Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировоззренческая и методологическая функция науки




Социально-экономические классы, страты и профессиональная структура общества

В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои, а также национальные сообщества. Они взаимосвязаны, между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения, которые и образуют социальную структуру общества.

Соц структура складывается из классовой, этнический, демографической, поселенческой. профессионально-образовательной структуры.

В основе социальной структуры лежит Общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства. На базе общественного разделения труда появляются такие группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни, умственного и физического труда. Отношение собственности экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества, складывающуюся внутреннего социальную структуру.

Теория стратификации, делящая общество на различные слои (старты) по разным основаниям: уровень доходов, профессия, вид деятельности, политические взгляды, ценностные ориентации.

Существование классов связано с исторически определенными способами производства. Классы возникают на той ступени общ развития, когда появление прибавочного продукта и разделение труда сделало экономически выгодным эксплуатацию рабочей силы. Теория классовой борьбы была разработана в марксизме как борьба между классами с несовместимыми интересами, противоречащими друг другу. Нов современном обществе интересы начали интегрироваться, отчего классовая борьба в связи с размытостью границ между классами смягчилась. Правда, в современной России социальная дифференциация наоборот усиливается, тч может привести к антагонизму в обществе.

В каждом обществе наряду с классами существуют также соц. группы, которые по своему отношению к собственности не вх. в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Сословия характеризовались замкнутостью и строились по принципу строгой иерархичности, закрепл. в правовых нормах. Соц. структура совр. общества также помимо основных классов включает и определенные соц. группы, куда относятся в основном интеллигенция и служащие. Границы между классами и другими соц. группами общества всегда относительны и подвижны.

Для стабилизации - мобильность. Гражданское общ есть относительно независимая от государства сфера реализации частных потребностей и интересов на базе частной собственности и всеобщего формального равенства людей.

Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, объединения этих индивидов. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как групповая, классовая, общностная и т.д. система. Группа – совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемая другими как некое сообщество. Классы – большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Социальные слои – это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Страта - социальная группа, отличающаяся по своему статусу в социальной иерархии общества по какому-либо параметру – тип профессии, уровень дохода и т.п. Понятие “класс” при этом используется как собирательный термин, отражающий совпадение статусов людей, ведущее к однородности и одинаковой социальной позиции.В этом определении выделяются следующие основные признаки, по которым возможно определить принадлежность людей к тому или иному классу 1) место в исторически определенной системе общественногопроизводства 2) отношение к средствам производства 3) роль в общественной организации труда 4) способы получения и размеры доли общественного богатства,которым реально располагает тот или иной класс.

Позитивистская Концепция (соотношения философии и науки) -концепция, возникшая в 30-х гг. XIX в. (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль) и получившая впоследствии широкое распространение в философии и среди ученых. Французский философ XIX века Огюст Конт – родоначальник позитивизма. Он считает, что человеческий дух в своем развитии проходит три стадии теологическую, метафизическую и позитивную. На последней, высшей стадии, сочетая теорию с практикой и используя сторого научные методы (наблюдение и эксперимент), человек приходит к наиболее точному, реальному, обьективному, полезному, т.е. позитивному знанию. Филосифия должна обобщить и систематизировать научные выводы, привести в порядок жизнь человека и общества, потому что порядок – самое главное условие прогресса. Говоря об организации человеческого общества, Конт вводит термин “социология”. Благодаря ем социология впервые разработана в научную систему.Джон Милль – английский философ, развивший эмпиризм в позитивизм. Он считаеи, что источник всех знаний – опыт, а главный метод познания – индукция. Наука должна находить не причины, а только законы явлений. По его мнению, моральные ценности тоже эмперичны и измечивы. Этика должна найти компромисс между индивидом и обществом, чтобы добиться всеобшего счачтья. Такая философия, основенная на отождемтвлений блага и пользы, называется “утилитаризм”.Герберт спенсер – английский философ, главный представитель эволюционизма. По его мнению, философия, обобщив знания конкретных наук, вывела универсальный закон – идею развития, эволюционного прогресса. Эволюция – это интеграция (накопление) материи, которая переходит от неопределенной однородности к определенной разнородности.

В хо­де эволюции позитивизма на роль «научной философии» выдви­гались разные претенденты:

1) общая методология науки как результат эмпирического обобщения, систематизации и описания реальных методов раз­личных конкретных наук (О. Конт); 2) логика науки как учение о методах открытия и доказатель­ства научных истин (причинно-следственных зависимостей) (Дж.Ст. Милль);

3) общая научная картина мира, полученная путем обобще­ния и интеграции знаний разных наук о природе (Г. Спенсер); 4) психология научного творчества (Э. Мах); 5) всеобщая теория организации (А. Богданов); 6) логический анализ языка науки средствами математиче­ской логики и логической семантики (Р. Карнап и др.); 7) теория развития науки (К. Поппер и др.); 8) теория, техника и методология лингвистического анализа (Л. Витгенштейн, Дж. Райл, Дж. Остин и др.).

 

5.2 Философия: истоки и причины возникновения.

Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания. Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические.

Философия - это учение о первопричинах или о первосущностях вещей. Философия определялась как "учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру". Для философии специфическим объектом изучения является отношение человек—мир, причем это отношение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия. Философия прежде всего учит нас мудро прожить жизнь и с достоинством завершить ее. Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения объектов, процессов мира. Философия рассматривает мир через призму субъект-объектных отношений, т.е. отношений человека к миру, обществу, другим людям. Человек изначально обладал любознательностью - склонность к зачаточно философскому размышлению на житейском уровне. Само слово "философия" восходит к Пифагору, буквально означая любовь к мудрости, т.е. любомудрие. Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире. История свидетельствует: философия возникла в обществе рабовладельческой демократии, где к этому времени произошло уже достаточно глубокое размежевание между физическим и умственным трудом. Древние греки "изобрели" философию как полную противоположность мифотворчеству. В общественной жизни философия вот уже 2,5 тысячи лет играет роль неутомимого "возмутителя спокойствия", бескомпромиссного критика существующего порядка вещей. Уже древние философы видели много общего между философией и медициной. Медицина врачует тело, философия - душу. О глубоком сближении и даже взаимопроникновении философии и искусства писали многие великие философы (Платон, Кант, Шеллинг, Шопенгауэр, Вл. Соловьев).

Что нового вносит в социальный статус философии современность? Прежде всего и главным образом то, что философия из тиши кабинетов, из келий одиночек-затворников вырвалась и вошла в большой мир - в политику, связала себя с широкими народными движениями, идеологией которых она становится.

Основные этапы. 1) Греческая (античная) Философия. 7 в. до н.э. – 4 в. н.э. (классика – Сократ, Платон, Аристотель). 2) Средневековая Философия. до 15 в. н.э. На этом этапе ф-кое обоснование божественности мироздания (теоретическое) Фома Аквинский, Августин. 3) Философия Возрождения 15 – 16 вв. (Джордано Бруно, Галилей, Коперник, Кузанский). 4) Философия Нового Времени 17вв. Это Философия науки и прав человека. (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Джон Локк). 5) 18 в. Философия Просвещения: Философия энциклопедических знаний, науки. (Руссо, Вольтер). 6) немецкая классическая Философия 1780–1830г. (Кант, Гегель). Создана Философия познания в лице Канта, классическая теория движения и развития (Гегель). 7) неклассическая западная Философия, вторая половина19в. Иррационализм Шопенгауэра и Ницше, рациональная Философия (Спенсер). 8) вторая половина 19в. марксистская Философия. начало 20в. (Маркс, Энгельс, Ленин). 9) русская Философия. середина 19 – начало 20в. (П. Чаадаев, Владимир Соловьёв, Булгаков, Бердяев). Обобщение этапов: самыми выдающимися этапами мировой философии были греческая и германская философии. Самыми длительными этапами были: греческая и средневековая Философия. Самым насыщенным ф-ким временем был 19 век.

Принято выделять следующие функции философии: • мировоззренческую • методологическую• мыслительно-теоретическую• гносеологическую• критическую • аксиологическую • социальную • воспитательно-гуманитарную • прогностическую.

Часто за основание делений функций принимают теоретическую и методологическую стороны философии, и тогда у философии выделяют мировоззренческие и общеметодологические функции. Мировоззренческие функции философии. Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям. Сокровища непосредственной жизни имеют цену лишь тогда, указывал В. С. Соловьев, когда за ними таится безусловное содержание, когда над ними стоит безусловная цель. Одним из важнейших противовесов негативным тенденциям в обществе, ведущим к его дегуманизации, является, по А. Швейцеру, философия, причем не всякая, а та, которая наполнена глубоким этическим содержанием. Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная (заключается в разработке представлений о ценностях – добро, справедливость, идеал красота), интерпретаторская и критическая подфункции. Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция: ориентации на истину, правду, доброту. Философия выступает одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью специализации. Наряду с уже рассмотренными функциями философия имеет еще объяснительно-информационную функцию. Одна из главных задач философии — разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. Таковы основные мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно-информационная.

Методологические функции философии. Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую и логико-гносеологическую. Эв ристической функции (приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий). Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может иметь вид прогноза Координирующая функция философии. Существо этой функции состоит в координировании методов в процессе научного исследования. Логико-гносеологическая функция философии. Она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.