Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Католические, униатские, протестанские, братские школы




Белорусь в XVI—XVII веках.

Воспитание и просвещение в Беларуси в период вхождения в состав Речи Посполитой.

Беларусь находилась в XVI и первой пол. XVII века под властью РП. Польские паны угнетали белорусский народ, стремились при помощи иезуитов ополячить их и сделать католиками. Значительная часть крупных землевладельцев Беларуси поддалась процессу ассимиляции: она заимствовала польский язык и культуру, переходила в католичество, отдавала своих детей в польские учебные заведения. По-иному отнеслись к попыткам национально-культурного порабощения народные массы, ремесленники, торговцы, а также запорожское казачество, низшее духовенство, мелкопоместное дворянство. Они вели борьбу против польско-католического гнета, создавали особые религиозно-национальные организации — братства, в которых дела решались по демократическому принципу (общим собранием, большинством голосов и т. п.), создавали братские школы, противостоявшие польским католическим школам и явившиеся одним из средств борьбы с национальным и религиозным угнетением.
на территории Беларуси в конце 16-17вв стали образовываться школы иезуитов, которые готовили кадры для ордена. Первой такой коллегией стала Виленская иезуитская школа(1570). Обучение проходило на лат языке, но так же использовали и бел. Для воспитания покорности в школах подавлялась детская самодеятельность., применялась бальная система отметок.

Кроме иезуитского католич. ордена на территории Беларуси находился базильянский орден, проповедовавший унияцкую идеологию. Для его пропаганды открывались школы-навициаты. Они были двух типов-подготовительная и повышенная. По сроку обучения базилианские школы были 5-6классов. Так же существовали пиарские школы(нач 13в.). в школах изучались иностранные языки, история, природоведение, логика, метафизика, польс язык и поэзия. Школы давали не только религиозные знания, но и светское представление о природе человека.

Для Беларуси этого периода было характерно явное преобладание католических школ, монашеских орденов, католическое религиозно-нравственное направление обучения в школах.

Философская, общественная педагогическая мысль Беларуси в к.17-18вв развивалась на фоне проникновения славянских культур: русской и польской.

Представители: Лышинский, Капиевич, Нарбут.

Католические школы. Католицизм в к 14 в был принят руководящими кругами ВКЛ как наиболее подходящая христианская религия. В Восточной Беларуси вплоть до 16 в костелы практически отсутствовали. Католические школы на территории Беларуси открываются с 14 в. При костелах создавались соборные или кафедральные школы, также фундушевые школы, имевшие тот же статус что и соборные. Первой кафедральной католической школой была Виленская, открылась в 1387-1388гг. Она являлась ведущей по отношению к другим кафедральным школам. Также такие школы были созданы в Полоцке, Витебске, Бресте, Минске. Эти школы состояли из 3 классов и находились в подчинении капитула и схоластика. Так изучались латинский, грамматика, греческий, польский, музыка, арифметика, сентенции древних философов, а в некоторых школах, которые являлись средними, предметы охватывали «7 свободных наук»: грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию, астрономию. Основная цель католических кафедральных школ заключалась в подготовке церковных служащих, но они не являлись професианально- духовными школами. Они были общеобразовательными, готовили учителей для школ, грамотных людей для государственных органов и общественных организаций.

Протестантские школы. Первые известия о протестантских общинах в Беларуси относятся к началу 16в. В 50е гг 16 в они возникли в Несвиже, Бресте, позднее в Витебске, Минске, Полоцке, Глубоком. При каждой общине имелась школа, церковь, госпиталь, а при некоторых и типографии. В школах обучались дети шляхты и горожан. Протестантские школы носили конфессиональный характер, и основы христианского вероучения были в них важнейшим учебным предметом. Заслугой протестантских школ следует признать сравнительно широкое использование в начальном обучении родного языка. В целом же преподавание велось на языке знакомом учащимся.
В Беларуси были протест. Школы разных направлений: лютеранские, кальвинистские, арианские.
В Лютер. Школах преподавали катехизис, грамматику, арифметику.
Большинство бел.протестантов приняли кальвинизм.они подразделялись на 2 типа:начальные и повышенного типа. В начальных изучалось чтение, счет, письмо, религия, основы кальвинистского вероучения(«катехизис»)
Наиболее известные кальв.школы- Виленская, Слуцкая.(лицей гуманитарного типа, основные предметы-филологические науки-латинский язык. Изучали греческий, литература, польский, немецкий, староеврейские, этику, риторику, историю, законодательство. Логика, история, математика, физика.
В 60е гг 16 в бел. протестантском движении появилось новое течение-арианство, приверженцы называли себя социанами. Это были школы 2х видов: начальные и типа гимназий, которые давали среднее образование.

Учебный план арианских школ: латинский, греческий, древнееврейский, философию, риторику, право, теории,музыки, историю, этику, географию,.Большое внимание уделялось: природоведению, физике, математике, медицине.
Братские школы. православные церковные братства возникли в рез-те религиозно-политического движения горожан Беларуси и Украины в ответ на усиление католической экспансии, принудительное насаждение униатства. Первой братской школой была Виленская(1584).Дисциплина была строгой. Занятия начинались и заканчивались молитвой. Преподавание было на церковнославянском и белорусскомюобучение было бесплатным, учились в основном дети мещан. Преподавались диалектика, риторика, астрономия, математика, музыка, история, география., жития святых
Униатские школы. Деятельность началась с закрытия братских школ и просветительских заведениях в Минске, Пинске, Орше. Первая униатская школа- в Бресте. В униатских школах низшего типа получали элементарное начальное образование, высшего типа- риторика, право, философия, богословие, история.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.