КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные принципы единой трудовой школы. Влияние зарубежной педагогики на развитие советской науки и школы 20-х гг
Тема 8. Становление и развитие советской педагогической науки и школы. Цель изучения темы - сформировать у студентов систему научных представлений о достижениях и противоречиях советской школы и педагогики. Задачи изучения темы: 1) раскрыть сущность различных этапов истории советской школы и педагогики, 1920-х – 1970-х гг.; 2) изучить направления реформ школы в советскую эпоху; Объем темы: 3 часа. Содержание темы: Октябрьская революция и преобразования в области народного образования (1917-1920 гг.). Развитие советской школы и педагогической науки в 20-е гг. (1920-31 гг.). Развитие педагогической науки, разнообразие подходов. Активизация педагогического творчества. Анализ опыта работы «Трудовых коммун», ШКиДы, «Первой опытной станции», «Трудовой колонии им. М. Горького». Развитие советской школы и педагогической науки в 30-е гг. (1931-41 гг.). Феномен 30-х гг. Постановление партии и правительства о школе, утверждающие авторитаризм в управлении образованием. Разгром педологической науки. Педагогическая система А.С. Макаренко. Учение о коллективе. Школа и педагогика в период Отечественной войны 1941-1945 гг. Педагогический подъем 60-х гг. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского. Нарастание противоречий между официальной педагогикой и общественно-педагогическим движением в 70-80-е гг. Основные направления реформы школы. Педагоги-новаторы. Педагогика сотрудничества. Несовместимость официальной системы образования с новыми тенденциями ее развития. Изменение политики в области образования. Закон «Об образовании» (1992, 1996). Становление системы вариативного образования. Негосударственные учебные заведения. Освоение зарубежного педагогического опыта. Тенденции и итоги развития педагогической теории и практики в 90-е гг. XX века. Принятие Национальной доктрины образования в российской Федерации.
Методы: лекция, семинарское занятие. Литература: 1-3, 19-21,26, 27, 32, 33, 36, 42, 43, 48, 49, 53, 54, 56, 58, 61, 63, 64, 70, 71. Вопросы для самопроверки: 1) Какие реальные проблемы отечественного образования пыталось решать советское правительство в первое послереволюционное десятилетие? 2) В чем заключались достижения и недостатки советской школы 20-х гг.? 3) Чем были вызваны партийные постановления о школе и педологии первой половины 30-х гг. Какие последствия они имели для развития теории и практики отечественного образования? 4) Какие позитивные тенденции наметились в развитии отечественной педагогики в начале 60-х гг.? 5) Какие противоречия обострились в теории и практике советского образования к середине 80-х гг.? 6) Какие тенденции были характерны для развития педагогической теории и образовательной практики в России 90-х гг.? Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1) Составьте таблицы «Реформы отечественной школы в 1917-1953 гг.», «Реформы отечественной школы в 1954-1985 гг.», «Реформы отечественной школы в 1986-2002 гг.». Выделите и заполните в таблице четыре столбца – годы проведения реформы, провозглашенная цель реформы, реальные результаты реформы, историческое значение реформы. 2) Оцените наследие официальной советской педагогики и опыт работы массовой советской школы с точки зрения их гуманистического потенциала. Эссе, рефераты или доклады по теме: 1) Реферат на тему: «Новые концепции и практика воспитания и образования в России на рубеже XX–XXI вв.». 2) Доклад на тему: «Сравнительный анализ педагогических идей А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского». 3) Эссе на тему: «Почему после 1917 г. в России педагогика стала называться советской?»
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |