Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы единой трудовой школы. Влияние зару­бежной педагогики на развитие советской науки и школы 20-х гг




Тема 8. Становление и развитие советской педагогической науки и школы.

Цель изучения темы - сформировать у студентов систему научных представлений о достижениях и противоречиях совет­ской школы и педагогики.

Задачи изучения темы:

1) раскрыть сущность различных этапов истории советской школы и педагогики, 1920-х – 1970-х гг.;

2) изучить направления реформ школы в советскую эпоху;

Объем темы: 3 часа.

Содержание темы:

Октябрьская революция и преобразования в области на­родного образования (1917-1920 гг.).

Развитие советской школы и педагогической науки в 20-е гг. (1920-31 гг.).

Развитие педагогической науки, разнообразие подходов. Активизация педагогического творчества. Анализ опыта работы «Трудовых коммун», ШКиДы, «Первой опытной станции», «Тру­довой колонии им. М. Горького».

Развитие советской школы и педагогической науки в 30-е гг. (1931-41 гг.).

Феномен 30-х гг. Постановление партии и правительства о школе, утверждающие авторитаризм в управлении образова­нием. Разгром педологической науки.

Педагогическая система А.С. Макаренко. Учение о коллек­тиве.

Школа и педагогика в период Отечественной войны 1941-1945 гг.

Педагогический подъем 60-х гг. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского.

Нарастание противоречий между официальной педагоги­кой и общественно-педагогическим движением в 70-80-е гг.

Основные направления реформы школы. Педагоги-нова­торы. Педагогика сотрудничества. Несовместимость официаль­ной системы образования с новыми тенденциями ее развития.

Изменение политики в области образования. Закон «Об образовании» (1992, 1996). Становление системы вариативного образования. Негосударственные учебные заведения. Освоение зарубежного педагогического опыта. Тенденции и итоги разви­тия педагогической теории и практики в 90-е гг. XX века. Приня­тие Национальной доктрины образования в российской Федера­ции.

Методы: лекция, семинарское занятие.

Литература: 1-3, 19-21,26, 27, 32, 33, 36, 42, 43, 48, 49, 53, 54, 56, 58, 61, 63, 64, 70, 71.

Вопросы для самопроверки:

1) Какие реальные проблемы отечественного образования пыта­лось решать советское правительство в первое после­революционное десятилетие?

2) В чем заключались достижения и недостатки советской школы 20-х гг.?

3) Чем были вызваны партийные постановления о школе и педо­логии первой половины 30-х гг. Какие последствия они имели для развития теории и практики отечественного обра­зования?

4) Какие позитивные тенденции наметились в развитии отечест­венной педагогики в начале 60-х гг.?

5) Какие противоречия обострились в теории и практике совет­ского образования к середине 80-х гг.?

6) Какие тенденции были характерны для развития педагогиче­ской теории и образовательной практики в России 90-х гг.?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Составьте таблицы «Реформы отечественной школы в 1917-1953 гг.», «Реформы отечественной школы в 1954-1985 гг.», «Реформы отечественной школы в 1986-2002 гг.». Выделите и заполните в таблице четыре столбца – годы проведения реформы, провозглашенная цель реформы, реальные ре­зультаты реформы, историческое значение реформы.

2) Оцените наследие официальной советской педагогики и опыт работы массовой советской школы с точки зрения их гуманистического потенциала.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Новые концепции и практика воспитания и образования в России на рубеже XX–XXI вв.».

2) Доклад на тему: «Сравнительный анализ педагогических идей А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского».

3) Эссе на тему: «Почему после 1917 г. в России педагогика стала называться советской?»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.