Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами




Понятие, цель и задачи закупочной логистики.

Понятие, цель и задачи распределительной логистики

В экономике распределение — это фаза воспроизводственного процесса: сначала надо произвести материальные блага, а затем распределить их, т. е. выявить долю каждого производителя в созданном богатстве. При этом распределяется право собственности на произведенный продукт труда. Сами продукты, например собранные на вагоностроительном заводе вагоны, между участниками производственного процесса не распределяются.

В логистике под распределением понимается физическое, вещественное содержание этого процесса. Главным предметом изучения в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов: как упаковать продукцию, по какому маршруту направить, нужна ли сеть складов, нужны ли посредники.

Общая единая операция «физическое распределение» состоит из элементарных операций, которые в свою очередь могут быть объ­единены в комплексные (групповые) операции. Соответствующая классификационная схема приведена на рис. 7.1.

Для практического выполнения операций по физическому рас­пределению продукции могут быть привлечены как соответствую­щие подразделения фирмы-производителя, занимающиеся сбытом, так и специализированные фирмы-посредники, занимающиеся вы­полнением тех или иных физических операций, представленных на рис. 7.1. Из соображений организационного и эксплуатационного удобства эти фирмы чаще всего выполняют несколько приведенных функций.

Логистика изучает и осуществляет сквозное управление материальными потоками, поэтому решать различные задачи распределительного характера здесь приходится на всех этапах:

распределяются заказы между различными поставщиками при закупке товаров;

распределяются грузы по местам хранения при поступлении на предприятие;

распределяются материальные запасы между различными участками производства;

распределяются материальные потоки в процессе продажи и т. д.

 

 

 

 


Рис. 7.1. Схема операций при физическом распределении продукции потребителям

 

Процесс воспроизводства имеет три стадии (рис. 7.2).

 


Рис. 7.2. Процесс воспроизводства капитала и функциональные области логистики

 

Специфика логистики заключается в объединении управления материальным потоком на названных трех участках, а также внутри каждого из них в "одних руках". Распределительная логистика изучает последний этап (не в отрыве, а в глубокой системной взаимосвязи с предыдущими этапами).

Таким образом, распределительная логистика – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и продаж заключается в следующем:

подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;

системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);

системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.

Распределительную логистику можно определить как комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т. е. в процессе оптовой продажи товаров.

Объектом изучения распределительной логистики является материальный поток на стадии распределения и реализации готовой продукции, а предметом изучения распределительной логистики – оптимизация и рационализация этапа физического распределения наличного запаса материальных ресурсов (производственных ресурсов, готовой продукции).

Распределительная логистика базируется на следующих прин­ципах.

1.Координация всех процессов товародвижения, начиная с началь-ных операций товаропроизводителя и заканчивая сервисом потребителя.

2. Интеграция всех функций управления процессами распреде­ления готовой продукции и услуг, начиная с определения целей и заканчивая контролем.

3. Адаптация коммерческого, канального и физического распре­деления к постоянно меняющимся требованиям рынка и в первую очередь к запросам покупателей.

4. Системность как управление распределением в его целостно­сти и взаимозависимости всех элементов сбытовой деятельности.

5. Комплексность, т. е. решение совокупности проблем, связан­ных с удовлетворением платежеспособного спроса покупателей.

6. Оптимальность как в соотношении частей системы, так и в режиме ее функционирования.

Экономическая природа распределительной логистики может быть исследована более полно, если наряду с ее принципами рас­смотреть задачи и методы их решения.

Основными задачами распределительной логистики являются:

1. Максимизация прибыли предприятия при более полном удов­летворении спроса потребителей.

2. Эффективное использование производственного аппарата предприятия за счет оптимальной загрузки производственных мощ­ностей заказами потребителей.

3. Рациональное поведение на рынке с учетом его постоянно меняющейся конъюнктуры.

Для решения каждой из перечисленных задач и всех вместе взя­тых необходимо придерживаться правил, которые можно свести к следующему.

1. Результатом распределительной логистики является удовле­творение спроса покупателей и извлечение прибыли предприятием, которое зависит в первую очередь от покупателей. При этом повлиять на решение покупателя, равно как и заставить его в условиях рыночной экономики покупать товар или услугу, распределительная логистика не может. Следовательно, результаты и ресурсы сущест­вуют только вне распределительной логистики.

2. В процессе продвижения товаров и услуг на рынок необходи­мо проводить оценку рыночных возможностей предприятия и мак­симальное использование его потенциальных преимуществ. Следо­вательно, результатов распределительной логистики можно достичь путем использования возможностей, а не решением проблем.

3. Для получения результатов распределительной логистики не­обходимо принимать решение, на каких направлениях сбытовой по­литики сконцентрировать ресурсы предприятия. Следовательно, ре­сурсы следует направлять на использование возможностей предпри­ятия и рынка.

4. Учитывая законы рынка и потребности потребителей путем установления подлинного лидерства на рынке, можно достичь вы­соких результатов распределительной логистики.

5. Главной проблемой распределительной логистики является пос-тоянный поиск новой рыночной ниши или новых форм органи­зации продвижения товара на рынок, так как если не предприни­мать дополнительных усилий, вероятно появление тенденции к са­моразрушению распределительной логистики.

6. Распределительная логистика, предоставленная сама себе, всегда функционирует неверно.

Для применения рассмотренных правил необходима соответст­вующая внешняя среда и внутренняя организация, знание методов эффективной организации распределительной логистики. Эти мето­ды можно разделить на две группы: методы моделирования и мето­ды мотивации.

Методы моделирования в распределительной логистике получили широкое применение в связи со сложностью сбытовой деятельности и необходимостью ее логического моделирования.

Методы мотивации направлены на развитие заинтересованности исполнителей путем формирования побудительных мотивов. Моти­вация в общем случае — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Все методы мотивации в распределительной логистике можно объ­единить в две группы: материальные и социально-нравственные.

 

Цель закупочной логистики – удовлетворение потребностей производств в материалах с максимально возможной эффективностью.

Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.

Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:

элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;

элементом микрологистической системы, т. е. одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;

самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.

Рассмотрим цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней.

1. Как элемент макрологистической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и с транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает "ввязывание" предприятия в макрологистическую систему. Идея логистики — получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников — требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической системы. Это означает, что служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы. Собственное предприятие при таком подходе рассматривается как элемент всей макрологистической системы: улучшается положение всей системы — улучшается положение предприятия как ее элемента.

2. Служба снабжения как подразделение предприятия должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение—производство—сбыт. Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом.

Цепь снабжение—производство—сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга: сначала разрабатывается стратегия сбыта, затем, исходя из нее, — стратегия развития производства и уже затем — стратегия снабжения производства. Маркетинг намечает данную задачу лишь в концептуальном плане. Логистика развивает маркетинговый подход, разрабатывает методы, позволяющие реализовать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию.

3. Эффективность функционирования службы снабжения в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения.

Рассмотрим организацию деятельности этой службы с точки зрения возможности эффективного управления материальными потоками.

Для обеспечения предприятия предметами труда необходимо решать следующие задачи:

определить предмет закупок (что закупить);

выбрать поставщика (у кого закупить);

определить объем закупок (сколько закупить);

определить условия закупок (на каких условиях закупить).

К традиционному перечню логистика добавляет свои вопросы:

как системно увязать закупки с производством и сбытом;

как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками.

Приведем два варианта организации снабжения, принципиально отличающиеся друг от друга возможностями реализации системного подхода к управлению материальными потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем.

На рис. 5.2 представлен вариант организационной структуры предприятия с распределением перечисленных задач между различными функциональными подразделениями. Как видим, задачи, что закупить и сколько закупить, решаются дирекцией по производству. Здесь же выполняются и работы по складированию закупленных предметов труда.

Задачи, у кого закупить и на каких условиях, решаются дирекцией по закупкам. Здесь же выполняются и перечисленные работы по снабжению, т. е. заключаются договоры, контролируется их исполнение, организуется доставка закупленных предметов труда. В результате функция управления материальным потоком в процессе снабжения предприятия сырьем и материалами разделена между различными службами, и ее эффективная реализация затруднена.

 

Производственные подразделения

 

  Управление по закупкам


 

Решение задач: - что закупить; - сколько закупить. Выполнение работ: - организация складирования закупленных предметов труда Решение задач: - у кого закупить; - на каких условиях закупить. Выполнение работ: - заключение договоров; - контроль за исполнением договоров; - организация доставки закупленных предметов труда
Задачи и работы, связанные с реализацией функции снабжения

 

Рис. 5.2. Реализация функции снабжения в процессе работы различных подразделений предприятия

 

Другой вариант (рис. 5.3) предполагает сосредоточение всех функ-ций снабжения предприятия в одних руках, например в дирекции по материально-техническому снабжению. Такая структура создает широкие возможности логистической оптимизации материального потока на стадии закупок предметов труда.

 

Решение задач: - что закупить; - сколько закупить Решение задач: - у кого закупить; - на каких условиях закупить. Выполнение работ: - заключение договоров; - контроль за исполнением догово- ров; - организация доставки товаров Выполнение работ: - организация склади- рования закупленных предметов труда
Задачи и работы, связанные с реализацией функции снабжения

Склады
Закупки
Управление запасами
Основное производство
Генеральный директор
Дирекция по производству
Дирекция по материально-техническому снабжению

 


Рис. 5.3. Реализация функции снабжения в процессе работы одного подразделения предприятия

 

Применяют две формы снабжения: транзитную (рис. 5.4, а) и складскую (рис. 5.4, б).

Процесс выбора форм снабжения основан на сопоставлении дополнительных транспортно-заготовительных расходов Сдоп с экономией от сокращения производственных запасов у потребителя Э за счет увеличения частоты поставок при складском снабжении по сравнению с транзитным. Складская форма поставок целесообразна, если Э > Сдоп.

 

 


Рис. 5.4. Формы снабжения: а – транзитная; б – складская

Величина экономии от сокращения производственных запасов Э рассчитывается по формуле

,

 

К показатель эффективности использования предприятием материальных ресурсов;
Ц оптовая цена продукции, руб.;
А объем среднесуточного потребления в натуральных единицах;
Т период времени, в течение которого осуществляются поставки (год, квартал и т.д.);
I тр, I скл соответственно интервалы транзитных и складских поставок в днях.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.