КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы организации жизни детей в яслях-саду
Организация жизни – это целенаправленное выделение, правильное сочетание и чередование основных процессов жизнедеятельности, деятельности и обучения детей в возрастных группах, в индивидуальных, подгрупповых и общегрупповых формах, а также создание необходимых условий для реализации задач всестороннего развития и воспитания каждого ребенка. На основе исследований Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.П. Усовой А.М. Щелованова и Н.М. Аксариной и др. разработаны следующие принципы организации жизни и деятельности детей. 1. Обеспечение (одинаковых условий для всестороннего развития (всех) детей группы. 2. возрастной принцип комплектования групп определяет пребывание в каждой группе детей одного или двух возрастов и обеспечивает целенаправленность процесса воспитания и обучения, учитывая все возрастные особенности. 3. создание развивающей среды группы, необходимой для разносторонней деятельности и общения детей. 4. постоянство и возрастная обусловленность распорядка дня. 5. введение разных видов деятельности, сочетание и чередование в соответствии с уровнем развития детей. 6. организация жизни детей, направленная на охрану жизни и укрепление здоровья детей (подбор мебели и оборудования, размещение пособий, система закаливания, двигательная активность) 7. соблюдение соответствующих требования в организации жизни.
Адаптация к условиям жизни и воспитания в дошкольном учреждении Поступление в дошкольное учреждение представляет для ребенка значительные трудности, тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, изменением бытовой обстановки, привычных условий и ритма жизни.
С переходом в д/с изменяется и социальное положение ребенка. В семье он был центром внимания, в д/с становится членом детского коллектива. Поэтому проблема правильной организации периода адаптации детей при поступлении не в детское учреждение приобретает большое социальное и психологическое значение. Одна из первых на важность этой проблемы указала Н.М. Аксарина. Она обратила внимание на нарушения в состоянии здоровья и поведения детей, а также разработала комплекс педагогических мероприятий с детьми, впервые поступающими в дошкольные учреждения. Под биологической адаптацией в узком смысле понимается перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая целесообразное приспособление к новым условиям жизни. Социальная адаптация – это способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий. Биологическая и социальная адаптация взаимосвязаны и взаимно обусловлены. Различают 3 степени адаптации: - легкая – при которой поведение ребенка нормализуется за 10-15 дней. это физиологическая, естественная адаптация. - средней тяжести – 15-30 дней, ребенок худеет, болеет, но не тяжело - тяжелая, патологическая от двух и более месяцев, дети долго болеют, подолгу не посещают ДОУ, что удлиняет период привыкания. Характер и длительность привыкания зависит от возраста детей, состояния здоровья, индивидуальных особенностей. Критическим для привыкания считается первое полугодие второго года жизни. К этому возрасту у ребенка сформированы разнообразные привычки. а умения, самостоятельность и речь еще несовершенны, поэтому жизнь его тесно связана с обслуживающими его взрослыми, разлуку с которыми ребенок переносит болезненно. В целях ослабления адаптационного синдрома (отрицательных последствий адаптации) педиатры рекомендуют по возможности сократить длительность пребывания ребенка в ДОУ в первые дни, удлиненность дневного и ночного сна.
За поведением ребенка, его настроением, самочувствием наблюдает воспитатель, врач, старший воспитатель, о чем делают соответствующие записи. в дневнике наблюдений. В соответствующих графах фиксируется аппетит, сон, эмоциональное состояние, отношение к взрослым, поведение дома, рекомендации педагога. Условия ослабления адаптационного синдрома: 1) не принимать в группу сразу много новеньких 2) оставлять ребенка в яслях на время одного бодрствования 3) не должно быть в первое время прививок (травмируют) 4) не отучать от отрицательных привычек 5) приносить из дома любые игрушки 6) не настаивать на участии ребенка в играх, занятиях, если он не хочет 7) может присутствовать мать. М. Лямина пишет: «Кратковременное взаимодействие: мать-ребенок-воспитатель-мать создает постепенное доверие к педагогу, возводит его в ранг доверенного лица». Т.о., расширение специальных контактов, правильная организация педагогического воздействия облегчают течение адаптационного периода. Вопросы для обсуждения: 1. Особенности периода раннего детства и его значение 2. Принципы организации жизни детей в яслях-саду 3. Адаптация к условиям жизни и воспитания в дошкольном учреждении
Задание для самостоятельной работы: Разработать проект предметно-развивающей среды в группе детей первого года жизни. При разработке проекта развивающей среды познакомиться со следующими рекомендациями Лидии Свирской:
Литература: 1. Дошкольная педагогика под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, М. 2002. 2. Дошкольная педагогика под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой – М., 1988. – С. 144-150. 3. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М., 1987. 4. Воспитание и обучение детей раннего возраста /под ред. Л.Н. Павловой. М., 1986. 5. Корепанова М.В.Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника. – Монография. - Волгоград, 2001. 6. Свирская Л. Как уйти от линейности //Детский сад со всех сторон, 2005, № 33. 7.Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста. М., 2002.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |