. К этой группе ощущений относится и вестибулярный аппарат человека. Ощущения характеризуются качеством. Каждый вид ощущения отражает ту или иную форму движения материи и в совокупности ощущения человека отражают многообразие существующего материального мира. Вместе с тем каждый вид ощущений у конкретного человека имеет свои качественные особенности: слуховые ощущения различаются по высоте звука, тембру, громкости, мелодичности и т.п.; зрительные ощущения — по остроте зрения, насыщенности цветом и т.п. Качественные характеристики имеют и другие виды ощущений. Все ощущения возникают в результате воздействий соответствующих раздражителей на органы чувств. Однако между началом действия раздражителя и возникновением ощущения проходит некоторое время: латентный период. Он необходим для преобразования энергии воздействия стимулов в нервные импульсы, их прохождения по нервным путям и возникновения возбуждения в соответствующем отделе, участке головного мозга. По длительности латентного периода можно судить о состоянии нервной системы человека. Несмотря на то что каждый анализатор имеет специализацию и подчинен своим закономерностям, для всех ощущений характерны общие психофизиологические закономерности. К их числу относят: минимальный (нижний) и максимальный (верхний) пороги ощущений, порог различия, адаптацию, явление контраста, последовательные образы.
Минимальная сила раздражителя, при которой человек начинает его ощущать, характеризует нижний, минимальный порог ощущения. Чем ниже этот порог, тем выше чувствительность соответствующего органа чувств. Величина нижнего порога у разных людей по каждому органу чувств неодинакова. Она может меняться и у конкретного человека в связи с рядом обстоятельств: утомление, болезнь, стресс и др. Путем тренировки она может быть снижена. Чувствительность органов чувств зависит от многих обстоятельств: от внешней среды (острота слуха выше в тишине, глаз лучше видит при хорошем освещении), состояния рецепторов (утомленные органы чувств теряют чувствительность), состояния центрального отдела анализатора, головного мозга (страх, волнение, утомление, опьянение и др.). На чувствительность оказывают влияние особенности внимания человека, его знание дела, настроение и др. Существуют данные о том, что отдельные люди могут ощущать раздражители, находящиеся за нижним порогом их чувствительности (субсенсорные раздражители). У отдельных людей проявляется особая сензитивность (восприимчивость), повышенная чувствительность к восприятию отдельных энергий — экстрасенсорные ощущения. Есть и так называемый верхний порог ощущений. Человек может ощущать действие раздражителя только до определенного предела нарастания его силы. Максимальная сила раздражителя, за которой прекращается ощущение ее нарастания, называется верхним, максимальным порогом ощущения. Чувствительность того или иного органа характеризуется диапазоном чувствительности: границей между нижним и верхним порогами. Чем ниже минимальный порог ощущения и чем выше максимальный, тем шире, больше диапазон чувствительности. И наоборот, чем выше нижний порог и ниже верхний, тем уже, меньше диапазон чувствительности. Как минимальный, так и максимальный порог органов чувств у людей неодинаковы. Это обусловлено как особенностями самих органов чувств, так и специальной системой их тренировки, уровнем развития, эмоциональными состояниями человека, состоянием его психического и физического здоровья, степенью сосредоточенности внимания на восприятии действительности, особенностями развития соответствующих структур головного мозга. Все это и объясняет субъективный, индивидуально-своеобразный характер ощущений человека объективной и вполне определенной действительности. Критерий истинности информации, получаемой через ощущения, находится в окружающем мире, в реальной действительности и, конечно же, зависит от практического опыта человека, степени развития его анализаторов. Одной из закономерностей процесса ощущения и работы органов чувств является адаптация — способность анализатора приспосабливаться к действию раздражителя и изменять свою чувствительность. Адаптация может быть направлена и на повышение, и на понижение чувствительности анализатора. Общеизвестно, что если выйти ночью из ярко освещенной комнаты, то некоторое время глаза ничего не различают в темноте. Это объясняется тем, что под влиянием света чувствительность глаз была понижена и оказалась недостаточной для того, чтобы видеть в темноте. Однако через некоторое время человек привыка ет к темноте и начинает различать дорогу, предметы, особенности местности. Анализаторы имеют свои возможности адаптации по скорости и диапазону. Наиболее быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы, медленнее — слуховой, вкусовой и особенно зрительный. Так, для полной адаптации зрения к темноте необходимо до 40 мин. Адаптация органов чувств может осуществляться в трех направлениях: повышение чувствительности органов чувств, порога различения; притупление, снижение чувствительности под влиянием действия сильного раздражителя; полное исчезновение ощущений в процессе длительного действия раздражителя, чаще небольшой силы (например, ношение ручных часов, очков). В психологии установлено, что один и тот же раздражитель ощущается по-разному в зависимости от предыдущих ощущений. Так, например, предшествующие слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим более сильным раздражителям, а сильные, наоборот, уменьшают чувствительность к более слабым. Эта зависимость получила название явления контраста, которое важно учитывать при осуществлении наблюдения. В ощущениях наблюдается и такое явление, как последовательные образы. Суть его в следующем: после прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе того или иного органа исчезает не сразу, и потому соответствующее ощущение некоторое время продолжает участвовать в регуляции поведения и действий человека. Отдельные анализаторы взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние на их чувствительность. При этом чувствительность взаимодействующих анализаторов повышается при слабых раздражителях и снижается при сильных. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов называется сенсибилизацией. Например, слабые звуковые раздражители повышают зрительную чувствительность, раздражение глаза красным светом — чувствительность аппарата черно-белого зрения. Чувствительность и другие качественные характеристики органов чувств существенно зависят от тренировок, упражняемое™. При постоянно и систематически действующем анализаторе его чувствительность повышается, а при длительной сенсорной де-привации, недостаточности, сенсорном голоде снижается. Знание специалистом закономерностей и других особенностей ощущений позволяет более квалифицированно решать профессиональные задачи, например при работе в ночное время, при вы полнении точных и тонких функций, при сборе информации о том или ином происшествии и т. п. Восприятие — более сложный по сравнению с ощущением психический познавательный процесс. Это целостное отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. В отличие от ощущений, итогом которых являются возникающие элементарные, простые чувства (например, холода, тепла, жажды, голода, тона, силы и высоты звука, тяжести и т.п.), в результате восприятий складываются образы предметов и явлений, ситуаций действительности, возникающие на основе, как правило, комплекса взаимосвязанных ощущений. Одна из задач восприятий состоит в том, чтобы формировать у человека правильные образы объективной реальности, находящейся как вне его, так и в нем самом (телесные восприятия). В зависимости от количества анализаторов, участвующих в отражении мира, восприятия подразделяют на простые и сложные. К простым восприятиям относят те, которые возникают на основе работы преимущественно одного анализатора. Например, по звуку работающего двигателя специалист может определить не только тип автомобиля, но и состояние самого двигателя. В зависимости от модальности рецепторов различают зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные восприятия. Сложные восприятия возникают на основе работы нескольких анализаторов. Например восприятие обстановки на рабочем месте, в квартире, в общественном транспорте и т.д. Очевидно, что сложные восприятия более полно отражают действительность по сравнению с простыми и, конечно же, по сравнению с ощущениями. К числу сложных видов восприятий относят восприятие пространства (величины, объемности, формы, удаленности, расстояния между предметами, рельефа предмета, местности и др.), времени (длительности, последовательности явлений), движения (скорости, направленности). Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов и, как следствие, ее возникающие условно-рефлекторные связи между частями и свойствами предметов и явлений мира, а также условно-рефлекторные связи между анализаторами. Как видим, физиологическую основу восприятий составляют два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора (при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности как одного сложного раздражителя) и межанализаторные связи (при одновременном воздействии на органы чувств комплекса раздражителей разной модальности). Благодаря межанализаторным связям в восприятии отражаются и такие особенности внешнего мира, для которых нет специализированных анализаторов, например величина предмета, его вес, удельный вес и др. И потому в восприятии мир познается полнее и глубже, чем в ощущениях. Восприятие связано не только с ощущением, но и с процессами мышления: анализом, синтезом, сравнением. Восприятие выступает связующим звеном между простейшим психическим познавательным процессом — ощущением и мышлением — высшим познавательным процессом. Восприятия всегда выступают как субъективные образы объективно существующей действительности, в которых она более или менее точно и полно, правильно отражается и понимается человеком. В психологии выделяют три типа восприятий: синтетические, аналитические и аналитико-синтетические. Синтетический тип восприятия присущ людям, которые воспринимают окружающий их мир в целом, в совокупности всех его сторон, сфер, граней, подчас не замечая при этом деталей. Аналитический тип восприятия характеризуется проявлением тенденции к восприятию деталей, частностей и затрудненным восприятием целого. Аналитика-синтетический тип восприятия наиболее распространен и характеризуется присутствием в нем в той или иной степени тенденции к восприятию частностей, деталей и общего, целого. Восприятия классифицируют и по другим признакам: по восприятию речи, поведения, человека человеком, образа и т.п. Восприятие как психический познавательный процесс имеет особенности, учет которых может повысить качество профессиональной деятельности специалиста. В психологии выделяют следующие особенности восприятий: осмысленность и обобщенность, предметность, целостность, структурность, константность, избирательность. Восприятие имеет осмысленный и обобщенный характер. Восприятие человеком предметов и явлений имеет для него определенный смысл (что это: кирпич, хлеб, металлическая заготовка) и личностный смысл, значимость (полезные — вредные, нужные — ненужные, красивые — уродливые и т.д.). Восприятие носит предметный характер. В нем отражаются разнообразные объекты, явления, предметы, имеющие конкретное предназначение и смысл. С предметностью восприятия связана его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека, при восприятии в сознании человека отражаемый объект предстает в совокупности многих качеств и свойств как целостный объект, находящийся во взаимосвязях с другими объектами. Следующая особенность восприятия состоит в его структурности. Мы узнаем предметы и явления благодаря устойчивой структуре, системе их признаков. Все это непростая сумма, комплекс отдельных ощущений. В восприятии осуществляется выявление связей и отношений частей, сторон предметов и явлений (например, стул, стол, автомобиль воспринимаются нами как соответствующие предметы вне зависимости от их частных, конкретных признаков). Объективный источник целостности и структурности восприятий находится в реальной действительности, в ее объектах и их связях. Субъективно целостность и структурность восприятий обеспечивается предметной деятельностью и формированием условно-рефлекторных связей. И. М. Сеченов отмечал, что целостность и структурность восприятий являются результатом рефлекторной деятельности анализаторов. Восприятия отличаются константностью — независимостью отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета, содержания и др.) от воспринимаемых условий. Одни и те же предметы могут восприниматься нами в разных условиях (время суток, расстояние, степень освещенности, на разном фоне и т.п.), которые не могут не оказывать влияния на качество восприятия, однако объективные параметры предметов воспринимаются в неизменном виде (что это: количество, объем и т. п.). Одной из особенностей восприятия человека является его избирательная направленность. В восприятии обычно из множества окружающих нас предметов, объектов выделяются лишь несколько или один, а все остальные составляют фон восприятия. Выделение объектов может проходить либо непроизвольно, без волевых усилий, либо произвольно, на основе воли. Выделение тех или иных объектов зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей, интересов, установок, от состояния его психики, физического здоровья. На особенности восприятия человеком объективной реальности оказывают влияние поставленные перед ним задачи, его цели, мотивы поведения и деятельности. Избирательность в восприятии предметов и явлений действительности, других людей может иметь полоролевые, возрастные, этнические, профессиональные, религиозные и другие особенности. Восприятие зависит не только от раздражителя, но и от содержания психики человека, от его опыта. Эта зависимость называется апперцепцией и может быть как устойчивой, так и неустойчивой, временной. Устойчивость апперцепции обусловлена жизненным опытом человека, его установками, стилем поведения, деятельности, мышления, уровнем и характером самооцен ки, системой смыслов и ценностей. Временная апперцепция возникает под влиянием психического состояния и характера деятельности человека, проявляющихся чувств, настроений. Особенно отрицательно влияют на восприятия страх, состояния психической напряженности, тревожности, неуверенности, беспокойства, чрезмерной усталости, аффективные, фрустраци-онные и эйфорические состояния человека. Как видим, восприятие является активным психическим познавательным процессом, которым можно управлять. В процессе восприятия могут возникнуть ошибки. Неправильное, искаженное, поверхностное восприятие называют иллюзией. Наиболее распространены иллюзии зрительного восприятия (рис. 5—13). Известен факт, называемый фантомом конечности. Он проявляется в том, что человек длительное время после ампутации руки или ноги продолжает «чувствовать» отсутствующую часть конечности и даже пытается двигать ею и пользоваться для захвата или перемещения предметов, ощущает в ней боль. Фантом конечности обычно наблюдается после ампутации у взрослых людей и в отношении тех частей тела, которыми они активно пользовались. Причины иллюзий самые разные. Иллюзию может вызвать временная апперцепция. Иллюзии возникают, когда нет достаточной контрастности между воспринимаемыми предметами и окружающим фоном по форме, объему, цвету, освещенности. Одной из причин иллюзий является эффект иррадиации, когда светлые предметы кажутся большими, чем такие же по размеру, но темные. Общеизвестны иллюзии стрелы, железнодорожных путей, концентрических окружностей, контраста, иллюзия веера и др. В зависимости от участия воли, целенаправленности восприятия подразделяют на непреднамеренные и преднамеренные. Непреднамеренное восприятие не связано с волевым напряжением и заранее поставленной целью. Оно происходит в результате непосредственного взаимодействия органов чувств и действительности запечатления ее образов в памяти человека помимо его желания, непреднамеренно, непроизвольно. Вполне очевидно, что при таком восприятии образы реальной действительности не только не осознаются человеком (отражение происходит на подсознательном уровне), но и обладают недостаточной четкостью, определенностью. Вместе с тем такие восприятия играют исключительно большую роль в жизнедеятельности человека: они создают мощный информационный фон в его психике и при определенных обстоятельствах могут оказывать влияние как на восприятие им действительности, так и на ориентации и поведение в ней. Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе находится задача, решение которой связано с известным усилием воли. Такое восприятие осуществляется как система целенаправленных перцептивных действий и требует специального научения, опыта человека. В процессе преднамеренного восприятия происходит обнаружение, различение, идентификация и опознание искомых предметов, явлений, из связей. Одной из форм преднамеренного восприятия является наблюдение — преднамеренное, целенаправленное, систематическое, планомерное и длительное восприятие предметов и явлений действительности, людей и самого себя. Наблюдение более эффективно, если наблюдатель обладает развитым мышлением, памя- Рис. 5. Восприятие обусловлено тем, какие признаки объекта избираются в качестве исходных при его опознании. На этом рисунке можно увидеть и образ молодой женщины, и образ старухи Рис. 6. Избирательность восприятия. На этом рисунке попеременно воспринимается то ваза на черном фоне, то два" профиля на белом фоне. Но если тот или иной объект становится предметом деятельности, то он доминирует в поле восприятия (например, при выявлении соотношения элементов вазы) Рис. 8. Какой отрезок является продолжением линии? Рис. 9. Иллюзия переоценки вертикальных линий и верхней части предмета /К \1/ Рис. 10. Иллюзия переноса свойств целого на его части. Одинаковые линии в больших фигурах кажутся большими Рис. 12. Иллюзия контраста. Внутренний кружок слева кажется больше внутреннего кружка справа, хотя в действительности они равны Рис. 11. Одинаковые по величине предметы кажутся больше на Рис. 13. Концентрические круги меньшем поле восприятия воспринимаются спиралью тью, вниманием, достаточными знаниями и опытом в наблюдаемой области. Наблюдение более успешно у людей с развитой наблюдательностью, состоящей в способности и умении подмечать те или иные грани, свойства действительности, понимать их природу, взаимосвязи, зависимости. Наблюдательность несет в себе и профессиональные аспекты, особенности жизненного опыта. В этом смысле наблюдательность у людей содержательно различна в зависимости от характера профессиональной деятельности, специальности и социального (нравственного, политического, семейного и др.) опыта. И поэтому подготовка специалиста предполагает формирование у него прежде всего профессиональной наблюдательности как качества личности. Память играет важную роль в жизни человека и его профессиональной деятельности. Она лежит в основе любого психического явления и обеспечивает единство и целостность личности. Память называют цементом личности. При нарушении памяти нарушается психическое здоровье человека и личность как целостная система распадается, разрушается. Память — это одна из форм психического отражения, состоящая в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении в психике, сознании человека прошлого опыта, его отдельных элементов. В настоящее время существует несколько подходов, концепций в объяснении механизмов памяти как психического познавательного процесса: психологическая, физиологическая, биохимическая теории памяти. Эта проблема достаточно полно излагается в книге «Общая психология» (под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1977. — С. 284—290) и других источниках. Рекомендуется самостоятельно ознакомиться с основными теориями памяти. Память характеризуется тремя основными процессами: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение. Запоминание — первичный процесс. От него во многом зависят сохранение сведений в памяти и их использование. В процессе запоминания участвуют многие нервные центры и связи. Чем больше их затронуто, участвует в этом процессе, тем запоминание надежнее. Это достигается включением в действие большого числа органов чувств, раскрытием причинно-следственных связей и отношений между явлениями. Различают преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) запоминание. Первое характеризуется сознательно поставленной целью запомнить что-либо полно, точно, быстро. Второе совершается как бы само собой. Произвольное запоми нание наиболее продуктивно. На него в основном и опираются при обучении и воспитании. По особенностям образующихся в процессе запоминания связей принято различать механическое и смысловое запоминание. При механическом запоминании образуются преимущественно ассоциации по смежности, т.е. то или иное событие запоминается потому, что идет тут же за другим или находится рядом с ним. Внутренние, существенные связи явлений, событий при этом не вскрываются. Поэтому для прочного запоминания требуются многократные повторения. Процесс механического запоминания скучен. Кроме того, применение старых знаний, полученных таким путем, в новой обстановке всегда сопровождается теми или иными трудностями и ошибками. Смысловое, или логическое, запоминание опирается на глубокое проникновение в смысл явлений или предметов. В процессе его предмет, явление делятся на составные части, раскрываются их внутренние связи и зависимости, выделяется существенное, новые знания соединяются с уже имеющимся. Иными словами, происходят своеобразная систематизация и классификация сведений, выявление причин и следствий, что и обеспечивает прочное запоминание.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |