Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура речи учителя




 

“Неправильное употребление слов ведет к неправильным мыслям”.

Писарев

 

В риторических школах Древней Греции основным методическим принципом преподавания, как сейчас бы сказали современные ученые, было подражание образцам. Это значило прослушивание лучших ораторских речей и подражание им. В современной жизни нас окружает слишком много речевых антиобразцов, и поэтому хотелось бы, чтобы в школе учитель не только обучал ребят своему предмету, но и служил бы для них речевым примером. В процессе формирования творческих способностей учителя особую, если не первостепенную роль имеют культура речи и риторическое мастерство педагога.

Л. С. Выготский подчеркивает неразрывное единство языка и мышления, а Л. Витгенштейн прямо провозглашает: “Границы моего языка означают границы моего мира”.

Современная лингвистика разделяет понятия язык и речь: Язык - эта система знаков, код, по средством которого передается информация. Однако, каждым индивидуумом он организуется по-своему (ритмико-интонационное своеобразие, влияние говора и профессиональных особенностей, уровня культуры, интеллектуальных особенностей, целей и задач высказывания или написания); именно поэтому нам следует говорить не о культуре языка, а о культуре его воплощения - речи. Речь отражает объективную действительность, «какова жизнь – такова и речь» - часто слышим мы. Но мало кто задумывается, что и сама речь, формируя наше мышление, формирует нашу жизнь. Язык – продукт человеческой психики, речь – ее опосредованная деятельность, направленная на достижение определенной цели и реализующаяся также через работу физиологических речевых органов.

Культура педагогической речи не отдельная дисциплина, учитывая данные многих наук, она делает акцент на оптимальности коммуникативного процесса для целей и задач преподавания (В.В. Краевский). В.А. Кан-Калик подчеркивает: “...Учитель решает значительное число постоянно возникающих коммуникативных задач, регулирует процесс общения, стимулирует процесс участия в нем школьников,.. ищет соответствие методики воздействия и системы общения”. Это следует из особенностей педагогической деятельности, однако сколь бы ни была индивидуальна и своеобразна его речевая манера, сколь бы ни были разнообразны внедряемые им методы, речевые нормы и качества грамотной речи не меняются.

Культуру речи определяется как владение нормами языка и выбор средств, “позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации” (Л.К.Граудина «Культура речи»). Тремя компонентами культуры речи должен владеть учитель: нормативным, этическим и коммуникативным. Нормативность речи – это знание литературных норм языка, стилистических вариантов и отступлений (ошибок) от литературных нормы. Этические качества речи – это ясность речи и уместность в различных ситуациях общения. Коммуникативность речи – это владение функциональными стилями речи и умение их применять в различных сферах общения.

Владение нормами современного литературного языка, стилистикой и умением осуществлять выбор оптимальных форм общения - называется речевым мастерством. Подлинная культура речи это речь грамотная, точная, логичная, действенная, выразительная и, конечно, уместная.

Культура речи — своего рода « визитная карточка» педагога. Так и язык — отражение национального менталитета перестает быть языком нации в устах человека, если он произвольно изменит ударения, звуки, неверно употребляет слова с лексической и грамматической стороны.

Культура речи преподавателя - дисциплина, не только профессионально, но и этически ориентированная, ведь сказанное им не только запоминается, но и многократно воспроизводится учениками.

Язык более чем что-либо другое отражает общее здоровье нации, а обширные болезни начинаются с незначительного - с пренебрежения языковыми нормами, с убогости лексики и бедноты стиля, с предпочтения жаргона литературному языку. Чем более настойчив и последователен учитель в преодолении этих явлений в своей речи, и в речи своих учеников, тем больше шансов на сохранение нации через сохранение и развитие литературного языка.

Ученик чувствует превосходство педагога в общих знаниях, и предметную или педагогическую ошибку может не заметить: он не является профессионалом. Что же касается речевых ошибок, это предмет многочисленных анекдотов, рассказываемых учениками. Речевые ошибки учителя отвлекают учеников от содержания излагаемого материала и затрудняют достижение коммуникативных задач, стоящих перед педагогом. Только понимая это, сохраняя такие качества нашей речи, как точность, логичность, последовательность, чистота, грамматическая правильность, мы можем добиваться достижения риторических и педагогических целей, то есть быть риторами, способными словом изменить личность ученика.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.