КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие закономерности аномального развития1. ДИВЕРГЕНЦИЯ, т.е. расхождение 2х планов развития: биологического и социального (психического). В норме - ребенок растет, развивается физически и его возрасту соответствует определенный уровень психического развития. А ребенок с отклонениями - физически растет, созревает, а в плане психического развития отстает, если не проводить коррекционной работы, то это усугубляется. Несоответствие уровня развития возрастной нормы: недоразвитие, регресс, акселирация, нарушение межфункциональных связей, асинхрония, задержка развития, ретордация, распад ПФ (неравномерная глубокая утрата ранее сформированных навыков). Основным объектом в психологическом изучении и коррекции являются вторичные дефекты. Они формируются на базе первичных и социально обусловлены, т.е. ребенок развивается на дефектной основе, социальное окружение не компенсирует нарушения, а детерминирует отклонения в личностном развитии. Могут быть и третичные, т.е. нарушения формирования личности (характер, эмоции, мотивы). 3. ВСЕГДА ИМЕЮТСЯ СОХРАННЫЕ ФУНКЦИИ. Коррекционная работа должна строиться с опорой на сохранные функции, в обход пострадавших функций.
8. Структура нарушенного развития. Нарушение развития имеет сложную структуру. Всегда отмечаются первичные дефекты, которые обусловлены биологически, т.е. являются следствием органического поражения мозга (частные и общие нарушения) или серьезных функциональных расстройств ЦНС. Они стойкие, могут поддаваться медицинской коррекции, но не педагогической. Несоответствие уровня развития возрастной нормы: недоразвитие, регресс, акселирация, нарушение межфункциональных связей, асинхрония, задержка развития, ретордация, распад ПФ (неравномерная глубокая утрата ранее сформированных навыков). Основным объектом в психологическом изучении и коррекции являются вторичные дефекты. Они формируются на базе первичных и социально обусловлены, т.е. ребенок развивается на дефектной основе, социальное окружение не компенсирует нарушения, а детерминирует отклонения в личностном развитии. Механизмы возникновения вторичных дефектов: а) вторичному недоразвитию подвергаются функции, связанные с повреждённой; б) вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые во время повреждения находились в синзитивном периоде развития; в) социальная депривация (дефект препятствует нормальному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков). Личностные реакции на первичный дефект: а) игнорирование – часто встречается при нарушении интеллекта, связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности своей д-ти. б) вытеснение – невротичный тип реагирования на дефект, проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций. в) компенсация – осознание дефекта и замещение утраченной функции за счёт более сохранной. г) гиперкомпенсация – усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам. д) астетический тип реагирования – возникновение заниженного уровня притязаний, низкой самооценки, фиксации на осознании своей неполноценности. Могут быть и третичные, т.е. нарушения формирования личности (характер, эмоции, мотивы).
9. Причины нарушения интеллектуального развития у детей. Разделение умственно отсталых детей по степени выраженности интеллектуального дефекта. Умственная отсталость – состояние задержанного или неполного развития психики, которые в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуального развития, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Недоразвитие интеллектуальных функций может возникнуть вследствие множества самых разнообразных явлений, влияющих на созревание мозга ребенка. 1. Наследственные факторы, в том числе неполноценность генеративных клеток родителей (умственная отсталость родителей, нарушения хромосомного набора, алкоголизм, наркомания); 2. Патология внутриутробного развития (различные инфекционные, гормональные заболевания матери в период беременности, интоксикации, травмы, иммунологическая несовместимость матери и плода); 3. Патологические факторы, действующие во время родов и в раннем возрасте ребенка: родовая травма и асфиксия; нейроинфекции и различные соматические заболевания ребенка (особенно первых месяцев жизни, сопровождающиеся обезвоживанием и дистрофией, что наиболее патогенно для мозга ребенка); травмы мозга. Классификация интеллектуальных нарушений. В настоящее время в практической работе психиатры используют международную классификацию по степени глубины интеллектуального дефекта. Умственная отсталость: легкая (IQ 50-69), умеренная (IQ 35-49), тяжелая (IQ 20-34), глубокая (IQ ниже 20). Олигофрения - врожденное или рано приобретенное слабоумие, выражающееся в недоразвитии интеллекта и психики в целом. Идиотия IQ 5 - наиболее глубокая степень олигофрении, почти полное отсутствие речи и мышления. Недоступна осмысленная д-ть. Эмоциональная жизнь исчерпывается примитивными реакциями удовольствия и неудовольствия. У одних преобладают злобно-гневливые вспышки, у других - вялость и безразличие ко всему окружающему. Произносят лишь отдельные звуки и слова, часто не понимают речи окружающих, не отличают родственников от посторонних. Не владеют элементарными навыками самообслуживания, не могут самостоятельно есть, иногда даже не пережевывают пищу, неопрятны, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. Имбецильность IQ 5-49 - средняя по тяжести степень олигофрении. Понимают речь окружающих, могут произносить короткие фразы. Некоторые способны производить элементарные счетные операции, усваивать простейшие трудовые навыки и навыки самообслуживания. Эмоции более дифференцированы, привязаны к родным, адекватно реагируют на похвалу или порицание. Мышление примитивно, лишены инициативы, инертны, внушаемы, легко теряются при изменении обстановки, нуждаются в постоянном надзоре и уходе. Умеренная (IQ 35-49), резко-выраженная (IQ 20-34), глубокая (IQ 5-19). Дебильность IQ 50-69 - самая легкая степень слабоумия. Обычно заканчивают вспомогательную школу, способны вести самостоятельную жизнь. Преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует. Некоторым при задержке общего психического развития и малой продуктивности мышления свойственна частичная одаренность (отличная механическая или зрительная память, способность производить в уме сложные арифметические операции и др.). Среди дебилов различают эретичных (возбудимых), вялых апатичных, злобно-упрямых, мстительных и торпидных (заторможенных).
10. Классификация детей с общим психическим недоразвитием. Психическое недоразвитие рассматривается как синдром тотальной ретардации. В основе лежит недоразвитие всех сторон психики: познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личности, потребностно-мотивационной сферы и пр. Но ведущая роль в структуре общего психического недоразвития принадлежит недоразвитию познавательной д-ти. Как особая форма психического недоразвития умственная отсталость может возникнуть у ребенка вследствие различных причин. По этиологии их можно условно разделить на 2 основные группы: эндогенную, обусловленную как правило генетическими факторами, и экзогенную, обусловленную внешними факторами — возникшие на различных этапах развития ребенка. Ковалев выделяет следующие основные формы умственной отсталости: Для психолого-педагогического анализа интеллектуального дефекта при умственной отсталости в практике чаще используется классификация Певзнер, которая выделяет 5 форм умственной отсталости:
11. Поврежденное развитие. Типичная модель поврежденного развития. Поврежденное развитие имеет ту же этиологию (наследственные заболевания; внутриутробные, натальные и постнатальные инфекции, интоксикации и травмы ЦНС), что и органическое или задержанное недоразвитие психики. Основное отличие патогенеза связано с более поздним (после 2-3 лет) патологическим воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформирована и их недостаточность проявляется в признаках повреждения. Следует отметить, что компонент повреждения присутствует почти при всех видах аномального развития. Однако при других видах дизонтогенеза он является либо осложняющим фактором (например, при недоразвитии по типу осложненной олигофрении), либо пусковым механизмом, например в случае замедления темпа развития, и т. д. Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция. Деменция - приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. В отличие от олигофрении, слабоумия врождённого или приобретённого в младенчестве, представляющей собой недоразвитие психики, деменция - это распад психических функций, происходящий в результате поражений мозга, наиболее часто - в старости. Резидуальная деменция возникает в результате поражения ГМ (травмы, инфекции, интоксикации). Прогрессирующая деменция – следствие хронически протекающего менингита, опухоли, эпилепсии, склероза и т.д.
12. Особенности поврежденного развития при травмах мозга. Органическая деменция в следствие тяжелых травм мозга: контузия (тяжёлая травма мозга), комоция (сотрясение мозга). Стадии динамики последствий ЧМТ: Острая стадия. При контузии: длительное расстройство сознания, коматозные состояния, оглушенность, сонливость, нарушение ориентировки, двигательное возбуждение, эйфория, нелепое поведение, грубые амнестические расстройства. При комоции: кратковременное расстройство сознания. Подострая стадия. После контузии: оглушенность, растерянность, сумеречные состояния, головные боли с головокружением, амнезии, расстройства речи. После комоции: головные боли и головокружение, но без выраженной амнезии и расстройства сознания. Резидуальный (остаточный) период: Гуревич, изучая отдаленные последствия поврежденного развития при травмах мозга, выделяет 4 клинических этапа. 1. Травматическая церебрастения: неспособность к умственному напряжению; повышенная утомляемость; в целом, адаптация детей удовлетворительная, продолжают обучаться в школе; могут наблюдаться головокружения, нарушения сна, снижение общего психического тонуса; нарушение объёма и переключаемость внимания; нарушение динамики мыслительных процессов; снижение объёма памяти в слуховой и зрительной модальности; повышенная фрустрация, эмоциональная неустойчивость, ригидность поведения. 2. Травматическая церебропатия: апатия, вялость общая заторможенность или наоборот, повышенная возбудимость, двигательная расторможенность; эйфория, беспечность, агрессивность, взрывчатость; затруднения при общении в школе; психопато-подобное поведение; неадекватность самооценки и снижение критики своего состояния. 3. Травматическая деменция: снижение интеллектуальной д-ти и активности; снижение критики своего состояния; бездеятельность, безынициативность; расстройство памяти; нарушение способности корригировать (исправлять) собственные ошибки, правильно ориентироваться в пространстве; мыслительные операции отличаются ригидностью (неготовность к изменениям программы). 4. Травматическая эпилепсия: в различные сроки после травмы – эпилептические припадки; травматическая астения, нарушение личности, повышенная агрессивность, аффективность; снижение интеллектуальных способностей и учебной д-ти. Структура психического дефекта при ранних травмах отличается выраженной тотальностью и необратимостью. К поврежденному развитию относится и эпилептическая деменция, наблюдаемая у детей в случаях вялотекущего эпилептического процесса. Кроме судорожных припадков у больных наблюдаются: специфические особенности мышления, эмоционально-волевой сферы и личности в целом; общая психическая тугоподвижность, вязкость мышления, застревание на малосущественных деталях, трудность интеллектуальной переключаемости, выраженная замедленность речи; полярность эмоций, ласковость в сочетании с злопамятностью и мстительностью; дисгармоническое развитие личности и нарушение поведения; стойкий, часто необратимый регресс ряда психических функций.
13. Деменция вследствие ревматических заболеваний у детей. Один из вариантов поврежденного развития - деменция вследствие ревматических заболеваний у детей, мало изученная в психопатологии и патопсихологии. Более ста лет назад были описаны острые психозы, возникающие при ревматизме. Специфические для ревматического психоза признаки - угнетение психической д-ти, нарастание ипохондрического синдрома, апатии, что обусловлено недостаточностью кислородного обмена мозга. В исследованиях отечественных психиатров показано, что при ревматизме могут возникать и другие формы нервно-психических нарушений: 1. Ревматическая астения: раздражительная слабость; повышенная возбудимость; быстрая утомляемость; эмоционально-волевая неустойчивость, которая негативно отражается на умственной работоспособности. 2. Ревматическая церебрастения: повешенная скованность, замедленность движений; нарушение оптического восприятия; нарушение интеллекта; нарушение свойств внимания; снижение объёма памяти; лабильность (неустойчивость) мыслительных процессов; болезненное переживание возникающих трудностей в учебной д-ти. 3. Ревматическая церебропатия: нарушение интеллектуальных способностей (чтение, письмо счёт); эмоциональные расстройства и нестабильность поведения.
14. Задержка психического развития. Определение. Причины. Классификация. ЗПР - понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60х гг XX в. в результате начавшегося на десятилетие раньше изучения детей, испытывающих трудности в обучении в обычной школе и умственно отсталых детей, которые через непродолжительный период обучения в специальной школе начинали весьма успешно продвигаться вперед и обнаруживали большие потенциальные возможности. ЗПР – замедление темпа развития психики ребенка, выражающаяся в недостаточности общего запаса знаний, в незрелости мышления, преобладании игровых интересов и быстрой пресыщенности интеллектуальной д-ти. Причины: 1. негрубое внутриутробное поражение ЦНС 2. нетяжелые родовые травмы 3. недоношенность 4. близнецовость 5. инфекционные и хронические соматические заболевания 6. ранняя социальная депривация (лишение) 7. влияние длительных психотравмирующих ситуаций Лебединской выделено 4 группы: 1. ЗПР конституционального происхождения. Дефект: черты эмоциональной и личностной незрелости. Инфантильный тип личности часто сочетается с инфантильным типом телосложения. Такие дети отличаются внешне, рост у них меньше среднего и лицо сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они становятся школьниками. Сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Наблюдается большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность. Проявляется творчество в игре; снижается учебная д-ть; затруднения социальной и школьной адаптации. 2. ЗПР соматогенного происхождения связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма), заболевания пищеварительной системы и т.д. Детей характеризуют явления стойкой физической и психической астении – снижение работоспособности, формирование робости, боязливости. Дети растут в условиях запретов; не пополняется запас знаний и представлений об окружающем мире. 3. ЗПР психогенного происхождения связана снеблагоприятными психотравмирующими условиями, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. В условиях безнадзорности развитие личности протекает по неустойчивому типу: импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции; в условиях гиперопеки – эгоцентрические установки, неспособность к волевым усилиям и труду. В психотравмирующих условиях происходит невротическое развитие личности. У одних детей негативизм, агрессивность, истеричность, у других – робость, боязливость, страхи. Нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения, бедный запас знаний и представлений, неспособность к длительным интеллектуальным усилиям. 4. ЗПР церебрально-органического генеза. Сочетаются черты незрелости и различной степени повреждённости ряда психических функций. В зависимости от их соотношения выделяют 2 категории детей: А группа – несформированность эмоционально-волевой сферы и познавательной д-ти, негрубая неврологическая симптоматика; В группа – выраженные церебрастенические неврозоподобные синдромы, парциальные нарушения корковых функций, в структуре дефекта преобладают нарушения познавательной сферы.
15. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Восприятие. У детей с ЗПР трудности в выделении фигуры на фоне, затруднения при различении близких по форме фигур и при необходимости вычленить детали рассматриваемого объекта, недостатки восприятия глубины пространства, недостатки восприятия явно выступают, когда дети выполняют задания на копирование фигур (домики из строительных кубиков, фигуры из кубиков Коса). Так же страдает мелкая моторика. Внимание. Не может сосредоточиться на каком-либо предмете. Это связано с низкой работоспособностью и повышенной истощаемостью. Память. Наблюдается отставание в развитии памяти детей с ЗПР, в ее проявлениях наблюдается та же закономерность, которая прослеживается у детей без отклонений в развитии: преобладание наглядно-образной памяти по сравнению со словесной. Мышление. Наблюдается отставание в развитии всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического). Трудности при выполнении простых арифметических заданий. Речь. Запоздалое появление первых слов и первых фраз. Затем отмечается замедленное расширение словаря и овладение грамматическим строем. Нередко имеются недостатки произношения и различения отдельных звуков. В условиях повседневного общения недостатки словаря, грамматического оформления и произношения заметно не выступают. К старшему дошкольному возрасту бытовая речь этих детей почти не отличается от характерной для нормально развивающихся сверстников. Эмоциональная сфера. Наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и часто немотивированно переходят от смеха к плачу и наоборот. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность. Нередко у дошкольников с ЗПР отмечается состояние беспокойства, тревожность. Играть они предпочитают в одиночку. У них не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников, т.е. не выделяются друзья, межличностные отношения неустойчивы. Взаимодействие носит ситуативный характер. Дети предпочитают общение со взрослыми или с детьми старше себя.
16. Причины нарушений слуха. Дети с нарушением слуха. Нарушение слуха - полное или частичное снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Вызывается широким спектром биологических и экологических факторов. У человека нарушение слуха, делающее невозможным восприятие речи, называется глухотой, а более легкие степени нарушения слуха, затрудняющие восприятие речи - тугоухостью. Все причины и факторы нарушений слуха можно разделить на 3 группы. 1. Причины и факторы, приводящие к возникновению наследственной глухоты или тугоухости. 2. Факторы, воздействующие на развивающийся плод во время беременности матери или приводящие к общей интоксикации организма матери в этот период (врожденное нарушение слуха). 3. Факторы, действующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни (приобретенное нарушение слуха). Исследователи полагают, что часто поражение слуха возникает под действием нескольких факторов, оказывающих воздействие в различные периоды развития ребенка. Соответственно они выделяют фоновые и манифестные факторы. Фоновые факторы, или факторы риска, создают благоприятный фон для развития глухоты или тугоухости. Манифестные факторы вызывают резкое ухудшение слуха. Обучение речи глухих детей специальными средствами только в редких случаях обеспечивает формирование речи, приближающееся к нормальному. Глухота вызывает вторичные изменения в психическом развитии ребенка - более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи. Нарушение слуха и речевое недоразвитие влекут за собой изменения в развитии всех познавательных процессов ребенка, в формировании его волевого поведения, эмоций и чувств, характера и других сторон личности. Для психического развития глухих детей и других, имеющих нарушения слуха, является чрезвычайно значимым, как организуется процесс их воспитания и обучения с раннего детства, насколько в этом процессе учитывается своеобразие психического развития, насколько систематически реализуются социально-педагогические средства, обеспечивающие компенсаторное развитие ребенка. Могут быть изменения: нарушения мозговых систем, ведущих к детскому церебральному параличу; локальные нарушения слухоречевой системы мозга (корковых и подкорковых образований); заболевания ЦНС и всего организма, ведущие к психическим заболеваниям (шизофрении, маниакально-депрессивному психозу и др.); возможность глубокой социально-педагогической запущенности. Глухие дети позднее, чем слышащие, научаются выделять в предметах не только различия, но и сходство. Заметно труднее для глухих сравнивать предметы не на основе их непосредственного восприятия, а по представлению.
17. Особенности психического развития слабослышащих детей. Модально-неспецифические нарушения – являются общим параметром для всех вариантов дизонтогенеза и являются типичными практически для всех групп отклоняющегося развития, в том числе и для развития детей с нарушениями слуха. Снижение уровня познавательной активности. Бедность представлений и знаний об окружающей действительности. Речевые нарушения и, как следствие, недостаточное формирование ВПФ, коммуникативные трудности ребёнка в общении. Общее моторное и психомоторное развитие оказывается нарушено при всех формах дизонтогенеза. Нарушение пространственной ориентировки, представлений. Нарушение темпов развития навыков, умений. Нарушение формирования ведущих форм д-ти ребёнка - нарушение игровой, трудовой, учебной, предметно-конструктивной. Диспропорциональность развития образной и вербальной сферы психики. Деформация социальной ситуации развития. Воспитание ребёнка в неправильных стратегиях. Различные депривационные симптомы. Специфические нарушения развития при нарушении слуха. Слабослышащий ребенок часто отстает от сверстников в умственном развитии, ему трудно учиться в школе, неминуемы сложности в общении, выборе будущей профессии. Глубокая глухота без лечения в раннем детстве приводит к немоте и инвалидности. Наиболее характерны следующие недостатки в звукопроизношении: смешение звонких и глухих согласных, замена шипящих свистящими, неправильное произношение сонорных согласных и т.д. У глухих детей наиболее часто встречаются следующие характерные синдромы психической депривации: задержка и искажение интеллектуального развития, обеднение познавательной сферы; волевые нарушения от снижения активности до выраженной пассивности, слабости и истощаемости побудительных мотивов; эмоциональные расстройства в виде различных депривационных состояний. Абилитация детей с нарушениями слуха. Абилитация - развитие ранее не сформированных функций и навыков Раннее выявление тугоухости и последующая абилитация, включающая слухопротезирование и занятия по развитию слуха и речи, могут обеспечить нормальное речевое развитие ребенка. Ребенок имеет колоссальные возможности для формирования и развития словарно-речевых навыков, при этом мозг его очень пластичен. Однако, существует критический возраст (6 месяцев), после которого значительно утрачивается возможность формировать соответствующие связи, отвечающие за коммуникативные способности человека, в том числе и речевые. Если нарушение слуха выявлено и оказана помощь до этого возраста, то можно обеспечить нормальное и своевременное речевое и интеллектуальное развитие ребенка. В специальных коррекционных учреждениях для глухих детей педагогическое сопровождение должно осуществляться в связи с психологическим. Главное - адаптировать ребёнка к школьным условиям и задачам. Поведенческие и психические проявления адаптации индивидуальны и зависят от характера ребёнка, от состояния его здоровья.
18. Особенности психического развития детей с нарушением зрения. Такие глубокие нарушения зрения, как слепота и слабовидение, оказывают влияние на формирование всей психологической системы человека, включая личность. Эмоции и чувства человека не могут не изменяться под влиянием нарушений зрения, при которых сужаются сферы чувственного познания, изменяются потребности и интересы. Слепые и слабовидящие имеют и проявляют те же эмоции и чувства, что и зрячие, хотя степень и уровень их развития могут быть отличны. Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание и переживание своего отличия от нормально видящих сверстников, возникающее в возрасте 4-5 лет, в подростковом возрасте, осознание ограничений в выборе профессии, партнера для семейной жизни в юношеском возрасте. Глубокое стрессовое состояние возникает при приобретенной слепоте. Для лиц, недавно утративших зрение, характерны сниженная самооценка, низкий уровень притязаний и выраженные депрессивные компоненты поведения. В сравнительных экспериментальных исследованиях отмечается большее неблагополучие слепых и слабовидящих детей в эмоциональном отражении своих отношений с миром вещей, людей и обществом. Дети с нарушениями зрения более ранимы, показывают большую эмоциональность и тревожность по сравнению с тотально слепыми детьми. Дети из школ-интернатов показывают большую неуверенность при самооценке, чем дети из семьи. Это говорит о том, что в развитии эмоций и чувств у детей с нарушениями зрения большую роль играет социальное окружение. Для слепых также свойственны страх перед неизведанным пространством, наполненным предметами с их опасными для ребенка свойствами. Но этот страх появляется у ребенка лишь при неумелом руководстве родителей. Понимание слепыми эмоциональных состояний человека по голосу, интонации, темпу, громкости и другим экспрессивным признакам речи говорит о том, что слепые обнаруживают большую точность в распознавании эмоциональных состояний говорящего. Оценивая эмоциональные состояния, они чувствуют активность, доминантность, тревожность говорящего. Самооценка внешности незрячими зависит от критерия, который они используют: либо за точку отсчета берется свое собственное представление о себе, построенное исходя из оценки своего положения, либо происходит ориентация на внешние оценки зрячих. Успешность социальной реабилитации во многом зависит от того, какие личностные качества будут сформированы у детей, имеющих нарушения зрения, к началу их самостоятельной жизни. Речь должна идти не о качествах личности, а о целостной системе отношений личности. В эту систему включаются: 1) представления о себе самом, отношение к своему дефекту, отношение к другим людям; 2) отношение к жизненным целям, к прошлому и будущему, к жизненным ценностям; 3) отношение к непосредственному социальному окружению, отношения с другим полом. Эти отношения составляют базовые структуры личности такие, как образ своего Я, направленность личности, отношения с другими.
19. Психическое развитие при детском церебральном параличе. У детей с ДЦП имеется аномальное развитие мозга: киста, атрофия коры ГМ, недоразвитие различных отделов, сосудистые аномалии. Но характерная особенность ДЦП – нарушение моторного развития ребёнка. Причины: перинатальное поражение ЦНС (внутриутробное); расстройство мозгового кровообращения; механическая родовая травма; в первые 3 года менингит, энцефалит, травма ГМ. Спастическая диплегия (наиболее частая форма) характеризуется двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях; ноги страдают больше, чем руки. Двойная гемиплегия характеризуется двигательными нарушениями во всех конечностях, обычно руки страдают больше, чем ноги. Дети не сидят, не ходят, не могут себя обслуживать. Атонически-астатическая форма характеризуется мышечной гипотонией. Гиперкинетическая форма характеризуется поражением подкорковых образований при резус-конфликтной беременности. Гиперкинезы сильнее выражены в мышцах лица, нижних отделах конечностей и мышцах шеи. Речевые нарушения у детей с ДЦП характеризуются задержкой речевого развития, дизартрией и алалией. Задержка речевого развития отмечается уже в доречевой период. У детей с ДЦП наиболее часто отмечается псевдобульбарная дизартрия, повышение тонуса речевой мускулатуры. При ДЦП (особенно при гиперкинетической форме) довольно часто снижается острота слуха. Своевременная коррекция этого дефекта позволяет избежать задержек речевого развития Нарушения пространственных представлений у детей с ДЦП характеризуется недоразвитием пространственного гнозиса, что связано с недоразвитием или поражением теменной доли БП ГМ и с нарушениями зрительного восприятия. Нарушение формирования схемы тела, стереогнозиса у детей с ДПЦ характеризуется наличием патологических тонических рефлексов и парезов рук, что приводит к недоразвитию зрительно-моторной координации. Наряду с нарушением формирования пространственного гнозиса это затрудняет формирование восприятия формы и овладение умением соотносить в пространстве объемные и плоские величины. Также страдает развитие схемы тела. Эмоциональные нарушения у детей с ДЦП проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. У детей старшего возраста развиваются вторичные эмоциональные нарушения как реакция на свой дефект. У них наблюдается склонность к невротическим нарушениям. Возникает угроза патологического развития личности по тревожно-мнительному, аутистическому (уход в себя) или инфантилизированному типу. Интеллектуальное развитие у детей с ДЦП протекает в неблагоприятных условиях и часто задерживается или искажается. Интеллект при ДЦП изменен по-разному: 30% детей имеют недоразвитие интеллекта по типу олигофрении, у 25-30% интеллект сохранен, а у остальных наблюдается задержка интеллектуального развития, обусловленная двигательными, речевыми и сенсорными расстройствами.
20. Слепоглухие дети. Эти дети имеют возможность разностороннего развития, которая реализуется в процессе специального обучения, без такого обучения слепоглухонемой ребёнок умственно не развивается, не приобретает элементарных навыков самообслуживания. Общение с окружающими осуществляется с помощью дактилологии; для общения со слепоглухонемыми применяют также клавишные приборы — телетакторы. В СССР (Сергиев Посад) организовано учреждение для слепоглухонемых, где они овладевают необходимыми знаниями и трудовыми навыками. Мировую известность приобрели слепоглухонемые: Келлер (США), которая в начале 20в получила высшее образование и стала доктором философии, советский психолог и литератор Скороходова и слепоглухой психолог и педагог Суворов.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |