Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды правоотношений. 3 страница




 

 

86. Основания и виды юридической ответственности.

Правонарушение (его состав) – непосредственное основание для применения мер государственного принуждения в виде юридической ответственности. При этом общим нормативным основанием юридической ответственности являются правовые нормы, где устанавливаются вид и мера юридической ответственности, процессуально-процедурный порядок применения государственного принуждения. Кроме того, необходим правоприменительный акт, устанавливающий конкретный вид и меру юридической ответственности за совершенное правонарушение.

В соответствии с видами правонарушений и отраслями права выделяют виды юридической ответственности: уголовную, конституционную, административную, налоговую, гражданскую и дисциплинарную.

· Уголовная ответственность применяется за совершение преступлений, предусмотренных УК РФ. Действующим УК предусматриваются следующие виды наказаний: штраф; лишение права занимать определенные должности и/или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет; обязательные работы, назначаемые осужденному и выполняемые им бесплатно в свободное от основной работы или учебы время; исправительные работы; конфискация имущества; арест; лишение свободы; смертная казнь. Привлечение лица, виновного в совершении преступления, осуществляется в соответствии с УПК РФ. Единственным органом, управомоченным привлекать лиц к уголовной ответственности, является суд. Иные государственные органы не могут осуществлять правосудие и рассматривать уголовные дела.

· Конституционная ответственность наступает вследствие нарушения конституционных норм. Субъектами конституционной ответственности являются государственные органы (Государственная дума, Правительство, высшие органы субъектов Федерации), должностные лица (Президент, депутаты Государственной думы). Меры конституционной ответственности носят организационный характер (отрешение Президента от должности (ст. 93 Конституции РФ)).

· Административная ответственность наступает за административные проступки. Они предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях и иными нормативными актами. Круг органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, является достаточно широким. В него входят суды, административные комиссии при органах местного самоуправления, органы милиции, разного рода государственные инспекции и др.

· Дисциплинарная ответственность применяется за совершение дисциплинарного проступка. Порядок применения взыскания за нарушение дисциплины регламентируется Трудовым кодексом РФ, уставами о дисциплине и др. нормативно-правовыми актами. Согласно ст.135 ТК РФ за нарушение трудовой дисциплины применяются следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор и увольнение.

· Гражданско-правовая ответственность применяется прежде всего для восстановления нарушенных прав граждан, иных лиц в случаях неисполнения должниками своих обязательств по договору или вследствие причинения вреда. Должник, не исполнивший или ненадлежаще исполнивший обязательство по договору, обязан возместить кредитору убытки, в которые входят расходы кредитора, реальный ущерб и упущенная выгода. По определенной части обязательств на должника может возлагаться обязанность выплачивать штрафные санкции в виде неустойки.

 

87. Функции юридической ответственности. Юридическая ответственность и иные меры правового принуждения.

Юридическая ответственность – разновидность государственного принуждения. К иным мерам правового государственного принуждения относятся: превентивные принудительные средства (задержание, выемка, обыск), меры защиты субъективных прав, принудительное осуществление юридических обязанностей.

Социально-правовая природа и особенности юридической ответственности обусловливают ее функции: общесоциальные (воспитательная, превентивная) и специально-юридические (штрафная, карательная и правовосстановительная). Правовосстановительная функция направлена на восстановление нарушенного права и полное удовлетворение потребностей и интересов управомоченных лиц. По общему правилу, исполнив наказание или взыскание, правонарушитель должен также выполнить и возложенные на него обязанности. Так, согласно ст. 396 ГК РФ, уплата неустойки и возмещение убытков в случае ненадлежащего исполнения обязательства не освобождают должника от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено законом или договором.

 

 

88. Понятие и основные требования законности, ее гарантии.

Законность представляет собой политико-правовой режим деятельности гражданского общества и государства, в котором органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица единообразно понимают и применяют действующие в обществе законы и иные нормативно-правовые акты, а также неукоснительно исполняют и соблюдают их наряду с гражданами и их объединениями.

Охрана и обеспечение законности осуществляется с помощью следующих мер: 1) совершенствования законодательства; 2) осуществления конституционного контроля; 3) обеспечения качественной и эффективной работы общих и арбитражных судов; 4) укрепление законности в деятельности органов исполнительной власти; 5) применения действенных мер по профилактике правонарушений; 6) эффективного действия механизма государственного принуждения. Гарантии законности — это обусловленная закономерностями общественного развития система условий, средств и предпосылок, которая обеспечивает процесс реализации законности и формирует такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению общества к демократическому строю. Гарантии законности выражают все многообразие связей, существующих в обществе. В юридической литературе их подразделяют на два вида: 1. Общие гарантии законности — это экономические, политико-идеологические и нравственно-духовные гарантии. 2. Специальные гарантии законности — собственно юридические принципы. Общие гарантии образуют материальную основу применения юридических мер по укреплению законности. Специальные гарантии должны быть закреплены в нормативно-правовых актах. В рамках специально-юридических гарантий законности выделяют два их вида: а) правовые гарантии — такие гарантии законности прямо предусмотрены действующим законодательством и носят всеобщий характер; б) договорные гарантии — это такие гарантии законности, которые обусловлены нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу договорных отношений. Данные гарантии распространяют свое действие только на участников, которые заключили договор либо присоединились к нему. Правомерное поведение граждан в своей совокупности и системе образует такое правовое явление, как правопорядок. Эта система отношений складывается на основе и в соответствии с нормами права. Содержание правопорядка образуют правовые отношения, а действующие нормы образуют его нормативную основу. Правопорядок является конечным, итоговым результатом правового регулирования, результатом действия права и законности, претворения их требований на практике, в реальной жизни. Таким образом, правопорядок – это уже реализованная, фактически осуществленная законность.

 

89. Понятие правопорядка. Соотношение законности и правопорядка.

Понятия "законность" и "правопорядок" близки друг к другу и обычно употребляются в одном ряду (или даже как взаимозаменяемые). Все же между ними есть четкая грань. Правопорядок - результат законности, Правомерное поведение граждан в своей совокупности и системе. Если законность представляет собой режим общественно-политической жизни, который вводит известные требования, то правопорядок - это уже фактическое "правовое состояние" упорядоченности общественных отношений, та правовая жизнь, которая наступает в результате реализации требований законности. Режим законности, выраженный в виде системы политико-правовых требований, на уровне правопорядка как бы материализуется в системе реальных правовых отношений.
Будучи итоговым результатом действия права, правопорядок как бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений из области правовой надстройки (право - законность - правопорядок).
Именно правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности. Важно иметь в виду следующее:
- нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности;
- укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка;
- конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности.
Содержание законности и правопорядка в условиях восточной деспотии, афинской рабовладельческой демократии или тоталитарных режимов современности очень сильно различается, хотя законность всегда остается соблюдением, исполнением норм права, а правопорядок - ее результатом.
В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка понимают такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильности правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности й правопорядка.
К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.
Политическими гарантиями законности и правопорядка являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития. Все звенья современной политической системы общества в интересах своего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и правопорядка.
К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивость правопорядка.
Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. Нравственно здоровое общество - это общество, функционирующее на основе законов, в условиях стабильного правопорядка.
Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые органически взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и дополняют друг друга.
Правопорядок есть результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений. Свободное, а не принуждаемое воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический образ жизни, реальную демократию, характеризует цивилизованное общество как общество порядка:
- в деятельности государства осуществляется принцип разделения
властей;
- в общественной жизни реально воплощаются справедливость, гуманизм, равенство всех перед законом и другие принципы права;
- интересы субъектов права находятся под надежной охраной государства;
- государство отвечает перед своими гражданами за нарушение их законных интересов.

 

90 Понятие правового регулирования и его основные стадии. Способы и типы правового регулирования. Механизм правового регулирования.

Правовое регулирование – это осуществляемое при помощи правовых средств результативное, нормативно-организующее воздействие на общественные отношения.

Правовое регулирование состоит из следующих стадий.

1. Общая регламентация общественных отношений. На этой стадии в результате правотворческой деятельности создаются и вводятся в действие юридические нормы, которые осуществляют упорядочение общественных отношений.

2. Действие правовых норм. На этой стадии при наличии юридических фактов правовые нормы порождают различные юридические последствия. При этом у конкретных лиц возникают субъективные права и юридические обязанности, которые являются содержанием правовых отношений.

3. Реализация субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии правовые нормы воплощаются в фактическом поведении участников правоотношений, достигается правовой результат, эффект.

В некоторых случаях, когда субъекты не могут самостоятельно реализовать права и обязанности, существуют препятствия такой реализации, возникает необходимость в специальной правоприменительной деятельности. В этих случаях в процесс правового регулирования включается факультативная стадия – применение права. При этом акты применения права в процессе правового регулирования играют своеобразную роль, они могут подключаться к процессу правового регулирования уже на второй стадии в качестве юридических фактов возникновения правоотношений.

Способы правового регулирования – это такие основные пути юридического воздействия на общественные отношения, которые выражены в юридических нормах, других правовых установлениях и формах, т.е. правовых средствах. Основные способы правового регулирования: дозволения, т.е. предоставление субъектам возможностей на свои собственные положительные активные действия; запреты – возложение на лиц пассивных обязанностей воздержаться от совершения определенного рода запрещенных действий; позитивные обязывания – предписанные лицам обязанности совершения активных положительных действий, т.е. обязанности активного содержания, сопровождают «свой набор» правовых средств и одновременно сами выступают в качестве эффективных правовых средств регулирования общественных отношений.

Способы правового регулирования выступают в качестве первичных средств нормативной регламентации общественных отношений.

В зависимости от различного сочетания этих способов складываются два основных, исходных метода регулирования: 1) централизованное регулирование (метод субординации), при котором регулирование осуществляется преимущественно на властно-императивных началах. В этом методе регулирования преобладают запрещение и обязывание. В наиболее чистом виде централизованное регулирование выражается в административном, финансовом праве; 2) децентрализованное регулирование (метод координации). В этом методе преобладает дозволение. Его участники – равноправные субъекты, активно, самостоятельно действующие на основе договоров, односторонних правомерных юридических действий.

В зависимости от того, что лежит в основе регулирования – дозволение или запрет, в их сочетании различаются два основных типа правового регулирования.

1. Общедозволительное регулирование, в основе которого лежит общее дозволение по принципу «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом». Лица вправе совершать при этом любые юридические действия, за исключением тех, которые прямо запрещены законом.

2. Разрешительное регулирование, в основе которого лежит общий запрет по принципу «запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом». Лица здесь вправе совершать юридические действия, только прямо разрешенные в нормах права.

 

Правовое регулирование осуществляется при помощи целостного механизма правового регулирования (МПР).

Механизм правового регулирования – это взятая в единстве и взаимодействии система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

В структуре МПР выделяются следующие основные правовые средства.

· Юридические нормы – основа правового регулирования, когда на уровне позитивного права закрепляются в общем виде типизированные модели определенного поведения субъектов, санкции и иные неблагоприятные последствия возможных отступлений от правовых предписаний.

· Правовые отношения как средства перевода общих предписаний правовых норм в плоскость субъективных прав и юридических обязанностей конкретных субъектов, участников данных отношений.

· Акты реализации прав и обязанностей, в соответствии с которыми достигается определенный результат, запрограммированный в нормах позитивного права.

· Индивидуальные предписания, акты применения права – факультативный элемент МПР как результат правоприменительной деятельности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.