КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственный образовательный стандарт
Основные теории формирования содержания образования И его исторический характер Сущность содержания образования В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, под содержанием образования понимается педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся. Это так называемый знаниево-ориентированный подход в определении сущности содержания образования. В свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно ориентированный подход к определению сущности содержания образования, получивший научное обоснование в трудах И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.С. Леднева, Б.М. Бим-Бада, В.В. Краевского и др. Содержание образования представляется этими учеными как педагогически адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте, состоящей из четырех элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний (о природе, обществе, технике, способах деятельности); опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу (интеллектуальные и практические умения и навыки); опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций (отношения к миру, людям, самому себе и т. д.). Все перечисленные структурные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их усвоение позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, но и действовать самостоятельно, влияя на ход событий.
Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Как социальное явление образование возникло из прагматической потребности людей в знаниях. Появление культурологической функции знания, в свою очередь, определило необходимость отбора содержания образования. Прогрессивные идеи гуманизма привели к появлению концепций целостного развития личности и определило содержание современного образования. Основные теории формирования содержания образования сложились еще в конце XVIII – начале XIX вв. Они получили название теорий материального и формального содержания образования. Сторонники теории материального содержания образования (теории дидактического материализма или энциклопедизма) считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки (Я.А. Коменский, Н.Б. Беседов, Г. Спенсер и др.). Сторонники теории формального содержания образования (теории дидактического формализма) рассматривали обучение как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся, поэтому в содержание образования должны включаться учебные предметы, обладающие развивающей ценностью для ума (языки, математика). Такие взгляды разделяли Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт и др. Обе эти теории в чистом виде критиковал К.Д. Ушинский. Он заложил идею единства дидактического материализма и дидактического формализма. Школа, по его мнению, должна развивать человека, обогащать его знаниями и приучать пользоваться ими. На рубеже XIX – XX вв. появляется теория дидактического прагматизма формирования содержания образования (теория дидактического утилитаризма). Ее основоположниками являются Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер. Сторонники этой теории считали, что содержание образования должно быть представлено в виде междисциплинарных систем знаний и практических действий по решению поставленных задач.
Теория функционального материализма, разработанная В. Оконь, отражала интегральную связь между познанием и деятельностью учащихся. Эта теория объединяет в себе требования, предъявляемые обществом к образованию, и индивидуальные запросы учеников. В 1950-е гг. была разработана теория операциональной структуризации содержания образования. Ее появление связано с внедрением в учебный процесс программированного обучения. В современной России содержание образования определяется целевой установкой, заложенной в Законе РФ «Об образовании» (ст. 14). Согласно этому закону, содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства. Различают содержание общего и профессионального образования. Содержание общего образования способствует формированию общей культуры личности, ее мировоззрения, гражданской позиции, отношения к миру, труду, общественной жизни. Содержание профессионального образования дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности. В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В.В. Краевским: принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества; принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения; принцип структурного единства содержания образования; принцип гуманитаризации; принцип фундаментализации содержания образования. Понятие «стандарт» происходит от латинского слова standart, означающего «образец», «норма». Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Основными объектами стандартизации в образовании являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества образования. Проведение стандартизации образования вызвано коренными переменами в сфере образования, переосмыслением политики в области образования, потребностью сохранения базового единства образовательного пространства в нашей стране, стремлением России войти в систему мировой культуры. Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе; уточняются не реже одного раза в десять лет; устанавливаются федеральным законом; являются обязательными для исполнения всеми учебными заведениями страны. В образовательном стандарте образовательных учреждений выделяют три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный. Федеральный компонент стандарта – неизменная его часть, которая пересматривается крайне редко; национально-региональный и школьный компоненты – вариативные составляющие, которые систематически обновляются. В Законе РФ «Об образовании» предусмотрено, что государственными органами власти нормируются обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. Определение содержания образования сверх обязательного минимума в пределах установленной учебной нагрузки находится в компетенции учебных заведений. В состав стандарта входят: типовой (базисный) учебный план общеобразовательных учебных заведений, общая характеристика инвариантной и вариативных составляющих содержания, государственные требования к уровню общей подготовки учащихся. Задания и вопросы для самостоятельной работы 1. Знать точное определение понятий: образование, содержание образования, теории формирования содержания образования, Государственный образовательный стандарт.
2. Ознакомиться со следующими текстами: 1. Государственные стандарты образования / под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. – Кн. 1, 2. – М., 1998. 2. Национальная доктрина образования в РФ // Народное образование. – 2000. № 2. 3. Ответить на следующие вопросы: 1. Что понимают под содержанием образования? 2. Назовите подходы к определению сущности содержания образования. 3. Каковы критерии отбора содержания образования? 4. Каково назначение Государственного образовательного стандарта? 5. В чем сущность гуманистической философии образования? 6. Назовите педагогические ценности современного образования. Классифицируйте эти ценности. 7. Какие парадигмы образования сложились в мировой практике? Дайте краткую характеристику подходам. 4. Практическое задание: Выпишите из текста лекции основные понятия, принципы и факторы отбора содержания образования. Литература: 1; 2; 5; 9; 13; 21; 24; 37; 52.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |