Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактический материал. Методические рекомендации для изучения материала




Методические рекомендации для изучения материала

1. С использованием рекомендуемой литературы требуется подготовить и письменно оформить в виде тезисов (структура тезисов дана в приложении 1) сообщение по одной из тем:

a) Фундаментализация высшего образования

b) Гуманизация и гуманитаризация высшего технического образования

c) Экономика, менеджмент и маркетинг в области высшего образования

d) Платное образование и его перспективы развития.

e) Опыт реализации многоуровневой модели высшего образования в России

f) Интеграция средней общеобразовательной, средней специальной и высшей школы.

g) Национальный исследовательский университет: сущность и перспективы развития.

2. На занятии, рассмотрев вопросы дидактического материала, необходимо принять участие в дискуссии и высказать собственную обоснованную точку зрения.

3. В качестве дополнительного задания предлагается представить, каким будет вуз в середине XXI века. Что в нем останется от современной организации обучения и воспитания, взаимодействия студентов, преподавателей, администрации, общества. Какие появятся новые тенденции? Обобщите своё мнение в проекте «Вуз будущего», который можно проиллюстрировать рисунками, схемами, таблицами и т.п.

 

1. Выразите свое отношение к перечисленным ниже проблемам российского высшего образования и предложите возможные подходы к их решению.

a) Угроза нарушения сбалансированности системы профессионального образованияза счет практически неконтролируемого роста студенческих контингентов, что обусловлено следующими основными факторами:

b) Нарушение принципа преемственности в подготовке научно-педагогических кадров,связанное со старением научно-преподавательского состава, с непрестижностью карьеры преподавателя и ученого среди молодежи. В основе этих проблем:

c) Несовершенство механизма реализации конституционного права граждан на бесплатное получение высшего образования на конкурсной основе следствием чего является:

d) Глубоко укоренившаяся в сознании педагогов и студентов российских вузов приверженность к субъект-объектной парадигме обучения, являющейся, по мнению ряда исследователей образовательных систем, культурно-социальной основой тоталитаризма, отвергнутой в течение ХХ в. в образовании большинства стран, проповедующих демократические ценности.

e) Несовершенство используемой в российском высшем образовании системы оценки знаний, контроля и стимулирования качества учебного процесса, для которой характерны:

2. Раскройте сущность, обоснуйте объективность возникновения, определите степень реализации (в частности, на примере вашего вуза) основных тенденций развития высшего профессионального образования:

a) Непрерывность образования как пожизненное образование человека.

b) Гуманизация образования как процесс и результат переориентации его на личность и как средство ее устойчивости и социальной защиты в рыночных условиях. Проблемы гуманизации образования, в свою очередь, раскрываются через следующие ее аспекты:

· гуманитаризация обучения и воспитания, которая включает эстетическую, этическую, в том числе профессионально-коммуникативную, экономическую, экологическую и правовую составляющие, создаст в учебных заведениях «гуманитарную среду» благоприятного для студентов образовательно-воспитательного пространства, здоровый морально-психологический климат;

· фундаментализация, что проявляется через усиление общеобразовательной компоненты, модульный или интегративный принцип построения содержания, переход на подготовку специалистов широкого профиля, выделение базисной подготовки, усиление научного потенциала и методологической подготовки; социально-ориентированный и личностно-деятельностный характер обучения и используемых педагогических технологий.

c) Демократизация образования предполагает необходимость и возможность, а также средства и условия реализации следующих принципов в образовании: равные возможности в получении образования; открытость и многообразие образовательных учреждений; сотрудничество обучающих и обучаемых; студенческое самоуправление; международная интеграция и сотрудничество; негосударственные формы получения образования и частные образовательные учреждения; общественно-государственное управление в системе образования; демократический механизм руководства и контроля за качеством образования с учетом расширения имеющихся на всех уровнях полномочий.

d) Интеграция науки и образования позволит развить научное обеспечение системы образования России, укрепить потенциал вузовской науки, решить задачи подготовки кадров для инновационной деятельности.

e) Стандартизация образования как необходимое условие, обеспечивающее качественные параметры образования. Государственный образовательный стандарт, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, является основной объективной оценкой уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Поэтому в непосредственной связи с указанной тенденцией находится совершенствование качества образования. Речь идет о переходе от образования для элиты к высококачественному образованию для всех. Именно качественное массовое образование может стать фундаментом нового мировоззрения, адекватного реалиям стремительно меняющегося и все более взаимозависимого мира.

f) Регионализация образования получает выражение в том, что приоритетными задачами функционирования системы образования на всех уровнях становятся задачи, напрямую связанные с удовлетворением образовательных потребностей региона. В то же время следует стремиться к оптимальному совмещению региональных и федеральных интересов в этой области, что является важнейшим условием сопряжения целостности и стабильности системы образования.

g) Опережающий характер образования как условие будущего устойчивого развития страны, ее экономики и социальной сферы предполагает пересмотр содержания образования, технологий обучения с позиций саморазвития личности (интеллектуальная, волевая, эмоциональная, сенсорно-двигательная сфера); повышения уровня образованности населения; мониторинга рынка труда; подготовки кадров по перспективным направлениям; учета географического положения и перспектив развития конкретного региона и страны в целом.

h) Широкая диверсификация образования предполагает многообразие образовательных учреждений и программ, квалификаций и документов об образовании, их нострафикацию; разнообразие уровней и подуровней образования, базы и сроков подготовки и переподготовки; многоканальное финансирование и многообразие в управлении образованием.

i) Компьютеризация образования и сопровождающая ее технологизация. Развитие современных информационных технологий и появление высокоскоростных каналов связи сделало актуальной задачу использования возможностей этих технологий в обучении и научных исследованиях.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Завада Г.В., Бушмина О.В. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие. – Казань: КГЭУ, 2008.

2. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие. - Ростов н/Д., 2002.

3. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Идательский центр «Академия», 2005.

Дополнительная:

1. Журнал «Высшее образование в России»

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы

3. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе/ Парадоксы наследия, векторы развития. – М.: Эгвес, 2000

4. Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы реформирования образовательной деятельности российских университетов: Учеб. пособие к мастер-классу. - Самара: МАОН - 2006.

5. Татур Ю. Г. Образовательная система России: высшая школа — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1999.

 

Тема № 8: Значение послевузовского профессионального образования в России

Учебные цели:

1. Сформировать общее представление о структуре послевузовского профессионального образования в России

2. Определить значение и цели института аспирантуры на современном этапе.

Отводимое время – 2 часа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.