КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 24: Человек как предмет философского анализа. Изменение образа человека в истории и культуре
Сложность философского определения человека заключается в том, что: - по отношению к человеку сложно сохранять беспристрастность - человек слишком уникален и одновременно универсален, чтобы его можно было определить обычным философским путем -определение человека возможно только через определение мира человеческого бытия, а это-все. В широком смысле: Человек -точка пересечения различных проекций бытия, вбир-ая в себя одновременно прир., соц. и культ. характеристики; человек выступает одновременно как микрокосм, микротеус и микросоциум. В узком смысле: Человек -некое биопсихосоциальное существо, генетически и функционально обусловленное развитием природы и общества. Наиболее классической в философии считается триадичная модель человека, предполагающая его рассмотрение в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух. На уровне тела осуществляется первичная, жизненно необходимая связь человека и природы, фиксируются его особенности как биологического вида. Тело – материально-природное основание человеческого бытия. Душа – 1) особая жизненная энергия, кот. определяет сроки земного существования человека 2) индивидуализирующее человека начало, выступающее носителем воли, свободного выбора. Дух обращен к описанию всеобщего в человеке. С духовными качествами соотносятся сущностные родовые особенности человека, в качестве которых в философии чаще всего назывались разум и социальность. 1) Дух как разум или разумная душа. Разум, кот. объединяет людей, т.к. все носители разума 2) Св-во социальности, общественности, политичности. «Человек – политическое животное» Основные стратегии интерпретации человека:
Натурализаторская: Человек понимается как элемент природы, подчиненный ее законам и не имеющий в своих характеристиках ничего сверх того, чтобы было невозможно в др. природных образованиях. Классическая версия (Мандевиль, Ламетри, Дидро и др.) понимание человека как венца природы, ее наиболее совершенное и царственное начало. Неклассическая версия (Ницше, Фрейд) Человек – это несостоявшееся животное, «еще не определившееся животное», тупик природного развития Экзистенциально-персоналистская (Августин, Н. Бердяев, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) человек как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам и качествам, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы. Рационалистическая (Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель и др.) Сущностной особенностью человека становится наличие у него разума, сознания.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |