Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили




Следует подчеркнуть, что в адаптивной школе учитель занимает новую, не привычную для него пока профессиональную позицию — одновременно и педагога и психолога, умеющего осуществлять комплексное наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального (возрастного) развития, личностного становления.

Подбирая дидактический материал, педагог обязан не только учитывать его объективную сложность, но и индивидуальные предпочтения каждого ученика. На подбор такого материала следует гибко использовать в процессе занятия, без этого он не станет личностно-ориентированным в подлинном смысле этого слова. При подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учащимися.

Проведение наблюдений за школьниками.

Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся.

Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к занятию.

Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.

Организация обмена мыслями, мнениями,оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

Продумывание педагогом возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на занятии.

Использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области приложения знаний.

В системе личностно-ориентированного обучения педагог и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разного, но необходимого опыта. Профессиональная позиция педагога состоит в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы.

Педагог должен продумать не только то, какой материал сообщать, но и предугадать, что из этого материала имеется в субъектном опыте учащихся, как результат их предшествующего обучения и собственной жизнедеятельности. При этом обсуждать детские «версии» не в жестко оценочной ситуации (правильно -неправильно), а в равноправном диалоге, обобщать эти «версии», выделять и поддерживать соответствующие теме урока, задачам и целям обучения.

В таких условиях ученики стремятся быть услышанными, активно высказываются по обсуждаемой теме, предлагают, не боясь ошибиться, свои варианты.Педагогу остается способствовать выражению учениками своих индивидуальных точек зрения. Обсуждая их на занятии, педагог формирует коллективное знание, а не просто добивается от группы воспроизведения готовых образцов, подготовленных им для усвоения.

Межличностное взаимодействие в процессе урока обеспечивается:

— использованием различных форм общения;

— учетом личностных особенностей, требований к межгрупповому взаимодействию (распределение по группам, парам и т.п.);

—предвосхищением возможных изменении в организации коллективной работы группы, коррекциях по ходу занятия.

Результативность занятия определяется обобщением полученных знаний и умений, оценкой их усвоения; анализом результатов групповой и индивидуальной работы; особым вниманием к процессу выполнения заданий, а не только к конечному результату; обсуждения в конце урока того, что «мы узнали», сколько того, что понравилось (не понравилось) и почему.

Главная цель дополнительного образования – персонифицировать стандартизированную государством и обществом образовательную деятельность, придать ей личностный смысл.

10. Педагогика сотрудничества: концептуал. основы, дидакт-й активизирующий и развивающие комплексы.

Пед-ку сотрудничества надо рассматривать как особого типа "проникающую" технологию, явл-ся воплощением нового педаг-го мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педаг-е технологии как их составная часть.

Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:

· по уровню применения - общепедагогическая технология;

· по философской основе - гуманистическая;

· по основному фактору развития - комплексная биосоцио- и психогенная;

· по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация;

· по ориентации на личностные структуры - всесто ое й гармоничная;

· по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;

· по типу управления: система малых групп;

· по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная;

· по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;

· по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;

· по категории обучаемых - массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества;

· переход от педагогики требовании к педагогике отношений;

· гуманно-личностный подход к ребенку;

· единство обучения и воспитания.

В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.

· новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

· гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

· отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

· новую трактовку индивидуального подхода;

· формирование положительной Я-концепции, т. Е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить детей; содерж. обучения рассматр. как средство развития личности; обучение ведется обобщенным ЗУН и способам мышления; интеграция, вариативность;

Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов.

· Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:

· превращение школы Знания в школу Воспитания;

· постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

· гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

· развитие творческих способностей ребенка;

· возрождение русских национальных и культурных традиций;

· сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

· постановка трудной цели.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства.

Амонашвили Шалва Александрович – академик Российской Академии Образования, учёный-практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучению языку и математике. Является автором гуманно-личностной технологии, которая по своему характеру является обучающей и воспитательной.

По своей организационной форме – это традиционная классно-урочная технология с элементами дифференциации и индивидуализации. Основные методы – объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, творчества. Концептуальными положениями гуманно-личностной технологии являются положения личностного подхода педагогики сотрудничества, которая трактуется как идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Выделим основные целевые ориентации технологии:

· Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.

· Облагораживание души и сердца ребёнка.

· Развитие и становление познавательных сил ребёнка.

· Обеспечение условий для расширенного и углублённого объёма знаний и умений.

· Идеал воспитания – самовоспитание.

Амонашвили Ш. А. категорически выступает против отметок. «Отметки – это костыли хромой педагогики или жезл, олицетворяющий императивную власть педагога». Вместо количественной оценки предлагает качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Амонашвили Ш. А. говорит о воспитании гуманных чувств у детей, которое связывает с развитием способности к сопереживанию и переживанию вообще. «Да, я хочу, чтобы мои дети время от времени оказывались под сильными впечатлениями…

Средством, которое активно воздействует на чувства и разум ребёнка, является литература. На уроках чтения ведётся непринуждённый разговор о книгах, о поступках людей, об отношениях между ними, о добре и зле. Он не навязывает детям своих оценок, просто «наравне» с ними размышляет вслух, что ему нравится, что не нравится, почему. Даёт возможность детям поспорить с ним, размышлять.

Автор подчёркивает важную мысль: «Для того чтобы ребёнок перестроил своё поведение, ему нужны не только прочные знания нравственно-этических правил, сколько потребность жить и общаться с людьми, живущими по этим правилам. Автор считает, что детей нужно приучать к спору, притом аргументированному, логичному. Чем раньше ребёнок осознает своё право не соглашаться даже с педагогом ради установления истины, утверждения своей точки зрения, чем более искусно будут созданы педагогические условия для того, чтобы ребёнок мог смело пользоваться этим правом, тем плодотворнее будут в детях развиваться творческая, критическая, самостоятельная мысль.

Для формирования самооценки, развития самокритичности, самовоспитания Амонашвили Ш. А. вводит «письменную речь» - не что иное, как сочинение. Но не просто сочинение, а «сочинения, способствующие тому, чтобы ребёнок через умение письменно передавать свои переживания, впечатления, познавал свою личность».

Гуманистическая позиция педагога заключается в том, чтобы принять ребёнка таким, какой он есть, включить в содержание своего общения и отношений с ним его жизнь во всех её проявлениях и стать её соучастником.

Таким образом, выделим основные установки в гуманно-личностной технологии Амонашвили Ш. А.:

· Отношение добра, отзывчивости, сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к личности – основа совместной работы учителя и детей.

· Вера в возможности каждого ученика, поощрение детей.

· Радоваться вместе с детьми, проявлять интерес к их жизни, учитывать их мнение.

· Учить этике общения, искусству спора, добиваться от детей обдуманных решений.

· Создавать ситуации морального выбора, использовать на практике приобретённые морально-этические знания и нравственные убеждения.

· Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.

· Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.

· Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.

· Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

· Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность

«В школе на уроке ребёнок должен находиться в гуще жизни, радоваться участию в коллективной познавательной деятельности, видеть, с каким внимание прислушиваются к его соображениям, как коллектив нуждается в нём, какое уважение проявляет к его личности. Ему должны приносить радость общения с педагогом и товарищами, их успехи, в которых он увидит результат своего участия и свои перспективы». Ребёнку, как общественному существу, присуще стремление к познанию, общению, самоутверждению, самоотдаче. Задача педагога – создавать условия, способствующие всестороннему проявлению этих стремлений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 12350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.