Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №6: Понятие и виды субъектов Административного права




Субъекты Административного права – это участники управленческих отношений, которые административно-правовыми нормами наделены правами и обязанностями и способны их практически реализовать.

Всех субъектов можно разделить на 2 группы:

1. Индивидуальные – граждане Республики Беларусь, иностранные граждпне и лица без гражданства;

2. Коллективные – органы исполнительной власти, государственные и негосударственные организации;

Общим условием вступления организаций и лиц в административно-правовые отношения является наличие в них административной правоспособности, т.е. способности приобретать комплекс прав и обязанностей в сфере государственного управления, предусмотренных и обеспеченных нормами Административным правом. Для конкретных административно-правовых отношений также необходимо, чтобы организация или лицо обладали административной дееспособностью, т.е. способностью практически реализовывать в правоотношениях свою административную правоспособность, свои юридические обязанности и права. Сочетание административной право- и дееспособности создаёт условие, при которых субъект Административного права становиться субъектом (участником, стороной) административного правоотношения.

Административная правоспособность органов исполнительной власти выражается в компетенции, которой наделяется каждый из них при образовании. Компетенция органа фиксирует круг его управленческих функций и объём необходимых для их реализации полномочий. Фактически, административная правоспособность органа управления закрепляет и выражает объём принадлежащих ему юридически властных полномочий, позволяющих участвовать в административно-правовых отношения.

Административная право – и дееспособность органов управления возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, при этом в большинстве случаев органы управления обязаны вступать в административно-правовые отношения, которые играют роль основного средства практической реализации принадлежащей им компетенции.

Участниками административно-правовых отношений также являются структурные подразделения аппарата органов управления.

Административная право – и дееспособность государственных предприятий, учреждений и организаций практически выражается в деятельности их органов управления (администрация предприятий, генеральный директор и т.д.). Эти органы в пределах своей компетенции реализуют административно-правовые обязанности и права, установленные для предприятий, учреждений, организаций, представляют их во внешних отношениях административно-правового и иного характера.

Административная право – и дееспособность государственных служащих – административное управление работников определяется характером их деятельности и, как правило, закрепляется в специальных положения (положение о юрисконсульте, главном бухгалтере и т.д.). Эти право – и дееспособность производны от компетенции органа, в котором служащие занимают соответствующую должность.

Административной право – и дееспособностью обладают также общественные объединения и трудовые коллективы организаций. Административно-правовые нормы определяют виды административно-правовых отношений с участием этих организаций и коллективов, при этом подобные отношения складываются не внутри негосударственных объединений, а в той сфере, где они взаимодействуют с органами исполнительной власти, с администрацией предприятий, учреждений, организаций.

 

Административной право – и дееспособностью обладают и граждане. Объём их административных прав и обязанностей закрепляются Конституцией, законодательством, а также соответствующими административно-правовыми нормами.

 

 

Тема №7: Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства

Гражданин как субъект Административного права является участником общественных отношений, выступающий в роли носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделён для реализации своих потребностей, участия в управлении делами общества и государства.

Административно-правовой статус гражданин – это комплекс прав и обязанностей граждан, закреплённых нормами Административного права, а также гарантии реализации этих прав и обязанностей.

Некоторые права и обязанности граждан, в сфере Административного права в основном производны от конституционных, однако, немало таких, которые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются конкретными нормативными актами. (например, право управления транспортным средством, право приобретения оружия и т.д.).

Помимо Конституции Республики Беларусь административно-правовой статус граждан регулируется рядом правовых актов: Гражданский Кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе», Закон Республики Беларусь «Об образовании», Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» и т.д.

В правовых актах не отождествляется правовой статус личности (человека) и гражданина Республики Беларусь. Гражданин обладает большим объёмом прав и обязанностей, чем личность. Лица не являющиеся гражданами Республики Беларусь не имеют некоторых прав и обязанностей принадлежащих гражданам. (например, доступ к государственным должностям имеют только граждане Республики Беларусь).

Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объёмом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административные право- и дееспособность.

Административная правоспособность гражданина – это признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом Административного права, иметь права и обязанности административного характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Административная правоспособность граждан не может отчуждаться или передаваться. Её объём изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена, в случаях и порядке определяемых законодательством. (Например, временное лишение водительских прав, запрет на занимание некоторых должностей).

Конституцией Республики Беларусь предусмотрены виды прав и свобод не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и т.д.). Административная правоспособность граждан характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов отдельного гражданина с интересами других граждан. Права граждан сочетаются с их обязанностями перед обществом.

Административная дееспособность гражданина – это признанная за ним способность своими личными действиями осуществлять, приобретать права и выполнять возложенные обязанности административно-правового характера.

Момент возникновения административной дееспособности чётко в законодательстве не определён, при этом раньше, чем какая-либо другая у гражданина возникает именно административная дееспособность. По общему правилу все граждане Республики Беларусь обладают равной административной дееспособностью, однако, некоторые из них по состоянию здоровья могут быть признаны полностью или частично недееспособными (душевная болезнь, слабоумие). Согласно Кодексу об Административном правонарушении не являются субъектами административных проступков лица совершившие их в состоянии невменяемости.

Административно-правовые отношения возникают в процессе реализации гражданами своих субъективных прав и юридических обязанностей, как по собственной инициативе, так и в порядке одностороннего волеизъявления органа исполнительной власти или его должностного лица, при этом инициатива в осуществлении субъективных прав принадлежит преимущественно гражданам.

В случаях установленных законодательством субъективные права и обязанности могут приобретаться гражданами через своих законных представителей. В тоже время имеются права и обязанности, которые могут приобретаться и реализовываться только лично гражданами (право на участие в государственном управлении, воинская обязанность и т.д.).

В соответствии со статьёй 11 Конституции Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории нашей страны правами и свободами и используют обязанности на равне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Административно-правовой статус лиц не являющимися гражданами Республики Беларусь различен.

Иностранные граждане в Республике Беларусь – это лица не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

Беженец – это лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и находиться на её территории в силу обоснованных оснований (опасений) стать жертвой преследования в государстве своей гражданской принадлежности по признаку расы,религии, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений, и которое не может либо не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства; или лицо, которое не имея определённого гражданства или находясь на территории Республики Беларусь вследствие подобных обстоятельств не может или не желает вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в силу таких опасений.

Несмотря на конкретность в определении указанных категорий лиц, их административно-правовой статус внутри каждой категории различается.

В соответствии с этим, иностранные граждане в зависимости от времени пребывания на территории Республики Беларусь подразделяются на:

1. Постоянно проживающие на территории Республики Беларусь – это иностранные граждане, имеющие вид на жительство, выданный органами внутренних дел;

2. Временно проживающие на территории Республики Беларусь – это иностранные граждане находящиеся на территории Республики Беларусь на иных законных основаниях;

3. Проезжающие через территорию Республики Беларусь транзитом.

 

Существует также классификация по стране принадлежности:

1. Иностранные граждане стран ближнего зарубежья (СНГ);

2. Иностранные граждане дальнего зарубежья.

 

Иностранные граждане и лица без гражданства постоянно проживающие в Республике Беларусь имеют право на:

1. На занятие трудовой и хозяйственной деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания;

2. На получение образования в Республике Беларусь;

3. На вступление в профсоюзы и другие общественные объединения;

4. На заключение или расторжение брака с гражданами Республики Беларусь и иными гражданами.

 

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут:

1. Избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участи в референдумах;

2. Занимать должности, назначение на которые связаны с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь (государственные должности);

3. Допускаться к деятельности связанной с государственной тайной;

4. Исполнять воинскую обязанность.

 

В соответствии с законодательством, иностранные граждане и лица без гражданства находящиеся на территории Республики Беларусь, обязаны быть зарегистрированы иметь при себе действительные паспорта или заменяющ9ие их документы и предъявлять их по требованию представителей компетентных органов.

 

 

Тема №8: Президент Республики Беларусь, его полномочия в области государственного управления. Администрация и управление делами Президента.

 

Президент Республики Беларусь осуществляет государственную власть в качестве главы государства. Его правовой статус закреплён в Конституции Республики Беларусь и в Законе Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь». Президент является высшим должностным лицом Республики Беларусь, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Глава государства принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, её национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти, однако, организационно не входит в систему какой-либо ветви государственной власти.

 

Президент Республики Беларусь обладает обширными полномочиями по отношению к исполнительной власти. Данные полномочия относятся к формированию её организационной системы, а также к направлениям её функционирования.

 

К исключительной компетенции Президента в сфере исполнительной власти, государственного управления относятся:

1. Назначение республиканских референдумов;

2. Образование, ликвидация и реорганизация администраций Президента Республики Беларусь, других органов государственного управления;

3. С согласия Палаты Представителей назначение на должность Премьер-министра;

4. Определение структуры Правительства Республики Беларусь, назначение на должность и освобождение от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принятия решения об отставке Правительства или его членов;

5. Назначение на должность и освобождение от должности председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь (КГК);

6. Право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;

7. Назначение руководителей республиканских органов государственного управления и определения их статуса; присвоение классных чинов и званий;

8. Решение вопросов связанных с принятием в гражданство Республики Беларусь, его прекращением и предоставлением убежища;

9. В установленных законом случаях введение на территории Республики Беларусь или в отдельных её местностях чрезвычайного положения с внесением в трёхдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

10. Право отменять акты Правительства Республики Беларусь;

11. Непосредственное или через создаваемые им органы осуществление контроля за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления;

12. Право отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов, в случае не соответствия их законодательства;

13. Формирование Совета безопасности Республики Беларусь;

14. Назначение на должность и освобождение от должности высшего командования вооружённых сил Республики Беларусь и другие.

 

Глава государства на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издаёт декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

 

Для непосредственного обеспечения деятельности Президента, реализации его полномочий, создана Администрация Президента Республики Беларусь:

1. Является республиканским органом государственного управления;

2. Обеспечивает проведение государственной кадровой политики и идеологии;

3. Координирует деятельность подотчётных Президенту государственных органов;

4. Обеспечивает взаимодействие Президента с органами законодательной, исполнительной и судебной властей;

5. Осуществляет организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь;

 

Структура Администрации Президента Республики Беларусь:

1. Глава Администрации;

2. Первый заместитель;

3. Три заместителя;

4. Помощники Президента;

5. Главное управление кадровой политики;

6. Главное идеологическое управление;

7. Главное государственно-правовое управление;

8. Главное организационное управление;

9. Главное управление по взаимоотношениям с органами законодательной и судебной власти;

10. Главное экономическое управление;

11. Главное управление по работе с обращениями граждан и юридических лиц;

12. Управление внешней политики;

13. Управление региональной политики и другие.

 

В целях совершенствования финансового, материально-технического и социально-бытового обеспечения деятельности высших органов государственной власти, указом Президента Республики Беларусь создано Управление делами Президента Республики Беларусь, оно подчиняется непосредственно Президенту Республики Беларусь.

Тема №9: Совет Министров Республики Беларусь

 

Совет Министров Республики Беларусь – Правительство Республики Беларусь, является коллегиальным центральным органом государственного управления, осуществляющим исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчинённых ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

 

Организация и деятельность Правительства определяется Конституцией Республики Беларусь (ст.106-108) и Законом Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь».

 

Правительство Республики Беларусь подчинено Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Национальным собранием Республики Беларусь.

 

Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль над их исполнением подчинённых ему республиканских органами государственного управления и иными государственными организациями, а также местными исполнительными и распорядительными органами, физическими лицами и организациями.

 

В систему республиканских органов государственного управления подчинённых Совету Министров Республики Беларусь входят:

1. Министерства;

2. Государственные Комитеты, которые являются республиканскими органами государственного управления, проводящими государственную политику, осуществляющими регулирование и управление в определённой отрасли и координирующими деятельность в дано отрасли других республиканских органов государственного управления;

3. Объединение юридических лиц;

4. Иные государственные организации подчинённые Совету Министров Республики Беларусь.

 

Республиканские органы государственного управления несут ответственность перед Советом Министров Республики Беларусь за выполнение возложенных на них задач, за работу подчинённых им организаций. Они образуются, реорганизуются и ликвидируются Президентом Республики Беларусь.

 

Министры, руководители иных республиканских органов государственного управления самостоятельно в пределах своей компетенции принимают решения, несут персональную ответственность за выполнение соответствующими Министерствами, иными республиканскими органами государственного управления возложенных на них задач и функций, состояние дел в соответствующих отраслях. В республиканских органах государственного управления подчинённых Совету Министров Республики Беларусь создаются коллегии, в состав которых входят руководители республиканских органов государственного управления и их заместители по должности, а также другие руководящие работники этих органов. Коллегии рассматривают основные вопросы развития соответствующих отраслей, обсуждают другие вопросы деятельности республиканских органов государственного управления, подчинённых им организаций. Решения коллегий проводятся в жизнь постановлениями и приказами республиканских органов государственного управления.

 

 

Состав Совета Министров Республики Беларусь:

1. Премьер Министр Республики Беларусь;

2. Глава Администрации Президента Республики Беларусь;

3. Председатель Комитета государственного контроля;

4. Председатель Правления Национального банка;

5. Заместитель Премьер Министра;

6. Министры;

7. Председатель государственных комитетов;

8. Руководитель аппарата Совета Министров Республики Беларусь;

9. Председатель Президиума и Национальной академии наук Беларуси;

10. Председатель Правления белорусского республиканского союза потребительских обществ;

11. И иные должностные лица.

 

Постоянно действующим органом Совета Министров Республики Беларусь является его Президиум, в составе Премьер Министра, главы Администрации Президента, председателя Комитета государственного контроля, председателя правления Национального банка, заместителей Премьер Министра, Министра экономики, Министра финансов и Министра иностранных дел.

 

Премьер Министр Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Совет Министров действует на протяжении срока полномочий Президента Республики Беларусь и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.

 

Заседания Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание считается правомочным, если в нём принимает участие не менее половины членов Правительства. Решения Совета Министров принимаются большинством голосов членов Правительства присутствующих на заседании. В случае равенства голосов, принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

 

На заседания Совета Министров рассматриваются вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов, проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь, основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь.

 

Совет Министров принимает постановления и контролирует их исполнение. Постановления Совета Министров могут быть отменены указом Президента Республики Беларусь.

 

Аппарат Совета Министров создаётся для обеспечения деятельности Совета Министров, его возглавляет руководитель аппарата, который назначается на должность Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.