Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогический контроль, его функции и принципы




Тема № 8. КОНТРОЛЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

ВОПРОСЫ:

1. Педагогический контроль, его функции и принципы.

2. Средства контроля.

3. Оценка и отметка как составная часть контроля.

Литература:

1. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.

2. Подласый И.П. Педагогика. – Кн. 1. – М., 1999.

3. Филатов О.К. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. – Ростов н/Д: Мираж, 1997.

 

Педагогический контроль – это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль подразумевает выявление, измерение и оценивание знаний и умений школьников. Поэтому составными частями контроля выделяют:

1) проверку, которая направлена на выявление и измерение знаний и умений учащихся. Дидактическая функция проверки состоит в обеспечении обратной связи между учителем и учащимися. Обратная связь позволяет учителю получать информацию о степени усвоения учебного материала и на этой основе своевременно выявлять недостатки и пробелы в знаниях. Цель проверки – определение а) уровня и качества обученности учащегося и б) определение объема учебного труда ученика. В ходе проверки можно установить:

- диагноз (что может ученик)

- констатация (знания и умения, что знает и умеет ученик)

- прогноз (чего можно добиться).

2) оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. Основой оценивания успеваемости являются результаты проверки. Оценка констатирует уровень обученности, т.е. показывает, что знает и умеет ученик. Оценки фиксируются в табелях, классных журналах, дневниках учащихся в виде отметок.

Функции педагогического контроля:

1. контролирующая функция. Ее цель – установление обратной связи (внешней: ученик – учитель, и внутренней: ученик – сам же ученик), а также учет результатов контроля в организации учебного процесса;

2. обучающая функция показывает профилактико-предупредительную цель контроля, т.е. цель управления обучением (исправление недостатков и устранение пробелов), формирования умений и навыков, систематизации знаний;

3. развивающая функция связана с тем, что контроль способствует развитию памяти, внимания, логического мышления, интереса к предмету, мотивов учебно-познавательной деятельности;

4. воспитательная функция означает, что контроль организует ученика, дисциплинирует его, развивает трудолюбие, усидчивость и др. личностные качества.

Принципы контроля. Важнейшими принципами контроля являются объективность, систематичность и наглядность (гласность).

1. Объективность заключается, во-первых, в научно обоснованном содержании контроля, во-вторых, равном отношении учителя ко всем ученикам и в точном оценивании знаний и умений в соответствии установленным критериям. Практически объективность контроля означает устойчивость результатов вне зависимости от методов и средств, применяемых в ходе контроля, и от личности учителей (одного предмета), проводящих его.

2. Систематичность заключается:

1) В проведении контроля на всех этапах обучения – от начального восприятия знаний до их практического применения;

2) В регулярном контроле знаний и умений всех без исключения обучаемых. Частота (регулярность) контроля должна быть такой, чтобы надежно проверять все то, что школьникам следует знать и уметь;

3) В комплексном подходе к проведению контроля, т.е. учителю необходимо продумать всю систему контроля от начала и до конца с учетом его цели, содержания, средств и видов.

3. Принцип наглядности подразумевает:

· открытость контроля для всех обучаемых по одним тем же критериям так, чтобы оценка каждого ученика имела наглядный, сравнимый характер;

· оглашение и мотивацию оценок, т.к. оценка – это ориентир, по которому ученики судят об эталонах требований к ним и об объективности учителя.

Виды контроля. Контроль знаний и умений учащихся следует проводить в той логической последовательности, в какой происходит их изучение. Поэтому в порядке очередности можно выделить следующие виды контроля.

1. Предварительный контроль – предварительное выявление уровня знаний учащихся. Как правило, он осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знание узловых элементов курса, изученных в предшествующем году. Его используют и в тех случаях, когда приступают к изучению нового раздела (или курса), тесно связанного с ранее изученным материалом. Этот вид контроля сочетается с компенсаторным (реабилитационным) обучением, направленным на устранение пробелов и актуализацию знаний.

2. Текущий контроль – проводится из урока в урок в процессе усвоения каждой темы. Главная функция текущей проверки – обучающая. Текущий контроль помогает дифференцировать учащихся на успевающих и неуспевающих, т.е. тех, кому следует оказать дополнительную помощь.

3. Повторный контроль связан с повторением изученного ранее материала и способствует упрочению знаний. Как и текущий, повторный контроль проводится в процессе изучения каждой темы.

4. Некоторые авторы выделяют и отдельно:

- тематический контроль как оценку результатов изучения определенной темы курса или раздела учебной программы;

- рубежный контроль проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как перейти к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части. Иногда тематический и рубежный контроль называют:

- периодическим контролем – это проверка знаний и умений по целому разделу или значительной теме курса. Цель периодического контроля – проверка усвоения взаимосвязей между отдельными частями курса. Главные функции – систематизация и обобщение.

5. Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется степень ее усвоения.

Выделяют и заключительный контроль – в выпускных классах, специальным видом является комплексный контроль, с помощью которого определяют способность учащихся применять полученные при изучении разных дисциплин знания для решения практических задач. Функция комплексного контроля - проверка качества реализации межпредметных связей, преодоление разрыва между изучаемыми в школе предмета (например, расчет рентабельности птицеводства в личном фермерском хозяйстве потребует применения знаний по физике, химии, математике, биологии, географии).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 18093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.