Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие механизма (системы) административно-правового регулирования




Механизм административно-правового регулирования - это совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.

Общая характеристика механизма административно-правового регулирования:

• представляет собой совокупность юридических средств;

• средства носят административно-правовой характер;

• объектом воздействия выступают управленческие отношения;

• направлено на решение задач общества и государства;

• активизирует субъекты управленческих отношений;

• повышает уровень их правосознания, правовой культуры;

• обеспечивается принудительной силой государства.

Элементы механизма административно-правового регулирования:

1) принципы административного права;

2) административно-правовые нормы;

3) акты официального толкования административно-правовых норм;

4) акты применения административно-правовых норм;

5) административно-правовые отношения.

 

8. Нормы административного права: понятие, признаки, особенности, структура и классификация.

Адм.-пр. норма (АПН) – уст. гос-вом мера должного и возможного по­ведения, рег. возникновение, изменение и пре­кращение общ. отношений, складывающихся в сфере гос. управления. Особенности АПН: - имеют императивный характер; - обеспечивают нормальное функционирование всей системы исполнительной власти (ИВ); - определяют правовое положение, меру должного по­ведения, порядок взаимодействия субъектов управ­ленческих отношений;

- служат для реализации назначения и функций ИВ (проведение в жизнь требований закона); - имеют собственные средства защиты от возможных нарушений - институт адм. и дисцип. ответственности; - являются базой для рег. иных общ. отношений (финансовых, трудовых, земельных); - достаточно часто являются результатом адм. правотворчества, осуществляемого субъектами управленческих отношений в процессе реализации ИВ;

- имеют подзаконный характер (вторичны по отноше­нию к К. РФ и нормам законов), опосредуют нормы законодательства. Условия адм. правотворчества: 1) такая возможность должна быть предусмотрена в за­конодательном акте (который определяет конкретного субъекта и объем его полномочий) или в компетенции субъекта ИВ; 2) осуществляется в интересах внутренней организа­ции механизма ИВ; 3) допускается в силу реализации «делегированного» законодательства. Структура АПН включает гипотезу, диспозицию, санк­цию, но часто гипотеза (условия действия АПН) не выра­жена или выражена косвенно.

Виды гипотез: - по степени определенности; абсолютно-определен­ные (конкретные обстоятельства), относительно-определенные (общая характеристика условий); - по способу изложения: казуистичные, абстрактные; - по предназначению: общие, специальные; - по внутренней структуре: простые (одно условие), сложные (кумулятивные - одновременно несколько условий, альтернативные - одно из нескольких усло­вий). Диспозиция - права, дозволения, предписания, обя­занности, запреты. Предложенную классификацию мож­но дополнить следующими положениями: - в рамках абсолютно-определенных диспозиций вы­деляют простые (признаки в силу очевидности не называются) и описательные (правило и его признаки); - бланкетные (ссылка на нормы другого акта) и отсы­лочные (ссылка на нормы этого же акта). Санкция - последствия нарушения нормы: - пресекательные; - восстановительные; - карательные. со­стоит из двух стадий: установление АПН и их реализация. Реализация АПН - проведение в жизнь предписанных нормой правил, воплощение прав и обязанностей в пове­дение конкретных участников управленческих отношений.

Классификация административно-правовых норм. 1) По содержанию регулирования: - общие - регулируют общие для всех отраслей управ­ления общественные отношения;

- особенные - регулируют общественные отношения, складывающиеся в конкретных сферах управления (экономической, административно-политической, со­циально-культурной). 2) По предмету регулирования: - материальные - регулируют сущность управленче­ских отношений (административно-правовой статус участников, правовой режим функционирования ИВ); - процессуальные - определяют порядок и методы реализации материальных норм государственного управления. 3) По соподчинению: - нормы-законы (конституционные, текущих законов РФ и субъектов Федерации); - подзаконные нормы. 4) По методу воздействия на поведение субъектов: - обязывающие - предписывают субъектам совершать определенные положительные действия в предусмот­ренных условиях (т. е. обязательные предписания); - уполномочивающие - предусматривают возможность адресата по своему усмотрению действовать в рамках требований нормы. Но у исполнительного органа (должностного лица) нет абсолютной свободы в выборе варианта поведения, он может лишь проявлять инициа­тиву при выборе положений, предусмотренных нормой; - запрещающие - содержат запрет на совершение определенных действий в конкретных условиях; могут быть общими (в отношении административных пра­вонарушений) и специальными; - поощрительные - обеспечивают должное поведе­ние адресата путем материального, морального сти­мулирования. 5) По субъекту выделяют нормы, регулирующие: - административно-правовой статус (АПС) граждан; - различных звеньев аппарата государственного управления; - АПС государственных служащих;

- деятельность государственных предприятий, учреждений; - отдельные аспекты деятельности коммерческих юри­дических лиц. 6) По пределу действия АПН: 1. Во времени:

- срочные (заранее определен срок их действия, на­пример чрезвычайное положение); - бессрочные (срок не определен, утрачивают силу в результате официального изменения или отмены). 2. В пространстве: - общефедеральные: действуют в пределах РФ, иногда за границей (поведение граждан за границей); - нормы субъекта Федерации; - местные (локальные); - межтерриториальные (акты, действующие в услови­ях чрезвычайного положения, распространяются на ряд территориальных образований); - специальные (определенный регион). 3. По кругу лиц: - правила в отношении всех субъектов управленческих отношений; - для отдельных категорий субъектов (отдельные виды юридических лиц)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.