Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вклад различных теорий личности в современное понимание личности




Зарубежные теории:

Теория личности Хьелла и Зингера.

Концептуальную область теории личности составляют следующие темы:

1. Структура личности – концепции, которые имеют дело с достаточно неизменными характеристиками, присущими индивиду в различных обстоятельствах и в разное время.

2. Мотивация – процессуальные аспекты функционирования индивида.

3. Развитие личности – положение об изменении мотивационных аспектов во времени.

4. Психопатология – объяснения механизма психических расстройств.

5. Психическое здоровье.

6. Изменения личности с помощью терапевтического воздействия.

7. Методы познания.

Выделяют психодинамические, аналитические, гуманистические, когнитивные, поведенческие, деятельностные и диспозитивные теории личности.

Психодинамические теории

описывают личность и объясняют поведение человека исходя из его психологических или внутренних характеристик. Основоположник – З.Фрейд.

Ортодоксальный психоанализ З.Фрейда – это:

1. метод лечения психических расстройств

2. учение о бессознательных психических процессах.

Стержень – структурная модель личности, которая базируется на топографической модели психики. Топографическая модель психики включает 3 уровня:

· уровень сознания – мысли, ощущения, переживания, которые человек осознаёт в данный момент;

· уровень предсознательного – опыт, который в данный момент не осознаётся, но может легко вернуться в сознание;

· уровень бессознательного – самая глубокая область область психического, которая содержит инстинктивные влечения, желания, воспоминания. Выход этого материала на уровень сознания сопряжён с чувством угрозы, тревоги, беспокойства. Именно этот материал во многом определяет наше повседневное функционирование и может выражаться в замаскированной или символической форме – сновидения, оговорки, ошибки в действиях.

Структура личности по З.Фрейду состоит из 3-х компонентов: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).

Ид функционирует полностью в бессознательном и является энергетической основой личности. В нём содержится врождённые бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению и разрядке любой ценой.

Эго следует принципу реальности и существует на всех 3-х уровнях и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности – предотвращать разрядку напряжения до тех пор, пока не будет найден подходящий объект. З.Фрейд считал важнейшей функцией Эго – самосохранение, а также приобретение средств, которые позволяли бы одновременную адаптацию к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности. Эго несёт функцию задержки инстинктивной разрядки и осуществляет её с помощью защитных механизмов.

Супер-Эго включает в себя моральные запреты, нормы, традиционные ценности и идеалы общества. Супер-Эго складывается в результате действия механизма идентификации с близким взрослым своего пола. 2 структуры: 1) совесть и 2) Эго-идеал. Между тремя компонентами личности существует неустойчивое равновесие, т.к. не только содержание, но и направление их развития противоположны друг другу.

Теория мотиваций З.Фрейда основана на концепции инстинкта, которая определяется как врождённое состояние возбуждения, которое постоянно ищет разрядку. Существует 2 основных врождённых бессознательных инстинкта: 1) жизни и 2) смерти. Именно они являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая поведение человека. Личность формируется в течение первых 6 лет жизни. Стадии психосексуального развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.

Таким образом, личность в этой теории – это система агрессивных и сексуальных мотивов с одной стороны, и с другой стороны – защитных механизмов. Структура личности – это индивидуально-различные соотношения отдельных свойств.

Основные методы: метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, интерпретация сопротивления и анализ переноса.

Карен Хорни:

Основной компонент структуры личности – базальная тревога и связанные с ней потребности.

Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога, "ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира".

Индивидуальная теория А.Адлера.

А.Адлер выступал против расчленения личности на 3 инстанции. По его мнению, структура личности едина, а детерминантой (причиной) является стремление человека к превосходству.

Ядро личности – творческое Я. В нем воплотился активный принцип человеческой жизни; то, что придает ей значимость. Его присутствие дает нам возможность создавать наш собственный уникальный стиль жизни, исходя из способностей и возможностей, данных наследственностью и окружением.

На основе творческого Я формируется стиль жизни. Он включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. Он основан на наших усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, упрочивающих чувство превосходства.

Основные принципы индивидуальной психологии:

1. Целостность психической жизни личности.

2. Стремление к превосходству, как основная мотивационная сила в жизни личности.

3. Социальная принадлежность человека.

Люди стараются компенсировать чувства собственной недостаточности, вырабатывая свой уникальный стиль жизни. В рамках этого стиля они стремятся к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство.

Стиль жизни личности складывается у ребёнка в первые 4-5 лет жизни. Он отчётливо проявляется в установках и поведении, направленных на решение 3-х основных жизненных задач: профессиональной, задачи сотрудничества и задачи любви.

Неблагоприятные ситуации детства, среди которых А.Адлер особенно выделял неполноценность органов или физические недостатки, чрезмерную опеку или отвержение со стороны родителей, способствуют перерастанию чувства недостаточности в комплекс неполноценности. Комплекс неполноценности – ощущение или преувеличение собственной слабости и несостоятельности.

Человек стремится найти способы для преодоления чувства неполноценности и прибегает к разным видам компенсаций:

1. Успешная компенсация – в результате совпадения стремления к превосходству и социального интереса.

2. Сверхкомпенсация – одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности.

3. Уход в болезнь – человек не может освободиться от чувства неполноценности, не может найти компенсацию нормальным способом и вырабатывает симптом болезни, чтобы оправдать свою неудачу -> невроз.

Второй движущей силой является социальный интерес, который определяется А.Адлером как стремление к сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей. Социальный интерес имеет врождённые задатки, но окончательно формируется в ходе воспитания.

Степень выраженности социального интереса является показателем психического здоровья личности. Его недоразвитие может стать причиной неврозов, наркомании, преступности и других социальных и психопатологических отклонений.

Выраженность социального интереса и степень активности личности при решении жизненных задач позволяет выделить 4 типа установок, сопутствующих определённому стилю жизни:

1. Управляющий стиль.

2. Получающий стиль.

3. Избегающий стиль.

4. Социально-полезный стиль.

Ошибочный стиль жизни ведёт к неврозам.

Психотерапия должна быть направлена на коррекцию ошибочного стиля, а также на устранение ложных целей и формирование новых жизненных целей.

Основные методы индивидуальной психологии: интервью и анализ детских воспоминаний.

Аналитическая психология К.Г.Юнга.

Теория личности К.Г.Юнга.

Главным источником развития личности К.Г.Юнг считал врождённые психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи или архетипы. Архетипы – это врождённые установки к избирательному восприятию, переживанию и форме поведения. Архетипы не имеют собственного содержания, но позволяют структурировать различные содержания психики; они влияют на поведение и именно в этом К.Г.Юнг усматривал проявление Либидо. В его теории Либидо – динамический энергетический аспект психики. По его мнению, личность формируется в течение всей жизни. Отдельными элементами личности являются психологические свойства отдельных реализованных архетипов данного человека.

Личность в целом состоит из:

1. нескольких дифференцированных, но взаимосвязанных систем: Я, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, маска, анима и анимус, тень.

2. установок – интроверсия и экстраверсия

3. функций – мышление и чувство (рациональные), ощущение и интуиция (иррациональные).

4. самости – центр всей личности.

В аналитической модели выделяются 3 основных блока:

1. Коллективное бессознательное – основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества; этот опыт и представлен в психике человека в виде унаследованных архетипов.

2. Индивидуальное бессознательное – совокупность комплексов или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания.

3. Индивидуальное сознательное – структура, которая служит основой самопознания, и включает в себя те мысли, чувства, воспоминания, ощущения, благодаря которым мы осознаём себя, регулируем свою сознательную деятельность.

Целостность личности достигается за счёт действия архетипа самость. Главная его цель – выход из коллективного бессознательного. Самость организует, координирует, интегрирует все структуры психики в единое целое и создаёт уникальность каждого человека. У самости существует 2 способа такой интеграции:

1. Экстраверсия – установка, которая позволяет наполнить врождённые архетипы внешней информацией.

2. Интроверсия – ориентация на внутренний мир.

В человеке существуют одновременно и экстраверсия, и интроверсия, но степень их выраженности может быть разная.

Согласно теории К.Г.Юнга, личность – совокупность врождённых и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуально-своеобразное соотношение отдельных свойств архетипов, отдельных блоков сознательного и бессознательного, а также экстравертированных и интровертированных установок личности.

Развитие личности заключается в сближении сознания и бессознательного. К.Г.Юнг назвал этот процесс индивидуализацией. Либидо направляет развитие человека по пути индивидуализации, т.е. полного выявления неповторимой индивидуальности человека.

Теория Эрика Эриксона.

Э.Эриксон рассматривал личность как объект социальных и исторических сил. Развитие личности и её социальная адаптация неизбежно связаны с социально-культурным контекстом, который охватывает жизненное пространство от рождения до смерти.

Человек в процессе жизни проходит 8 универсальных стадий. Каждая из стадий жизненного цикла наступает в определённое время. Полноценно функционирующая личность формируется путём последовательного прохождения этих стадий. Переход от одной стадии к другой сопровождается кризисом, который возникает как следствие достижения определённого уровня зрелости.

На каждом этапе человек должен решить специфическую задачу развития. Успешность прохождения этапов определяется в зависимости от того, какие новообразования появляются – положительные или отрицательные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.