Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феноменология.Постмодернизм




Религиозный экзистенциализм. К.Ясперс.

Светский экзистенциализм. Ж.П.Сартр.

Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр (1905-1980) – французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952—1954 годах Сартр занимал близкие к марксизму позиции), писатель, драматург и эссеист, педагог. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года (отказался от премии).

Главный труд – «Бытие и Ничто». Человеческая реальность – это ничто, дыра в недрах бытия. Человеческое сознание абсурдно, пусто, это «недостаток» и своё содержание черпает из бытия. Большое внимание уделяет проблеме свободы. «Выбирая советчика, мы уже делаем выбор». «Человек обречён на свободу».

«То, какой человек есть, он узнаёт, когда совершает поступок». Главная добродетель – честность. «Жизнь человека состоит из экзистенциальных узлов». Человек часто не выдерживает бремени свободы и бежать от выбора и ответственности человеку помогают его чувства.

Карл Теодор Ясперс (1883 –1969) — немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма.

Он не считал философию наукой о бытии или наукой о жизни, потому что наука имеет ограниченный предмет. А жизнь или бытие не ограничены.

Ясперс считает, что необходимо вернуть современному человечеству все его смысложизненные ориентиры и создать философия нового типа, т.е. экзистенциальную философию. Он говорит о единстве всемирно-исторического процесса. Единство строится на основе философской веры. Вводит понятие осевого времени. Осевое время – это эпоха пробуждения духа, когда появляется человек такого типа, который существует и сейчас. Её главная особенность в том, что она кладёт конец непосредственного человека к миру и самому себе, т.е. человек осознаёт своё бессилие, границы и у него возникает вопрос о смысле бытия.

Философская вера делает нас солидарными с другими людьми в их борьбе за свою свободу, права, за своё духовное развитие.

Мы должны быть благородными, а это значит идти не за толпой, а за гениями человечества, это значит стремиться к «коммуникации», т.е. понимать, слышать других людей и быть в свою очередь услышанным ими.

 

Феноменология — основанное Гуссерлем и его учениками (Л. Ланд-гребе, Э. Финк и др.) субъективно-идеалистическое направление, оказавшее большое влияние на совр. немарксистскую философию. Центр, понятие Ф.— "интенциональность" сознания (его направленность на объект) — предназначено для утверждения субъективно-идеалистического принципа: "нет объекта - без субъекта".

Осн. требованиями феноменологического метода являются:

I) феноменологическая редукция, т. е. воздержание от каких бы то ни было суждений, относящихся к объективной реальности и выходящих за границы "чистого" (т. е. субъективного) опыта;

2) трансцендентальная редукция, т. е. рассмотрение самого субъекта познания не как реального, эмпирического, социального и психофизиологического существа, а как "чистого" сознания. Философия, как наука о "чистых сущностях" (эйдетика), противопоставляется познанию реальных фактов. Идеи Ф. в преобразованном виде послужили философской основой экзистенциализма Хайдеггер(Сартр) и отчасти философской герменевтики.

Возникновение в начале 20 в. Ф. как определённого идеалистического направления западной философии связано с именем Э. Гуссерля.

Ф. возникает в противовестественному, с одной стороны, психологизму в теории познания (Т. Липпс, Х. Зигварт), для которого познание тождественно чувств, опыту индивида, а с другой стороны – "историцизму" В. Дильтея, трактовавшего философию как описание исторических типов мировоззрения. Исходным пунктом Ф. было рассмотрение внеопытных и внеисторических структур сознания, которые обеспечивают его реальное функционирование и совпадают с идеальными значениями, выраженными в языке и психологических переживаниях. Гуссерль рассматривает Ф. как метод уяснения смысловых полей сознания, усмотрения тех инвариантных характеристик, которые делают возможным восприятие объекта и другие формы познания. Ф. основывается на истолковании феномена не как явления чего-то иного (например, сущности), а как того, что само себя обнаруживает, как предмета, непосредственно явленного сознанию. Поэтому Ф. мыслится у Гуссерля как интуитивное усмотрение идеальных сущностей (феноменов), обладающее непосредственной достоверностью.

Ф. обращается к последним двум слоям, образующим интенциональную структуру сознания. Интенциональность – изначальная характеристика сознания – понимается как слитность последнего с его предметным содержанием.

Задача Ф. – в раскрытии смысла предмета, затемнённого разноречивым мнением, словами и оценками. Обращение Ф. "к самим предметам" связано с её отказом от натуралистической установки, противопоставляющей сознание и бытие.

Феноменологическая установка достигается с помощью метода редукции, который включает в себя:

1) эйдетическую редукцию, т. е. отказ от любых утверждений об объективном существовании бытия, о пространственно-временной его организации, воздержание от любых суждений о реальном бытии и сознании (эпохе)

2) трансцендентальную редукцию, т. е. исключение всех антропологических, психологических трактовок сознания и поворот к анализу сознания как чистого созерцания сущностей. На этом пути достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального субъекта, как мира общезначимых истин, возвышающегося над эмпирически-психологическим сознанием и наполняющего его смыслом. По Гуссерлю, сущность (эйдос) инвариантная структура многообразных языковых суждений и переживаний, тождественность идеального значения, относящаяся не только к значениям актуально мыслимых объектов, но и к классу возможных объектов, к потенциально мыслимым значениям.

Современную форму Ф. – феноменологическую философию Гуссерля – можно рассматривать как исток и тайну современного иррационализма – одной из основных тенденций в буржуазной философии 20 в/




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.