Название
| Краткое содержание
|
Концепция авторитарного воспитания
| Возникла и доминировала в Средние века, рассматривала ребенка как объект управления. Поведение ребенка определялось, исходя из жестко заданных, преднамеренно ограничивающих его социальных норм. Основными методами воспитания были угрозы, надзор, приказания и запреты.
|
Концепция
свободного
воспитания
| В противоположность авторитарной предполагает уважение к личности ребенка, стремление не ограничивать его, а стимулировать в процессе воспитания естественный ход личностного развития.
|
Технократическая концепция
| Процесс воспитания должен быть строго направленным, управляемым и контролируемым, технологично организованным, а значит, воспроизводимым и приводящим к проектируемым результатам. Воспитание рассматривается как формирование системы поведения воспитанников с помощью подкреплений, видя возможность вырабатывать желаемое поведение в различных ситуациях – поведенческие стандарты.
|
Идеалистическая концепция
| Воспитание понимается как создание для воспитуемых такой среды, благодаря которой заложенные в душе вечные и неизменные идеи сформировали бы полноценную личность.
|
Социетарная концепция
| Ориентируется на выполнение социального заказа как высшей ценности для группы людей, который предполагает идеологически окрашенный подбор содержания и средств воспитания в малых и больших социальных группах. В данной системе воспитания все ценности, кроме принятых в этом обществе, признаются ложными (воспитание труженика и борца за свободу в коммунистическом обществе).
|
Антропоцент
ристская
концепция
| Опирается на понимание человека как открытой системы, когда процесс воспитания не может быть ограничен нормами или ориентирован на идеал, а значит, не имеет завершения. Процесс воспитания должен строиться так, чтобы воспитанник мог совершенствоваться во всем многообразии проявлений человека. В рамках данного направления возможны различные системы организации воспитания – с позиций доминирования биологии, этики, психологии, социологии, религиозной и культурной антропологии в их взаимосвязи.
|
Гуманистическая
| Развитие личности рассматривается как непрерывный процесс в гармоничной взаимосвязи «направленности на себя» и «направленности на других». Задача такого воспитания – создание условий для самореализации через построение идеального Я и движение к этому идеалу, что позволяет осмыслить человека как уникальное явление природы, признать приоритетным развитие его индивидуальности, понять соотношение между свободой выбора личности в процессе ее самореализации и целенаправленным влиянием на нее общества.
|