КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Урок. Структура, типы, требования к уроку
Работы познавательно-практического типа Работы творческого типа а) художественно-образные самостоятельные работы. Под творческими работами, понимаются самостоятельные работы, в результате которых ученики создают нечто новое, оригинальное. Художественно-образные работы основаны на образном отражении действительности. В этом случае возникает эмоциональное отношение к изучаемому материалу, а оно всегда являлось верным помощником учителя. б) Научно-творческие работы. К самостоятельным работам данного вида относятся учебная деятельность школьников, выходящая не только за рамки школьных программ, но и связанная с решением познавательных задач повышенной трудности – проявление собственной инициативы, поиска оригинального решения и т.д. в) Конструктивно-технические работы. К этому виду работ относятся творческое проектирование, конструирование а) Учебно-практические работы. К ним относятся изготовление наглядных пособий (графиков, диаграмм, схем, макетов приборов, подготовка статей для школьных газет, журналов и т.п.). В процессе такой работы знания, умения и навыки формируются в органическом единстве с жизненной практикой и индивидуальным опытом школьника. б) Общественно-практические самостоятельные работы. Имеется в виду учебная деятельность школьников, выходящая за рамки школьной жизни. Выполнение учебных заданий подобного рода – незаменимый путь связи обучения с жизнью.
классно-урочная система обучения основана Я. А. Коменским. При классно-урочной системе обучения учебная работа проводится со всеми учащимися одновременно. Она может носить общеклассный, групповой или индивидуальный характер.
Структура урока зависит от того, какое место он занимает в общей системе уроков по теме курса. Каждый урок представляет собой организационно, логически и психологически законченное целое. Организационная целостность и законченность урока состоит в том, что урок начинается и заканчивается в строго определенное время, ученики и учитель готовы к уроку, на всем его протяжении учеников умело, организуют на работу, время распределено четко и рационально. Логическая целостность находит свое выражение в определенном содержании урока, расчлененном на отдельные вопросы, раскрывающие план темы, ее логическую структуру. Психологическая целостность характеризуется потребностью достижения цели, чувством удовлетворения от успешных результатов, желанием и стремлением дальнейшего продвижения. Определить основную дидактическую цель урока — значит установить, чему в основном он будет посвящен — изучению ли нового материала, закреплению, повторению, систематизации учебного материала, или проверке и учету усвоения учебного материала. Урок может иметь и несколько дидактических целей. В зависимости от того, какая основная дидактическая цель решается на том или ином уроке, структура уроков, а следовательно, и типы уроков будут различны. классифицировать типы уроков нужно по признаку основной дидактической цели урока. Исходя из основной дидактической цели урока, можно указать такие типы уроков: объединенный, или комбинированный, урок; урок изучения нового; урок закрепления; урок повторения, или повторительно-обобщающий урок; урок проверки знаний, умений, навыков—контрольный, или учетный, урок. Тип- по цели и ведущему методу обучения: трад и нетрад. Вид – по виду деятельности т источнику знаний. Форма – ф.организации учебной деятельности (коллект(фронтальн), группов., индив.) Стуктура нетрад урока: 1 актуализация старых ЗУН, 2 форм-е новых ЗУН, 3 применение их в новой ситуации, 4 д.з.
Типы трад урока: комбинир. Урок, объяснение нов материала, повторительно-обощающий, у. контроля знаний. Структура: организация учащихся к занятиям; повторительно-обучающая работа по пройденному материалу; работа по осмыслению и усвоению нового материала; работа по закреплению изложенного материала; работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков; задавание домашнего задания. Дидактические требования к современному уроку: · формулирование образовательных задач; · определение оптимального содержания урока; · прогнозирование уровня усвоения учащимися ЗУН; · выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля; · реализация на уроке всех дидактических принципов; · создание условий успешного учения учащихся. Психологические требования к уроку: 1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения: · соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление; · определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся; · планирование усвоения знаний в готовом виде; · учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников; · соотношение побуждения учащихся к деятельности и принуждения. 2. Особенности самоорганизации учителя: · подготовленность к уроку; · рабочее самочувствие; · педагогический такт; · психологический климат на уроке. Учет возрастных особенностей учащихся: 1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся; 2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников; 3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам. Гигиенические требования к уроку: 1. температурный режим; 2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); 3. освещение; 4. предупреждение утомления и переутомления; 5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ); 6. своевременное и качественное проведение физкультминуток; 7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося; 8. соответствие классной мебели росту школьника.
Требования к технике проведения урока: 1. урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; 2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными; 3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм; 4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; 5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения; 6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
22. Основные типы уроков, их структура. Особенности построения уроков различных типов. Основные дидактические требования к уроку. Фронтальные, групповые и индивидуальные занятия с учащимися в системе урока. Урок как форма обучения относится к классно-урочной системе обучения. Он является коллективной формой организации обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определённые временные рамки занятий (45 мин.), твёрдо установленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом. Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе изучения той или иной темы. Всё это позволяет говорить о методологическом разнообразии уроков и выделять те из них, которые характеризуются рядом общих особенностей. Так в педагогике появилась необходимость в классификации различных типов уроков. Наиболее стройную классификацию уроков дал К. Д. Ушинский. Он выделил следующие типы уроков: · Уроки смешанные, имеющие целью повторение пройденного, объяснение и закрепление нового материала; · Уроки устных и практических упражнений, на которых осуществляется повторение и закрепление знаний, умений и навыков; · Уроки письменных упражнений; · Уроки оценки знаний, которые проводятся после определённого периода обучения и в конце учебного года.
По более уточнённой классификации выделяют следующие типы уроков: 1. Уроки смешанные, или комбинированные; 2. Уроки сообщения новых знаний; 3. Уроки закрепления изученного материала; 4. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала; 5. Уроки проверки и оценки знаний. Вопрос о том, к какому типу относится тот или иной урок, имеет большое практической значение. Подготовка учителя к занятию начинается с продумывания вопроса: какие дидактические цели предстоит осуществлять учителю на предстоящем уроке и, следовательно, каким он должен быть по своей структуре и методике? В зависимости от этого подбираются необходимый дидактический материал, и определяется методика занятий. Дидактические основы урочных занятий присуще те структурные компоненты, которые характеризуют процесс обучения в целом, а именно: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировачный и оценочно-результативный. Особенности дидактических основ уроков различных типов. 1. Смешанные или комбинированные уроки. При их проведении сочетаются различные цели и виды учебной работы, включая сюда работу над пройденным материалом, осмысление и усвоение новой темы, выработку практических умений и навыков. В смешанном уроке выделяют следующие этапы: a. Организация учащихся к занятиям; b. Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу; c. Работа по осмыслению и усвоению нового материала; d. Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике; e. Домашнее задание. Важное значение имеет четкое определение обучающих, развивающих и воспитательных целей урока и каждого этапа. Организация учащихся к занятиям. Каждый урок начинается, как правило, с организации учащихся к предстоящим занятиям. Суть этой организации состоит в том, чтобы психологически настроить учащихся к работе, возбудить у них внимание и активное отношение к занятиям. Для этого обычно используются следующие приёмы: · Войдя в класс, учитель может сделать небольшую паузу, означающую, что учащимся нужно успокоиться, и затем поздороваться; · Можно сделать тактичное замечание отдельным ученикам и предложить им прекратить нарушение порядка; · Иногда можно напомнить учащимся о каком-либо примечательном событии или факте, имевшем место в классе, с тем, чтобы отвлечь их от только что полученных впечатлений и настроить на работу и т. п. Организация учащихся к занятиям не должна занимать слишком много времени. Начало урока должно характеризоваться определённым динамизмом, давать учащимся заряд психологической энергии и работоспособности. После организации учащихся к занятиям начинается содержательная часть урока, в частности работа над пройденным материалом. Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу. Обучающее значение данного этапа включает: а) когда ученик предполагает, что он может подвергнуться проверке знаний по пройденному материалу, это побуждает его лучше подготовиться к уроку; б) повторение и проверка знаний по пройденному материалу обычно связаны с его воспроизведением, а это является лучшим средством усвоения изученного материала; в) повторение и проверка знаний учащихся связаны с речевым воспроизведением пройденного материала, что способствует развитию их речи, развитию мыслительных способностей. Но все эти положения относятся только к тем учащимся, которые подвергаются проверке знаний и воспроизводят изученный материал. Поэтому используются и другие формы опроса: фронтальный, уплотненный. Стремление к обстоятельной проверке знаний всех учащихся послужило основой для проведения зачётов, которые проводятся после изучения отдельных разделов учебной программы непосредственно на уроке или во внеурочное время. Осмысление и усвоение (запоминание) нового материала. Этот этап урока начинается с установления связи нового материала с ранее изученным. Установление связи нового материала с ранее пройденным осуществляется разнообразными путями. Во-первых, учитель может подвести учащихся к осмыслению логической связи между ранее изученным материалом и новой темой. Во-вторых, связь нового материала с пройденным может быть установлена на основе противопоставления. В-третьих, новый материал может быть связан с ранее изученным путём указания на последовательность в расположении программного материала. Связав новую тему с ранее изученным материалом, важно чётко её сформулировать, определить цель урока и основные вопросы, которые должны быть усвоены учащимися. Далее следует непосредственная работа по усвоению нового материала, его теоретической стороны. Эта работа должна включать в себя: первичное восприятие и осмысление нового материала, его последующее, более глубокое осмысление и запоминание. Иначе говоря, овладение новым материалом должно предусматривать двукратную работу по его восприятию, осмыслению и запоминанию. Во многих случаях, когда позволяет содержание новой темы, учителя, применяют проблемный способ изложения материала, побуждая учащихся к самостоятельности нахождения в нём причинно-следственных связей. Умелая организация первичного и последующего осмысления материала учащимися и его усвоения создают предпосылки для овладения знаниями непосредственно на уроке. Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике. Это весьма важный этап урока. Он связан с использованием метода устных, письменных и практических упражнений. К данному этапу нельзя приступать. Если учащиеся не освоили теоретический материал. Очень важно, чтобы тренировочные упражнения носили творческий характер, а даваемые учителем задания побуждали учащихся к размышлениям, к применению знаний в видоизменённых условиях. Этот этап урока может завершаться небольшой проверочной работой, показывающей, как учащиеся усвоили новый материал. Домашнее задание. Для прочего и глубокого овладения изучаемым материалом учитель даёт домашнее задание. Обычно эти задания включают в себя: изучение текста учебника, в котором излагается новый материал, а также различного рода письменные и практические упражнения. Одно их требований состоит в том, чтобы учитель в процессе работы по изучению нового материала обращал внимание на подготовку учащихся к выполнению домашнего задания. Второе требование заключается в том, чтобы домашнее задание не сводилось лишь к репродуктивной (воспроизводящей) учащихся, а включало в себя элементы творческой работы. 2. Уроки сообщения новых знаний. Уроки-лекции. Они посвящаются главным образом работе над новым материалом. Такие уроки проводятся преимущественно в старших и средних классах, когда изучается довольно объёмистый материал. В средних классах они обычно проводятся методом рассказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий. В старших классах по такому материалу проводятся уроки-лекции, включающие в себя элементы беседы. Для этих уроков характерны следующие этапы: а) организация учащихся к занятиям, б) краткий опрос учащихся (фронтальная беседа), в) постановка темы и определение основных целей занятий, а также сообщение плана нового материала, г) изложение новой темы; д) краткий опрос учащихся по новому материалу с целью более глубокого уяснения узловых вопросов; е) домашнее задание. Главным при проведении этих уроков является содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и его умение поддерживать внимание и мыслительную активность школьников. 3. Уроки закрепления изучаемого материала. Проводятся они во всех классах после изучения отдельных тем или разделов учебной программы. Они направлены на организацию рассредоточенного повторения пройденного материала учащимися с целью его более глубокого осмысления и усвоения. Чтобы эти занятия давали необходимый эффект, их нужно хорошо готовить. Надо, чтобы учащиеся заранее знали время их проведения и их основных задачах. Учитель должен также выделить основные вопросы, по которым должны готовиться учащиеся. Главное состоит в том, чтобы в ней правильно сочетались фронтальный и индивидуальный опрос учащихся с письменным, устными и практическими упражнениями, а также с организацией самостоятельной учебной работы. Как правило, начинаются они с индивидуального опроса и фронтальной беседы по пройденному материалу, затем опрос сочетается с проведением тренировочных упражнений с акцентом на закрепление более сложных вопросов темы. В конце работы проводится небольшая самостоятельная работа. 4. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала. Проводятся они в конце учебного года, когда пройден весь программный материал. Учитель выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых имеет решающее значение для овладения предметом. В качестве методов на этих уроках могут использоваться обзорные лекции, беседы, устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков. 5. Уроки-семинары. Уроки-конференции. Их цель – активизировать самостоятельную учебную работу учащихся, стимулировать к более глубокому усвоению изучаемого материала. Уроки-конференции проводятся после изучения того или иного раздела учебной программы, для углубления знаний по которому необходимо обсудить его ключевые вопросы. Готовясь к конференции, учащиеся изучают рекомендованную учителем литературу, ища ответы на поставленные вопросы и вырабатывая по ним собственную точку зрения. Различие суждений по изучаемой теме служит основой дискуссии и побуждает их к активному участию в конференции. 7. Уроки проверки и оценки знаний. Они проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной программы. По многим предметам эти уроки проводятся с помощью таких методов, как различные виды устного опроса, а также проведения небольших проверочных работ. После проверки контрольных работ обычно проводятся специальные уроки по их анализу и выявлению типичных недостатков в знаниях учащихся, которые необходимо преодолеть в процессе последующих учебных занятий. Важной воспитательной задачей урочных занятий является формирование интереса к учению, усидчивости и настойчивости в овладении знаниями. Коллективный характер урочных занятий, порождает состязательность учащихся, стимулирует их познавательную активность, содействует развитию их творческих способностей, формированию дисциплинированности и других нравственных качеств. Однако, хотя урочные занятия проводятся коллективно, учебно-познавательная деятельность и усвоение знаний учащимися несут на себе отпечаток индивидуальных особенностей их мышления, памяти, сообразительности, способностей, а также мотивов и установок учащихся. Встаёт вопрос об учёте этих особенностей и организации индивидуальной работы с учащимися в процессе урочных занятий. Задача индивидуального подхода к учащимся решается более успешно, если на уроках широко практикуется самостоятельная учебная работа. Это позволяет видеть учителю те трудности, с которыми сталкиваются отдельные учащиеся, и сразу же, оказывать им необходимую помощь в учебной работе. Более сильным школьникам даются несколько усложнённых или дополнительных заданий, отвечающие более высокому уровню их подготовки и стимулирующие развитие их способностей. Индивидуальная работа с учащимися осуществляется в процессе проверки и оценки знаний. Она выражается в том, что слабоуспевающие школьники подвергаются более частой проверке усвоения изучаемого материала. Это делается с целью побуждения их к регулярным занятиям и повышения упорства в учебной работе. Более сильным ученикам ставятся более сложные вопросы, проверка их знаний чаще всего проводится по более трудному материалу. Наиболее эффективной является сочетание групповой, фронтальной и индивидуальной работы с учащимися.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |