КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Построение предметной развивающей образовательной среды в ДОУ
Тема 6.
Предметная среда – это система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей (С. Л. Новоселова). Развивающая предметная среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития (С. Л. Новоселова). Смысл развивающей среды заключен в ее стимулирующем косвенном воздействии на личность ребенка предметов, игрушек, обстановки и т.д. Обогащенная среда – это предметная среда, предполагающая единство социокультурных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка (С. Л. Новоселова). Цель: развивать ребенка как субъекта присущих ему видов деятельности, взаимодействующего с окружающими людьми и миром вещей для самопознания и познания окружающего. Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка, его полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие. Компоненты развивающей предметной среды: o природная среда; o культурные ландшафты (парк, сад); o физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения; o предметно-игровая среда; o детская библиотека; o игротека и видеотека; o дизайн-студия; o музыкально-театральная среда; o предметно-развивающая среда занятий; o компьютерно-игровой комплекс; o центры – новый элемент развивающей предметной среды (центр краеведения, игры и игрушек и др.); o этнографические и природные музеи; o столовые (кафе); o экологическая тропинка на территории ДОУ и др.
Базовые компоненты составляют основу создания вариативных проектов развивающей среды. В каждый проект могут быть включены все компоненты или выделена часть из них. Составляющие развивающего пространства ДОУ (Ю. М. Горовиц): 1. Пространство интеллектуального развития и творчества: - игровая комната (имеет стабильное оборудование, ориентированное на определенный возраст); - универсальная игровая зона – центральная зона ДОУ с высокой степенью трансформируемости пространства и оборудования, с тематическими подзонами: спортивными, игровыми; - дизайн-студия для занятий художественно-творческой деятельностью. 2. Пространство физического развития: - зоны моторных и спортивных игр (спортивные площадки с соответствующим оборудованием); - водная зона (бассейн, души-аттракционы, сауна). 3. Пространство экологического развития: - ландшафтные зоны (естественный и искусственный рельеф, искусственные водопады, живописные холмики и пр.); - природная среда (озеленение); - зоны для сельскохозяйственных работ (огород, теплица); - зеленые уголки в интерьере групповой комнаты; - ТАВСО для реализации «экологических программ» (пейзажи в разных климатических зонах, животный мир). 4. Компьютерное пространство: компьютерный зал;игровой зал;спорткомплекс;комната психологической разгрузки. Основные характеристики развивающей среды (М.Н. Полякова): 1. Комфортность и безопасность обстановки. 2. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. 3. Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности дошкольников. 4. Обеспечение возможностей для исследования, научения. 5. Возможность включения в познавательную деятельность всех детей группы. Ориентиром в проектировании развивающей среды дошкольных учреждений выступают принципы ее построения, отраженные в концепциях. Принципы создания предметной среды отражены в документе «Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования», разработанном авт. коллективом под руководством В. А. Петровского (1993 г.).
В концепции С. Л. Новоселовой (1995 г.) раскрыты основные характеристики развивающей предметной среды: o единство стилевого решения; o сомасштабность предметного пространства действиям руки ребенка, его росту и предметному миру взрослых; o соответствие эргономическим требованиям. Алгоритм создания предметно-развивающей среды в группе ДОУ (М. Н. Полякова): 1- Формулирование цели и задач. Определение приоритетных направлений развития ребенка и выделение особенностей подбора предметов для организации предметно-пространственной среды группы. 2- Определение учебно-методических пособий, необходимых для обучения и воспитания дошкольников; подбор игр и игровых материалов для самостоятельной детской деятельности, оборудования для разных видов деятельности детей (игровые уголки, горка, ширма для театра и т.д.). 3- Составление перечня дополнительного оборудования, предназначенного для размещения игрового материала и учебно-методических пособий, обеспечения режимных моментов (столы, стеллажи, полки, контейнеры для игрушек, стулья и т.д.). 4- Оценка имеющегося ресурса оборудования и материалов в группе, отбор необходимых материалов, пособий, оборудования. Лишнее оборудование (не требующееся в ближайшем будущем) необходимо оставить на хранение в подсобном помещении или предложить для работы коллегам из других групп. 5- Определение пространственного размещения оборудования в группе и дополнительных помещениях (спальне, раздевалке, умывальной и других комнатах) на основе принципа зонирования. 6- Размещение мебели и крупного оборудования согласно плану-схеме. Наполнение пространства игровыми материалами, необходимыми в первые 2-3 месяца работы. 7- Изучение интересов, предпочтений, особенностей детей данной группы и внесение коррективов в предметно-развивающую среду с учетом полученной информации и имеющихся возможностей детского сада. 8- Продумывание последовательности внесения изменений в предметно-пространственную среду в течение года с учетом содержания образовательной программы, предположительной динамики развития детей, приобретения новых материалов и оборудования.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 8706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |