В 1995 году, после того как начала функционировать система мест-ного самоуправления, города-мегаполисы и административные центры провинций наперегонки стали учреждать культурные фонды и открывать центры культуры. В настоящее время количество учреждений культуры, открытых после 1995 года под названиями «Дом литера-туры и искусства», «Дворец искусств», по самым скромным подсчётам перевалило за 100. В Корее немало городов, где власти в лице глав организаций местного самоуправления уделяют большое внимание строительству домов культуры, в работе которых большое место отво-дится самобытным формам народного творчества данной провинции. Однако положительной оценки заслуживает и централизованное управление в сфере культуры, благодаря которому жители отдалённых районов получили возмож-ность наслаждаться разнообразными культурными программами.
Новая инфраструктура культуры
Центр культуры и искусства в Тэчжоне, Центр культуры в Чхончжу, Центр искусств в Ыйчжонбу, Центр культуры и искусств в Ансане, Центр искусств в Соннаме, построенные после 2000 года, стали базой, на основе кото-рой решается проблема развития культу-рной инфраструктуры на периферии и создаются благоприятные условия для развития искусства высокого уровня.
Среди новых учреждений — Центр искусств в Ыйчжонбу, где ежегодно проводится Фестиваль музыки и театра, во время которого можно познакомиться с камерными постановками, побывать на спектаклях под открытым небом и улич-ных представлениях. А Центр искусств в Соннаме, в котором за год и три месяца его существования уже побывало более миллиона зрителей, становится своего рода культурным «хабом» всего столич-ного округа.
Но какие бы суперсовременные цен-тры искусств мы ни строили, без стабиль-ного спроса и предложения на качествен-ные культурные программы, без активно-го участия зрителей и повышения квали-фикации специалистов, задействованных в представлениях, невозможно превра-тить город в настоящий культурный центр. Для улучшения культурной обста-новки в провинциях прежде всего необ-ходимы следующие условия: разработка культурных программ, подготовка профе-ссионалов в сфере искусства и вовле-чение жителей.
Каким же должен быть проект, для того чтобы разнообразные формы народ-ного творчества были взяты за основу культурной жизни провинций?
Во-первых, — и это самое важное, — необходимо определить культурную целостность провинции, постоянно учитывать её специфику. Известно нема-ло случаев, когда провинциальные куль-турные центры некритично использовали программы и политику центров искусств таких больших городов, как Сеул. Следу-ет как можно быстрее избавиться от старых методов управления культурными учреждениями на периферии и внедрить новые. В противном случае мы будем довольствоваться лишь достижениями мирового театрального искусства, уповая на его сегодняшний успех.
Оригинальные проекты и заинтересованное участие жителей
Во-вторых, для того, чтобы культур-ные мероприятия в провинциях могли стать конкурентоспособными, там необхо-димо выращивать собственные кадры и разрабатывать новые программы, отра-жающие тенденции эпохи. Однако многие провинциальные культурные центры зачастую привлекают только крупно-масштабные театральные постановки, хорошо зарекомендовавшие себя в боль-ших городах. Их руководство идёт по пути наименьшего сопротивления: они исполь-зуют уже обкатанные в Сеуле программы.
Учреждения культуры, упорно при-держивающиеся только такой политики, не смогут выйти за рамки слепого подражания театральным тенденциям Сеула и других городов мира.
Важно также, чтобы профессиональ-ные кадры в сфере театральной деятель-ности, учитывая специфику своего рай-она, занимались разработкой оригиналь-ных постановок в течение длительного времени. Когда появится достаточное количество самобытных постановок, провинциальные центры культуры завою-ют любовь населения и вместе с этим получат возможность повысить числен-ность своих зрителей.
В-третьих, учреждения культуры как центры культурного образования должны быть обеспечены различными образова-тельными программами, в которых могли бы участвовать и жители провинции. Во многих городах их население испытывает трудности, из-за того что существуют сложные бюрократические процедуры, препятствующие использованию ресурсов культурных учреждений в полной мере.
Для того чтобы в провинциях дома культуры стали поистине народными, население должно иметь возможность не только бывать там в качестве зрителей, но и принимать участие в постановках. Например, ученики начальных и средних школ, члены любительских кружков искусств, проживающие в данном районе, могут и сами создавать театральные представления на площадках местных дворцов культуры.
Необходимо сделать так, чтобы в итоге жители провинций, став полно-правными участниками культурных меро-приятий, являлись важными клиентами для культурных центров.
К примеру, увеличение количества мест в соннамском Центре искусств и привлечение большего числа зрителей произошло благодаря введению абоне-ментной системы продажи билетов, предоставлению полной информации о постановках и расширению зрительской аудитории. Подобные учреждения культу-ры станут культурной Меккой лишь тогда, когда у жителей провинций будет воз-можность часто посещать их и в них будут представлены различные формы народного творчества.
Если в качестве предварительных мер активно использовать абонементную систему, разработать стратегию распро-странения информации для привлечения публики, то эти усилия внесут неоце-нимый вклад в возрождение многообра-зной культуры провинций.
Мечты о создании культурной Мекки в провинциях
Каким бы замечательным оборудо-ванием и программами ни было обеспе-чено учреждение культуры, оно не добьётся настоящего успеха, если будет игнорировать интересы местных жите-лей. Существуют опасения, что мене-джеры этих недавно построенных огром-ных концертных площадок так и не суме-ют найти здравый подход. Хотя такие комплексы строятся с целью удовле-творения культурных потребностей жителей провинции, очень часто кон-цертные программы, которые демонстри-руются в них, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Можно привести много примеров, когда провинциальные культу-рные центры, не прилагая особых стара-ний и усилий, без должной информа-ционной поддержки и маркетинговых исследований просто заимствуют столи-чные программы и проекты.
В первый год после создания учреж-дения культуры в нём обычно демонстри-руются самые разнообразные концертные и театральные программы, которые отвечают запросам провинциальной публики и при этом ни в чём не уступают столичным. Но проходит время, собствен-ные постановки так и не появляются, да и нет уверенности в том, что они когда-нибудь появятся. Этот неудачный опыт может послужить хорошим уроком и предостережением от излишнего увлечения крупномасштабными проек-тами. В привлечении постановок миро-вого уровня, конечно, нет ничего пло-хого. Но если все направления в плани-ровании театральной и концертной деятельности будут сводиться только к этому, то, как уже говорилось выше, воз-никнет опасность того, что провин-циальные культурные организации станут простыми дублёрами столичных концер-тных залов.
Если провинциальные культурные центры действительно намерены выйти на мировой уровень и стать подлинными центрами культуры, то наряду с демон-страцией качественных концертных программ в них необходимо создать осо-бую культурную среду, превратить их в своего рода Мекку для тех, кто стремится к культурному и эстетическому обра-зованию. Хотя сам просмотр предста-влений также представляет собой одну из форм культурно-эстетического образо-вания, хочется верить, что благодаря уси-лиям в области культурного образования провинциальные культурные центры в будущем сумеют создать качественную инфраструктуру концертно-театральной деятельности.
|