Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признаки субкультуры




О понятии «субкультура».

Особенности подростково-юношеской субкультуры как мезофактора социализации.

Субкультура (от лат. sub - под и культура) - совокупность спе­цифических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т. п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Субкультура - это автономное относительно целостное обра­зование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выраженных признаков:

· специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носите­лей;

· статусную структуру;

· набор предпочитаемых источ­ников информации;

· своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения;

· жаргон;

· фольклор и др.

 

Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры определяются социальной практикой общества, затем интер­претируются и трансформируются в соответствии с ха­рактером субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, ан­тисоциальностью), возрастными и иными специфическими по­требностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

Нередко подростки тщательно обе­регают свои увлечения от внимания и влияния взрослых. Эти интересы для них – те ценности, которыми они обмениваются. И именно эти ценности становятся основой возникновения многочисленных групп со спе­цифическими субкультурами.

Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, прису­щие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния:

1) в просоциальных субкультурах содержательно в основ­ном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры.

2) в антисоциаль­ных субкультурах нормы прямо противопоставлены обществен­ным.

3) в асоциальных присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобществен­ные, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры.

В антисоциальных, как правило, довольно закрытых субкуль­турах нормативная регуляция - жесткая и охватывает практиче­ски всю жизнь ребят. Во многих асоциальных субкультурах и в ряде просоциальных регуляция может охватывать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру (увлечение музыкальным стилем и т. п.), а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей.

 

В контактных субкультурных группах существует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае – положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влия­нием.

Степень жесткости статусной структуры в группах связана с характером субкультуры, присущими ее носителям ценностными ориентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная структура приобретает крайнюю степень жесткости, определяя не только положение в ней ребят, но во многом их жизнь и судьбу в целом.

Предпочитаемые носителями субкультуры источники информа­ции обычно имеют по своей значимости такую иерархию: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, передачи радио, ТУ, сайты («страницы») в Интернете, рассчитанные на носителей данной субкультуры; преимущественно определенные программы или передачи радио и телевидения, конкретные рубрики газет и журналов. Информация, получаемая из этих источников, оп­ределяет во многом содержание общения ее носителей.

Эстетические пристрастия. В каждой субкультуре можно об­наружить более или менее ярко выраженные общие для ее носите­лей увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, которые определяются их возрастными и социокультурными осо­бенностями, условиями их жизни и имеющимися у них возможно­стями, а также модой.

Следование моде - важнейший конституирующий признак подростково-юношеских субкультур. Наиболее явно это проявля­ется в костюме, оформлении внешности (прическа, макияж, та­туировка, пирсинг и т. п.), танцах, манере поведения, речи, музы­кальных и иных эстетических пристрастиях, бытовых изделиях.

Оформлению внешности в подростково-юношеской субкультуре принято следовать осо­бенно скрупулезно. Она имеет почти равную значимость для обо­их полов.

Мода определяет и другую характерную черту подростково-юношеской субкультуры - музыкальные пристрастия. Увлечения теми или иными направлениями или группами имеют возрастные, социально-культурные, групповые и региональные особенности. Одно из условий престижа в обществе сверстников - компетентность в современной музыке, обладание со­временной аппаратурой и музыкальными записями.

Одним из наиболее очевидных признаков субкультуры является жаргон - своеобразный диалект, отличающий ее носителей.

Жаргон - явление многослойное, включающее в себя ряд групп слов и выражений. Так, в подростково-юношеском жаргоне мож­но выделить четыре группы:

1) общеупотребительные сло­ва и выражения, получившие в жаргоне иное содержательное зна­чение (капуста, зелень - доллары, предки, шнурки - родители, упакован выше крыши - очень модно одет).

2) общеупот­ребительные слова и выражения, которым в жаргоне придается многозначная экспрессивная окраска, что позволяет употреблять их в значительно большем количестве случаев, чем это принято речевыми нормами (железно, крутой).

3) слова, бытующие только в жаргоне (баксы, салага, клевый, прикид - одежда, англи­цизмы, слова из блатной лексики).

4) слова и выраже­ния, употребляемые лишь в отдельных регионах, в том числе и имеющие корни в областных диалектах.

В каждой субкультуре рождается и бытует свой фольклор – комплекс словесных, музыкальных, игровых, изобразительных видов творчества.

Словесный вид творчества включает в себя различные предания из истории сообщества носителей субкультуры, о жизни и «деяниях» ее легендарных представителей, специфические по со­держанию, стихотворные и прозаические произведения, анекдоты. Музыкальный фольклор - это песни, выражаю­щие определенное мировосприятие и отношение к окружающему, чувства и стремления, особенности стиля жизни и мышления, от­ражающие и пропагандирующие ценности и нормы субкультуры, рассказывающие о каких-либо реальных или мифических событи­ях в жизни ее носителей.

Среди изобразительных видов фольклорного творчества следует выделить граффити. Граффити – неразрешенная над­пись, знак, сделанные любым способом на объектах общественной и частной собственности. Граффити - средство утверждения групповой иден­тичности носителей субкультуры, протест против социальных и культур­ных норм, отражение злобных реакций на конкретных людей и этнические группы (А. А. Скороходова).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 24444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.