Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Факторы развития личности: *среда;




Факторы развития личности: *среда;

*наследственость;

*воспитание;

*деятельность;

*активность;

1)Наследственность - это передача от родителей к детям определеных качеств и особенностей; носителем является ген.

От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.

Виды: *общечеловеческая (высокоорганизованый мозг; нервная система обладает высокими свойствами благодаря чему появляются, возникают при правильном воспитании; наличие речевого аппарата, благодаря чему возможно появление речи; вторая сигнальная система; особености телосложения, обеспечивают возможность верт. положения благодаря чему появляется возможность освобождения передних конечностей-руки; функционирование органов чувств)

*родовая (время рождения-эпоха; национальность; тип нервной системы; генатип)

*индивидуальная (отличие друг от друга, но схожи с родителями, близкими, родствениками; внешний облик-цвет волос, глаз и так далее; телосложение; генотип здоровья; природные задатки; тип активности-темпераметр)

Роль: +фундамент человека и личности (общечеловеческая наследственость);

+генотип крепкого здоровья;

+задатки (интелектуальные-умственое и духовное равитие; специальные-успешность определеного вида деятельности)

+нравственость человека и его социальное поведение.

-генотип слабого здоровья;

-неблагоприятные возможности для развития интелектуальных способностей;

-задатки могут проявится только при благоприятных условий;

-не все имеют в равной степени спец. задатки.

2)Среда-это совокупность условий, окружающие человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью.

Виды среды:*ближняя:-семья; родственники; друзья;

*дальняя:-общество(общественный строй; система производственых отношений)

Виды среды(Масловой):

*биологическая среда-внутриутробная среда;

*семейно-родственая среда- влияние родителей, сестер, братьев, бабушек, дедушек, тетей, дядей;

*среда ближайшего окружения-влияние друзей, однокласников, коллег соседей;

*образовательно-воспитательная среда-влияние педагогов, воспитателей дошкольного обучения, учителей, воспитателей групп продленого дня, воспитатели общежития, влияние самой среды;

*социально-нормативная среда-влияние нормативно-правовой базой общества:закон, право, устава, документы;

*материально-экономическая среда-влияние экономической базой, все предприятия(легкая,промышленая и так далее) различных отраслей;

*общественно-политическая среда-влияние политики как области(программы), органы правления, слоями, отношениями между классами;

*культурная среда-влияние продуктов материальной и духовной культуры(книги, музыка и так далее);

*религиозная среда-влияние различных религгиозных организаций(обряды, традиции и так далее);

*национальная среда-влияние национального языка, обычии, традиций, быта, нравов и так далее;

*территориально-поселенческая среда-влияние типов поселения городов, села, поселков, деревни;

*информационная среда-влияние средств массовой коммуникации(печать, телевидинье, интернет и так далее);

*природно-географическая среда-влияние климата, рельефа, полезных ископаемых, особености взаимодействия человека с природой и так далее;

* космическая среда-влияние всех небесных тел.

Влияние среды:-не все виды среды воздействуют на личность одинакова;

-не все виды среды воздействуют на личность постоянно;

-влияние некоторых видов среды может отсутствовать;

-среда может быть "отрицательной";

-среда важный фактор, но не единственый в развитии личности.

3)Воспитание-это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива восп. на воспитуемого с целью формирования у него заданых качеств, осуществляемое в семье и в учебно-воспит. учр.(доброта, смелость и так далее).

Характеристика воспитания: *целенаправленый процесс-есть цели глобальные такие как горманичное развитие личности, идеал не достижим во всех аспектах. Есть более мелкие цели трудолюбие, воспитание, аккуратность;

*специально-организованый процесс-организует воспитание педагог, организуется в специальных заведениях или в семье;

*управляемый процесс-организует и управляет педагог с помощью педагогическим "инструментов"(методы, пути и так далее.);

*систематический процесс-воспитание осуществляется изо дня в день во всех видах деятельности в дошкольных заведениях и в семье, так и орган. деят., так и в самостоятельной деятельности.

4)Деятельность-все многообра­зие занятий человека, все то, что он делает.

В процессе деятельности происходит всестороннее и цело­стное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Основные виды деятельности детей и подростков — игра, учение, труд.

По направленности выделяется познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремес­ленническая, гедоническая (направленная на получение удоволь­ствия) деятельность. Особый вид деятельности — общение.

Деятельность может быть активной и пассивной.

5)активность-стемление личности выйти за пределы реализованых возможностей, за пределы ролевых предписаний, расширить сферу деятельности.

Характеристика:*имеет избирательный характер;

*особую роль играет активность самовоспитания и самообразования;

*обязательные условия развития способностей,дарований, интереса, успеха;

*главный источник активности-потребности человека;

Виды активности: двигательная, познавательная, трудовая, коммуникативная, организаторская, творческая.

17 билет.Возрастные и индивидуальные особенности развития.Характеристика дошкольного возраста.

Периодизация основывается на выделение возрастных особенностей.Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.сущность возрастных особенностей наглядно раскрывается на примере физического развития человека(рост,прибовление веса,половое созревание),психическое развитие-изменение в волевых процессах,в эмоциональных процессах,в позновательных процессах.Я.А.Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей.Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности,согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития.учет возрастных особенностей –один из основополагающих педагогических принципов.Опираясь на него учителя регламентируют учебную нагрузку,устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда,определяет наиболее благоприятный для развития распорядок дня.

Периодизация:

1младенчество(1 год жизни)

2преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет)

3дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)

-младший дош.возраст(3-4 г),средний (4-5),старший(5-6)

4младший школьный возраст(6-10 лет)

5средний школ.воз(10-15 лет)

6.старший школ.возр(15-18 лет)

Дошкольный возраст:делится на мелкие этапы:младший,средний,старший начало дошкольного возраста принято соотносить с кризисом 3-х лет.Физическое развитие ребенка связано по прежнему с умственным.Дошкольник активно познает окруж.мир,активно развивается память,мышление, речь,воображение.Дети овладевают понятиями,приобретают способность к умозаключениям, обобщением любознательность стимулирует ребенка к исследовательской дея-ти,эксперементированию.Дошкольник проявляет интерес к себе к своему организму,к своему полу-развитие самосознания;Дошкольник любит фантазировать придумывать.Ребенок рисует,придумывает.Дети активно исполняют запас слов,звдумываются над их значением.Главная ведущая дея-ть для них игра.Ребенок отражает в игре все то,что видит в оруж.мире,все то,что слышал от взрослых и сверстников.В 3 года малыш с удовольствием выполняет поручения, помогают старшим.Появляется интерес к умственному труду.К 6 годам ребенок способен к осознанию, пониманию,объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека.Возникает новая форма общения-внесетуативно-личностная.Усваивает нормы поведения и взаимоотношений.К 6-7 годам формируется готовность к системному обучению в школе.

 

 

9 билет.зарубежная педагогика 17-20в.

Педагогика-это наука о воспитание(в широком смысле слова).

-Великий чешский педагог Ян Амос Коменский.Его главный труд»Великая дидактика» одна из первых научно-педагогических книг.Предложенные Я.А.Коменским принципы,методы,формы обучения,как например классно-урочная система,стали основой педагогической теории.»В основе теории должно лежать познание вещей и явлений,а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах..»

2Англиский философ и педагог Джон Локк(1632-1704).Сосредоточил главные усилия на теории воспитания. Ребенок от рождения»чистая доска»

Цель воспитания-воспитание джентельмена

-Физическое воспитание(способствует развитию здорового тела,выработки мужества и настойчивости,укрепления здоровья)

-Умственное воспитание(должно подчиняться развитию характера,формирования образованного делового человека.

-Религиозное воспитание(необходимо направлять не на приучения детей к обрядам,а на формирования любви и почтения к богу как высшему существу.)

-нравственное восп-я(воспитать способность отказывать себе в удовольствиях,идти на перекор своим склонностям.выработка изящных манер,навыков галантного поведения.

1.Главный принцип в обучении-опора на интерес и любознательность детей

2Главное средство воспитания-пример и среда.

3главный метод-ласковое слово и внушение,физическое наказание-случаях систематического непослушания.

4.Содержание обучения-чтение,письмо,рисование,география,этика,родной язык,астрономия,верховая езда,геометрия,танцы.

3.Великий швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоции.

Воспитание-многообразный социальный процесс, «обстоятельства формируют человека,го и человек формирует обстоятельства»,разработал метод элементарного образования:пробудить задатки и способностей в каждом ребенке.

Содержание воспитания:развивать ум(склонность к самостоятельным суждениям),достоинство(способность к самозащите и самопомощи),нравственность(дея-ная любовь и доброта к ближним),физическое здоровье,профессия и культура труда,система мировоззренческих ценностей.

4.Немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистерверг-занимавшийся исследованием многих важных проблем,но более всего –изучением противоречий,внутренне присущих всем педагогическим явлениям.

5.Фридрих Фребель-воспитание преднозначено для выявления и развития в человеке соответствующих творческих задатков.Установил законы воспитания:самораскрытие божественного начала в человеке,поступательное развитие человека,закон природосообразного воспитания.Основой педагогической системы Фребеля является теория игры-мостик от внутреннего мира к природе.Ввел игры-занятия6игры с дарами-строительным материалом,подвижные игры,рисование,лепка,плетение из бумаги,вырезание из бумаги,вышивание ит.д.Автор головоломки-дары Фребеля(в игровой форме деревянный конструктор(мяч,шар,куб,цилиндр-8даров,знакомит ребенка со свойствами геометрических тел,учит пространственному воображению,умение соединять части в целое

18 билет. Педагогический процесс, его характеристика.

П.п- это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников направленное на решение развивающих и образовательных задач.

 

Педагогическая теория сделала прогрессивный шаг, научившись представлять педагогический процесс как динамическую систему. Помимо четкого выделения составных компонентов, такое представление позволяет анализировать многочисленные связи и отношении между компонентами, а это главное в практике управления педагогическим процессом.

Педагогический процесс как система не идентичен системе протекание процесса. В качестве систем в которых протекает педагогический процесс, выступает система народного образования.

Структура- это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы(компоненты), а также связи между ними. Чтобы анализировать педагогический процесс как систему, необходимо установить критерий анализа. В качестве критерия может выступать любой достаточно высокий показатель процесса, условий его протекания или величины достигнутых результатов.

Компоненты педагогического процесса: -обмен деятельностями; педагогом, воспитанниками; содержания, образования и средства.

Педагогический процесс- это целостное явление.

Целостность- синтетическое качество педагогического процесса, характеризующей высший уровень его развития, результат стемулирующиее сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующее в нем.

Составляющие целостности педагогического процесса.

1)Содержательно –целевой. Реализуется через постановку целей и задач и содержание, знания, умения, навыки и творческая деятельность.

2)Организационно- процессуальный- это материальные условия, деловое взаимодействие педагога с детьми, конструирования процесса освоение воспитанниками содержания образования.

3)Операциально- технологический аспект- это технологии процесса обучения.

Принципы педагогического процесса - это основные положения, нормативные требования, руководящие идеи, определяющие особенности проектирования и реализации педагогического процесса (процесса обучения).

В современных педагогических системах выделяются следующие наиболее общие принципы обучения и воспитания обучающихся (воспитанников):

1. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса.

2. Принцип демократизации образования.

3. Принцип природосообразности.

4. Принцип наглядности.

5. Принцип наглядности.

6. Принцип сознательности и активности обучающихся (воспитанников).

7. Принцип доступности и посильности обучения и воспитания личности.

8. Принцип связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью.

9. Принцип прочности и осознанности результатов воспитания, обучения и развития.

10. Принцип систематичности и последовательности.

 
19 вопрос: Обучение в целостном педагогическом процессе.
Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.
Целью обучения в дошкольный период является: системная передача взрослым и усвоение детьми элементов общественно исторического социального опыта.
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности школьников. Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности. Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением.
Функции обучения:
Образовательная функция
Воспитывающая функция.
Развивающая функция..
Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность педагога и учащихся, направленной на достижение заданной цели обучения.
Приём обучения - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
Классификация методов обучения- это упорядоченная по определенному признаку их систем.
Практический Наглядный Словесный Работа с книгой Видеометод
Опыт Иллюстрация Объяснение Чтение Просмотр
Упражнения Демонстрация Разъяснение Изучение Обучение
Учебно-производительный труд Наблюдение учащихся Рассказ Реферирование Упражнения под контролям «электронного учителя»
    Беседа Беглый просмотр Контроль
    Инструктаж Цитирование  
    Лекция Изложение составление плана  
    Дискуссия конспектирование  
    диспут    

Классификация методов по назначению

\1 приобретение знаний
2 формирование умений и навыков
3 применение знаний
4творческая деятельность
5 закрепления
6проверки знаний, умений, навыков.
По типу познавательной деятельности
1 объяснительно-иллюстративный(инфармационно-рецептивный)
2репродуктивный
3 проблемное изложение
4 частично поисковый
5 исследовательский
Формы обучения — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.. Они имеют социальную обусловленность.
Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:
• постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
• каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
• учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаи­мосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
• каждый урок посвящается только одному предмету (мо­низм);
• постоянное чередование уроков (расписание);
• руководящая роль учителя (педагогическое управление);
• применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами. Ключевым компонентом классно-урочной системы органи­зации обучения является урок.
Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности.
Принцип научности обучения является важнейшим принципом обучения. Этот принцип опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с научными фактами, понятиями, закономерностями, теориями всех основных разделов соответствующей отрасли науки, в возможной мере приближалось к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития в дальнейшем.
Принцип систематичности и последовательности требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. Психологически установлена закономерность, что при соблюдении логических связей учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно. Систематичность и последовательность в обучении позволяют достичь больших результатов.
Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
Принцип наглядности. Многолетний опыт обучения и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека.
Принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования воспитания и развития предъявляет к результатам обучения более высокие требования, чем традиционный принцип прочности знаний. Во-первых, он требует, чтобы прочным был не только образовательный, но и воспитательный и развивающий эффект обучения. Во-вторых, этот принцип предполагает, что обучение обеспечить осмысленность приобретенных знаний. Наконец, в-третьих, он ориентирует обучение на обеспечение действенности знаний, умений и навыков, а так же способов поведения, то есть их практической направленности, обращенности к решению жизненных проблем.
Принцип сознательности и активности суть принципа сознательности и активности состоит в умелом использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера.
Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность вырабатывая собственные взгляды.

Билет 20. Сущность и содержание процесса воспитания.

Процесс воспитания является одним из главных компонентов педагогического процесса (воспитание, обучение, образование).

Воспитание – это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование личности, нужной и полезной обществу. Это целенаправленный процесс, длительный, с отсроченным неоднозначным результатом. Процесс воспитания диалектичен, имеет комплексный характер, ибо формирование качеств личности происходит не поочередно, а в комплексе.

Содержание воспитания – это система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения.

Главная цель воспитания – формирование всесторонне и гармонически развитой личности на основе системы идей:

опора на способности и дарования через освоение базовых основ культуры;

поиск нравственных образцов, выработка собственных ценностей, норм и законов жизни;

жизненное самоопределение, гармония человека с самим собой;

личностная направленность, означающая движение от ближайших интересов к развитию высоких духовных потребностей;

принудительный воспитательный процесс ведет к деградации нравственности;

коллектив не дисциплинарное средство, способное лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.

Основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, является образовательное учреждение. В целостном педагогическом процессе слиты умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание.

Реализм целей воспитания направлен на формирование конкретных качеств личности. Перечислим основные.

Человек-гражданин имеет чувство долга перед страной, обществом, родителями. Ответственен за судьбу страны, общественную дисциплину и культуру общежития. Развито чувство национальной гордости, патриотизма и интернационализма.

Человек-работник дисциплинирован и ответственен, работоспособен и организован, имеет специальные знания, умеет трудиться сообща, уважает людей труда.

Человек-семьянин трудолюбив, ответственен, тактичен, вежлив, уважает родителей, культурен в общении.

Личность как субъект деятельности демонстрирует готовность принимать на себя ответственность за других и за будущее общества; поступать гуманно, независимо от частных ситуаций и обстоятельств, складывающихся в жизни; преобразовывать себя, преобразовывать себя, вырабатывая гуманистическую стратегию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.