Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень практических умений по изучаемой теме. Самоконтроль по ситуационным задачам




Самоконтроль по ситуационным задачам.

Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы

Рекомендации по выполнению НИРС.

1. Виды эмпатий и их значение в практической деятельности врача.

2. Ошибки первого впечатления в зависимости от возраста.

3. Значение глазодвигательных паттернов в процессе общения.

 

1. Тема: «Психология малых групп. Лидерство, руководство, власть в группе»

2. Формы работы:

- Подготовка к семинарскому занятию.

Подготовка с использованием лекции и основной литературы. Решение тестовых заданий

- Подготовка материалов по НИРС.

Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.

 

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме семинарского занятия.

1. Понятие малой группы, ее основные характеристики.

2. Виды малых групп.

3. Виды межличностных отношений в группе.

4. Факторы эффективности групповой деятельности.

5. Характер взаимоотношений в группе в зависимости от уровня ее развития как коллектива.

6. Динамика развития взаимоотношений в группе-диаде.

7. Виды и характер типичных взаимоотношений в группе-триаде.

8. Каналы коммуникации. Основные виды структур каналов внутригрупповых коммуникаций.

9. Социометрическая методика и статическая картина взаимоотношений в группе.

 

1. КАКОЙ ВАРИАНТ ЦЕНТРАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ТЕМ, ЧТО ЕЕ УЧАСТНИКИ НАХОДЯТСЯ РЯДОМ И, НЕ ВСТУПАЯ В ПРЯМЫЕ КОНТАКТЫ, МОГУТ ВИДЕТЬ ДРУГ ДРУГА:

1) рациональный

2) фронтальный

3) иерархический

4) цепной

Правильный ответ: 2

2. КАКОЙ ВАРИАНТ ЦЕНТРАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ТЕМ, ЧТО ЗДЕСЬ ИМЕЕТСЯ НЕ МЕНЕЕ ДВУХ УРОВНЕЙ СОПОДЧИНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ, ПРИЧЕМ ЧАСТЬ ИЗ НИХ МОЖЕТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ВИДЕТЬ ДРУГ ДРУГА В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А ЧАСТЬ НЕТ:

1) рациональный

2) фронтальный

3) иерархический

4) цепной

Правильный ответ: 3

3. КАКИЕ ГРУППЫ ОБЪЕДИНЯЮТ ЛЮДЕЙ, НЕ ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ НИ ОДНОЙ МАЛОЙ ГРУППЫ:

1) лабораторные

2) условные

3) реальные

4) естественные

Правильный ответ: 2

4.ГРУППЫ, КОТОРЫЕ ВОЗНИКАЮТ И ДЕЙСТВУЮТ ВНЕ РАМОК ОФИЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, НАЗЫВАЮТ:

1) референтные

2) неформальные

3) официальные

4) неофициальные

Правильный ответ: 2

5.ОТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ НА ДОЛЖНОСТНОЙ ОСНОВЕ, РЕГУЛИРУЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯМИ, СООТВЕТСТВУЮЩИМИПРАВИЛАМИ И НОРМАМИ НАЗЫВАЮТ:

1) неофициальными

2) официальными

3) деловыми

4) рациональными

Правильный ответ: 3

6.ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕСЯ ТЕМ, ЧТО МЕЖДУ ТРЕМЯ РАЗЛИЧНЫМИ ПАРАМИ, НА КОТОРЫЕ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗДЕЛЕНА ГРУППА – ТРИАДА, СКЛАДЫВАЮТСЯ ИЛИ ТОЛЬКО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ, ИЛИ ТОЛЬКО ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАЗЫВАЮТСЯ:

1) гармоничными

2) конфликтными

3) противоречивыми

4) несовместимыми

Правильный ответ: 1

7.ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ОТНОШЕНИЯ БЫВАЮТ:

1) идеальные и согласованные

2) полно – конфликтные

3) часто конфликтными

4) совместимые и несовместимые

Правильный ответ: 4

8.ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ИНТИМНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА ВЗАИМНОЙ ОТКРЫТОСТИ, ПОЛНОМ ДОВЕРИИ, ОБЩНОСТИ ИНТЕРЕСОВ, ПРЕДАННОСТИ ЛЮДЕЙ ДРУГ ДРУГУ, ИХ ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ ПРИЙТИ ДРУГ ДРУГУ НА ПОМОЩЬ – ЭТО:

1) любовь

2) дружба

3) вражда

4) партнерство

Правильный ответ: 2

9.ОТНОШЕНИЯ, В КОТОРЫХ НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫСТАПАЮТ ЗНАНИЯ ДРУГ О ДРУГЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ОЦЕНКИ, КОТОРЫЕ ИМ ДАЮТ ОКРУЖАЮЩИЕ НАЗЫВАЮТ:

1) рациональными

2) эмоциональными

3) деловыми

4) неофициальными

Правильный ответ: 1

10.НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ГРУППОВОГО РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЯ БЫВАЮТ:

1) конфликтными

2) коллективистскими

3) безразличными

4) корпоративными

Правильный ответ: 4

1. Преподаватель, ведущий занятия в группе, отмечает, что группа единая, сплоченная, часто говорит о себе «мы», «наша группа». При этом иногда могут быть грубыми по отношению друг к другу. Со студентам других групп контактируют очень неохотно, даже вынужденно.

Охарактеризуйте уровень развития группы.

Ответ: Корпоративная группа. Если групповая мораль вынуждает личность с целью самозащиты и отстаивания своих личностных интересов проявлять себя с худшей стороны, то такая группа находиться в корпоративном состоянии.

2. Студенческая группа активна, сплоченная, ориентирована на учебный процесс. Если у кого-то что-то не получается, то остальные пытаются помочь ему. Группа всегда участвует в общеинститутских мероприятиях.

Охарактеризуйте уровень развития группы.

Ответ: Психологическая теория коллектива, разработанная А. В. Петровским, представляет группу, как бы состоящую из трех слоев (страт), каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы. В первом слое реализуются, прежде всего, непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.

3. Преподаватель ведет занятие. Группа инертная, малоактивная, студенты не проявляют особого интереса ни к занятиям, ни друг к другу.

Охарактеризуйте уровень развития группы.

Ответ: Степень развития группы устанавливается при помощи трех критериев: 1) оценка выполнения группой основной общественной функции; 2) оценка соответствия группы социальным нормам; 3) оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного развития личности. В данном случае это диффузная группа. Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциям и переживаниями

4. В компании был создан новый отдел, куда пригласили новых сотрудников со стороны. Однако, несмотря на огромный опыт работы и высокую квалификацию этих сотрудников полгода отдел не показывает больших результатов.

Чем это может быть обусловлено?

Ответ: Это может быть обусловлено закономерностями этапа развития новой группы. Существует представление о многоуровневой структуре групповых отношений, которое позволяет рассмотреть путь, проходимый каждой группой, как последовательное увеличение роли совместной деятельности в опосредовании многообразных контактов между членами группы. При этом на каждом этапе развития группы более низкие слои отношений не исчезают, а лишь преобразуются, и объяснение групповых процессов возможно только с учетом изменений, происходящих и в низшем слое.

5. Придя на работу в организацию, где была слабая дисциплина, а стиль руководства – либеральный, молодой специалист предпринял попытку наладить дисциплину. Остальные сотрудники ополчились против него, перестали с ним разговаривать.

Какой феномен проявился в данном случае?

Ответ: В ходе развития в малой группе естественно и закономерно формируются и закрепляются нормы, которые представляют собой общие для всех требования, разработанные ее членами и принятые ими в интересах регулирования взаимоотношений. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые требования могут приниматься лишь на основе каких-либо социальных предпочтений, складывающихся на базе выработки определенного отношения к социальной действительности. Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. И если этого не происходит, на тех, кто им не подчиняется или кто их игнорирует, оказывается психологическое или иное воздействие, которое проявляется как групповое давление.

 

Уметь анализировать особенности взаимодействия между людьми в группах и коллективе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.