Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Телеологический довод сводится к тому, что целе­сообразность и порядок в мире свидетельствуют о наличии мудрого устроителя




^ Космологическое и телеологическое доказательства были разработаны Фомой Аквинским.

Третья проблема средневековой философии, особенно в период поздней схоластики, — проблема универсалий. Она состоит в определении онтологического статуса общих по­нятий — универсалий. Основными вариантами решения этой проблемы были номинализм,реализм и концептуа­лизм.

С точки зрения реализма ( Августин, Ансельм, Фома Аквинский), общие понятия существуют реально, само­стоятельно, и вне вещей, и в вещах — как их сущности.

Согласно номинализму, универсалии возникают лишь в че­ловеческом уме и вне его не существуют. Так считали французский философ- схоласт И. Росцелин (1050-1123/5) и английский философ У. Оккам (1285-1349).

Концепту­ализм считает, что общим понятиям соответствует нечто в самих вещах, но это нечто не обладает самостоятельным существованием, а выявляется в результате действия чело­веческого ума, в результате абстракции. Концептуализм, таким образом, — это средняя позиция между крайностями номинализма и реализма. К нему склонялись французский теолог-схоласт П. Абеляр (1079-1142) и шотландский тео­лог-схоласт И. Дуне Скот (1266/70-1308).
Уверенно выделяют два этапа средневековой филосо­фии: патристику (от «патер» — отец) от II в. до VIII в. и схоластику (от «схола» — школа) от IX в. до начала XV в.

В период патристики богословы, Отцы Церкви отстаивали христианские догматы против ереси гностицизма и язычества, утверждали несовместимость античной мудрости с христианской верой. Основными темами патристики были: происхождение зла в мире, тео­дицея — оправдание Бога, проблемы существования Бога, проблема свободы воли человека, божественного предоп­ределения истории, возможности спасения души.

Единство веры требует совершенной согласованности в постулатах веры, эти постулаты она должна сделать понят­ными и общими, т. е. символическими. Христианская вера должна оставаться чуждой всем произвольным представле­ниям, всем противоречиям. Люди, закладывающие фундамент церкви, с полным правом называются отцами церкви. Они превращают веру в положения веры или догмы.

Патристика (от лат. pater– отец)— совокупность учений «отцов церкви», христианских мыслителей II – III вв., один из двух основных периодов средневековой христианской философии. Различают греческую (восточную) и латинскую (западную) патристику, а также раннюю, зрелую и позднюю.

В ранней патристике (II—III вв.), в условиях гоне­ний на христианство и неустоявшейся догматики, выдвигаются философские аргументы в защиту христианства, определяются подходы к его философскому осмыслению. Наиболее значитель­ным философом ранней греческой патристики был Ориген (185—263/4), латинской — Квинт Септимий "Тертуллиан (ок. 160 — после 220).

Зрелая патристика (IV—V вв.) — время, когда христианство занимает ведущее положение в духовной жизни, утверждается догматика, в напряженной творческой атмосфере создаются основы христианской философии. В греческой патристике в этом отношении выделяются Григорий Нисский (335—394) и неизвестный автор (Псевдо-Дионисий) «Ареопагитик» (кон. V в.). Зрелую латинскую патристику венчает творче­ство Аврелия Августина.

В поздней патристике (VI—VIII вв.) на первый план выходят размышления над наработанным в преды­дущий период и воспринимаемым как канонический философ­ским материалом. Выдающимися философами поздней грече­ской патристики были Максим Исповедник (ок. 580—662) и Иоанн Дамаскин (ок. 675—753). Крупным мыслителем позд­ней латинской патристики, подготовившим переход философии к схоластике, был Северин Боэций (480—525).

Главным делом философов патристики было создание и распространение хрис­тианского философского учения, утверждение его принципов, превращение философии в служанку Священного писания и церковной ортодоксии. В христианском духе перерабатыва­лось античное философское наследие, прежде всего платонизм. Велась идейная борьба вокруг догматов, преодолевались антич­ный космоцентризм, культурный элитаризм, интеллектуализм. Философская мысль патристики была сосредоточена на задаче постижения того, как соединяются Божественное бытие и чело­веческое.

Основными были для нее проблемы веры и разума; природы Бога, его триединства, Божественных атрибутов; чело­веческой личности, ее свободы, путей спасения души; теодицеи; исторических судеб человечества.

Схолас­тика, или школьная философия, — это мудрость, которой обучали в монастырских школах и университетах. Схолас­тика развивает далее проблематику патристики, система­тизирует христианское мировоззрение.

К 1000 году Европа достигла в какой-то мере поли­тической безопасности и культурная деятельность ожи­вилась. Росли города, общий рост интереса к учености привел к основанию университетов. К XII в. появляют­ся университеты — Болонский, Оксфордский, Парижский, в которых кроме богословского открываются юридический и медицинский университеты. В основу обучения в пер­вых университетах был положен принцип «учись всему — и ты поймешь: нет ничего лишнего».

Человеческое познание должно прийти в согласие с ре­лигией. Философия достигает зрелости, добивается самостоя­тельности, благодаря чему освобождается от роли служанки богословия.

Суть схоластики состояла не в опоре на сверхразумное созерцание Бога, а в поиске рациональных путей его по­знания.

Познание Бога происходит по плодам его творе­ния и результатам его вмешательства в дела мира. Рациональное обоснование теологии потребовало пре­вращения логики из инструмента доказательства в средство обоснования церковных догматов. Позже понятие «схола­стика» станет синонимом науки, оторванной от жизни, бес­плодной, основывающейся на некритическом следовании авторитетам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.