КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Ощущение, восприятие, воображение
При раскрытии данной темы необходимо обратить внимание на психику как системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, а также показать психику как субъективное «бытие-для-себя» живого организма. Очень важно раскрыть при этом взаимосвязь психических явлений с деятельностью головного мозга и нервной системы. Важно показать пространство психического мира личности как единство двух «плоскостей»: сознательного и бессознательного. Сознание следует представить как высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как социально-историческому существу, а также охарактеризовать его основные свойства. Особо следует сказать о бессознательном и его огромной роли в жизни человека, и здесь можно раскрыть концепции З. Фрейда. К.-Г. Юнга, Э. Берна, Р. Ассоджиоли. Тема 2. Психика человека. Сознание Методический комментарий:
Краткое содержание материала: Понятие психики. Особенности психического отражения. Развитие психики в результате онтогенеза и филогенеза. Психика и организм. Роль нервной системы в развитии психики. Объективная и субъективная (психическая) реальность. Психические образы, состояния, явления. Связь психических явлений с деятельностью головного мозга. Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные характеристики сознания (активность, интенциональность, способность к рефлексии, самонаблюдению, мотивационно-ценностный характер сознания). Структура сознания. Бессознательноеи его структура. Механизмы психологической защиты (рационализация, вытеснение, замещение, проекция, отрицание, реактивные образования, регрессия).
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях: 1. Психика человека и ее развитие. Психика и организм. Особенности психического отражения. 2. Сознание и его основные характеристики. 3. Структура сознания. 4. Бессознательное и его структура. Основные психологические защиты.
Литература: 1. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. – М., 1989. 2. Немов Р.С. Психология. – Кн.1. – М., 1998. 3. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. – М., 1998. 4. Практическая психология / Учеб. Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб., 1997. 5. Розум С.И. Психология / Учеб. пособие. – СПб., 2000.
Раздел 2. Познавательные психические процессы Методический комментарий: В данной теме дается представление о психических процессах, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, - благодаря чему человек получает знания об окружающем мире и самом себе. Представление о психических познавательных процессах начинается с простейшего процесса – ощущений. Здесь необходимо дать представление об органах чувств и обратить внимание на такие понятия, как «рецепторы», «анализаторы», «рефлекторное кольцо», раскрыть основные характеристики ощущений. Следует показать взаимосвязь ощущения и восприятия и отличие образа восприятия от свойств ощущений, на основе которых он строится. Охарактеризовав основные свойства восприятия как психического познавательного процесса, надо показать взаимосвязь восприятия и представления, а потом перейти к раскрытию понятия «воображение», свойств и функций этого психического процесса, а также связи воображения с творчеством.
Краткое содержание материала: Восприятие. Свойства восприятия (целостность, предметность, обобщенность, константность, осмысленность, избирательность). Виды восприятия (внешненаправленные, внутренненаправленные), формы восприятия (времени, движений, пространства), актуальные, неактуальные и ошибочные (иллюзорные) восприятия. Восприятие и представление. Характеристики представлений (модальность, интенсивность, фрагментарность, неустойчивость, обобщенность).
Воображение. Виды воображения (активное, пассивное, творческое активное, воссоздающее активное, преднамеренное пассивное, непреднамеренное пассивное). Формы воображения (мечты, грезы, галлюцинации, сновидения). Приемы и способы воображения (агглютинация, акцентирование, гиперболизация, схематизация, типизация). Функции воображения. Связь воображения с творчеством.
Вопросы для обсуждения: 1. Специфика протекания познавательных процессов. 2. Ощущение: классификация ощущений, их основные характеристики. 3. Восприятие: свойства, виды, формы. Восприятие и представление. Характеристики представлений. 4. Воображение: виды, формы, приемы и функции воображения. Связь воображения с творчеством.
Литература: 1. Веккер Л.М. Психические процессы: в 3 т. – Т.1. –СПб., 1997. 2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – Т.1 – М., 1982. 3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М., 1998. 4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – М., 1986. 5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для вузов. – М., 1998. 6. Психология и педагогика: Учеб. пособие. – М., 1998. 7. Розум С.И. Психология: Учеб. пособие. – СПб., 2000.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |